Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:19 

27.01.2014 в 18:16
Пишет Вольфганг Шеффер:

Сегодня сбылась мечта моего детства.
Я посетила музей судебно-медицинской экспертизы СибМГУ.

Об этом музее я впервые услышала на занятиях по НВП, которые проводил врач скорой помощи. Крооме знаний, которые я до сих пор не забыла - как повязки накладывать, как раны обрабатывать и прочая первая помощь при травмах - он рассказывал нам много баек из своей практики.
И вот среди этого рассказал он про этот музей и про клееночку.
История забавная и жутковатая.
Но тогда она была для нас просто смешной, потому что проститутки казались чем-то исключительным, а криминал - это вообще из другой жизни.
В 1970-х годах в Томске жила некая дама, которая торговала своим телом. Или не торговала, а делала это из любви к искусству, принимая подарки - об этом врач нам не сказал. Однажды в "Вокруг Света" прочла она о некоей прославленной баядере, попавшей под машину в славном граде Бомбее. Тело баядеры было сплошь покрыто татуировкой с именами ее клиентов. Томской баядере показалось завидно. Татушки тогда было делать немодно, потому она купила клееночку и начала писать на ней всех этих "Сан-Санычей" и сперантов с курсатами. Иногда четко оговаривая род занятий, имя и место учебы, а иногда ограничиваясь пометкой, что с сим клиентом ходила на "Афоню". В общем, на 137 клиенте список обрывается - он даму убил, напугавшись, что она не так это все записывает.
В общем, сегодня узрела я сей легендарный экспонат и много что еще.


читать дальше
А вот интересно - как выглядела хозяйка клееночки? И что заставло тех женщин вводить мыльный раствор в матку? И почему выпал из окна тот человек, чьи полопавшиеся вутренности стоят в шкафу?
Это не менее интересно, чем технология придания прижизненного вида трупам...

URL записи

17:24 

16.10.2013 в 17:50
Пишет Вольфганг Шеффер:

Сотрудники ТОКМ предприняли поездку в Итатское сельское поселение в связи в подготовкой к грантовому проекту "Сибиряки вольные и невольные". Как известно, Итатка как большое поселение возникло в связи со строительством железнодорожной ветки Томск-Белый яр, в 1939 году. Однако место было заселено с конца XIX - начала XX века, когда на территории нынешнего прристанционного поселка возникли хутора Шутинских, Гайделисов, Буковский (не Быковских, как многие произносят) - практически все - переселенцы из Царства Польского и Литвы. За рулем нашего верного жигуленка был Олег Асратян, модератор музейного сайта и фотограф. А в машине Я, как человек побывавший в этих местах в качестве велотуриста, Василий Антонович Ханевич, заведующий музеем "Внутренняя тюрьма НКВД", пан Богуслав, музейный работник из Польши и Геннадий Березовский - уроженец здешних мест, мать его происходила из рода Шутинских, а отец - потомок томских первопоселенцев, тех, что в XVII столетии обосновались на Воскресенской горе.
В мои ланы входило выяснить, можно ли найти кого-то, кто бы пополнял контент нашего сайта, потомки переселенцев из Польши, Олегу надо было сделать снимки - в рамках его научных интересов - история томских железных дорог. Василию Ханевичу надо было найти зековское кладбище, на котором упокоился политзек Виктор Саввин (Виттор Небдинс) - известный поэт-коми, автор гимна республики, драматург и один из пионеров национальной интеллигенции. Увы, в 37 году получил он свою пятерку, отбывал срок на лесоповале, лагпункт "Тайга" под Итаткой, подорвал здоровье и умер на Прикульском ОЛП (собственно, тоже под Итаткой). "Мемориал" установил на краю кладбища памятный камень и теперь Василий Антонович хотел посмотреть, в каком он состоянии. Кроме того, Василий хотел поговорить с руководством школы Итатского сельского поселения (расположено недалеко в с. Томское) о создании музея. Геннадий владеет домом в Итатке, готов продать его под музей. Но нам он в первую очередь был нужен, как проводник: показать, где хутора стояли, рассказать... Геннадий вообще тот идеальный потребитель нашего проекта, который интересуется своей семьей, ищет свое место и пытается осознать собственную роль в истории России, знает родослоловную не по преданьям старины, а в результате генеалогических разысканий в архивах. Его родословие занимает несколько тетрадей. Богуслав поехал просто понаблюдать за нами, как он сам высказался. Музейный работник из г. Белостока, он часто бывает в России и интересуется исорией Польской диаспоры в XX веке.
Выяснив, что главы СП на месте нет и взяв в Администрации данные о том, кто мог бы поведать об истории Итатки или хотя бы своего рода, мы посмотрели на бревна, оставшиеся от сруба костела из с. Андреевка . У сруба была бурная история. Срубили его поляки-переселенцы, не поскупившись на материал - взяли лиственицу, которая не гниет. Но костел закрыли, перевезли в Итатку и организовали в здании почту и милицию. Потом костел-милиция-почта сгорели, не дотла. Но несколько гнилых бревен прямо напротив здания администрации вряд ли могут привлечь внимание непосвященных. Потом поехали на кладбище. Итатка и сейчас сохраняет хаотичную планировку. Геннадий Березовский показывает места хуторов, поясняет, что на хуторе стояло 2-3 дома, в которых жила родня, рядом шли огороды и выпасы. А вот где поля были, он не знает, и карточек переписи 1916 года не нашел.
По грязной и довольно тоскливо выглядещей улице (есть дома крепкие, а есть и вовсе брошенные) мы выезжаем на кладбище. У главных ворот стоит крест, кладбище вытянуто вдоль оврага. Есть там старая часть, новая и интернатская - в Итатке есть интернат для... как бы помягче сказать: для состарившихся заключенных, которым податься некуда. Как Ваенга поет: "Ни сумы, ни тюрьмы".
В общем, посетили мы могилу тети и деда Геннадия, посмотрели на кладбище - родовые кусты впечатляют.
Кстати, как выяснилось, католики ставят памятники "в обратную сторону". Тоже в ногах, но кладут покойного ногами на запад. Подивились на памятник 53 года на могиле нкоего Поздеева.
читать дальше
Пошли искать кладбище заключенных. Если бы не было сказано, что там полно людей - и если бы не несколько особенностей, то эти едва видные холмики и частые впадины за могилы принять сложно. Памятник на окраине леска ухожен. Пошли дальше. Массивный памятник времен 50-х, ржавый и покосившийся - кем поставлен? Родными? Тогда, еще в первую оттепель? Но дальше идем - у пихты ограда, в ней крест. На нем имя Виктора Саввина. Но его могилу уже не найти Первоначально вообще было прибито к дереву, потом крест поставили. А чуть поодаль - карточка и табличка - прямо на стволе дерева. Кладбище пересекает колея, и за колеей оно продолжается. Интересно, в ложке не хоронили, или прямо по костям колея? Кладбище относительно чисто, при том, что местами попадается мусор.

читать дальше
Геннадий рассказывает, что на территории рядышком с кладбищем, где сейчас интернат, собственно и была зона, которую, не размениваясь на детали, местные звали "Сиблаг". Подивился, что родня, имея в семье репрессированных, тем не менее полагала зеков сидящими "за дело". От милосердия наших крестьян отучили быстро: мол, будешь подавать - сам рядом сядешь. Впрочем, потом выяснилось: живет в Итатке бабулька, которая девочкой бегала за 5 км на Лаготделение "Тайга" - меняла на игрушки молоко. А потом Геннадий вспомнил, что зеки "не знали, как лес рубить. Потому многих новых зашибало комлями до смерти".
Пока мы тут копошились, заинтересовались нами собаки: грязные безродные попрошайки. А я, памятуя о прошлой командировки, не взяла еды. Потм появилась хозяйка - под стать этим псам, забитая жизнью.
читать дальше

Подъехали к интернату. Внутрь не пошли, Олег поснимал калитку и проходную, строения находятся вдалеке. Потом поехали в Томское. Был Томское военным городком, с площадками, ракетными шахтами, замаскированными под птицефермы. Страшное место, хотя оно и возрождается потихоньку. В перестройку армию бросили самым скотским образом. Народ в военном городке замерзал - части закрыли, и если кто остался в поселке - их проблемы. Народ покупал или получал в качестве гуманитарной помощи буржуйки и топил. Потом те, кто привык жить лучше - разбежались, оставшиеся бомжи доедали все, что можно - в прямом и переносном смысле и обгаживали все, что нельзя стибрить.
С того времени, как я побывала тут последний раз дом престарелых перешел в ведомство, которое курирует психтически неполноценных людей, дома, заселенные на два подъезда, заселились полностью. Но все равно разруха и мерзость запустения. Дети, идущие погулять из школы производят впечатление сюрреалистическое, а идеальная школа - вообще из другого мира.
читать дальше
Ханевич зашел в школу. Он хотел поговорить с директором, но его не было. Была завуч и учительница, занятая краеведческой работой. Учительница - мать троих детей, жена пекаря - переехала сюда из Новосиба. Ради квартиры. Однако, судя по всему, нашла чем занять себя и своих бандерлогов из 7 класса. Пишут проект, берут интервью у стариков. Надо сказать, что ее предшественнница (она жива, но у нее рак и потому поговорить с ней сейчас нельзя - отходит от химиотерапии) сотворила великое дело - нашли с детьми Лаготделение Тайга, повеили там мемориальную доску, зафиксировали все на фото.
В общем, смогли мы достигнуть договоренность о том, что ребята будут постить на наш сайт результаты своих поисковых работ. И им хорошо, и нам.
На обратном пути у нас сломалась машина. И тут выяснилось, что пан Богуслав работал механиком. Помог Олегу с машиной. В общем, вернулись слегка подмороженные и довольные.

URL записи

17:16 

28.08.2013 в 08:48
Пишет Вольфганг Шеффер:

Фестиваль авторской песни "Томский перекресток" - день 2.
Второй день, он же главный, начался для нас с хозяйственных вопросов. Надо было сходить в дер Нижний Склад за продуктами, сходили, купили. Как выяснилось, много лишнего купили для мужа - он боится остаться без еды :). Кашеварил у нас, кстати, муж, посуду мыла я. В общем, надо брать тряпочки и что-то воде фейри - все эти технические жиры из китикетов отмываются очень плохо даже горячей водой - ее немного.
Потом начался блок мероприятий. По большому счету - если на все ходить, потом можно не ходить на гала-концерт. Но сначала, понятно - поднятие флага Томский перекресток проходит под эгидой Департамента Культуры. Наверно потому, что пропихнула его сотрудница этого департамента - Марина Томилова, сама бард и даже очень неплохой. Она традиционно и поднимает флаг. А тут еще пришли всякие начальники вплть до зам губернатора Жидких. Этот бывший милиционер у нас теперь курирует культуру и прочую социалку ).
читать дальше

URL записи

17:16 

17:15 

27.08.2013 в 18:35
Пишет Вольфганг Шеффер:

11 Фестиваль Авторской песни "Томский перекресток"
Итак, пишу отчет.
Идея приехать на фестиваль с ночевкой пришла нам прошлый год. Авторская песня - то, что нам с мужем нравится одинаково, фестиваль сам по себе интересен, но если ехать без ночевки, то самого интересного как раз и не увидишь. Гала-концерт, концерт мэтров и все такое проходят ближе к вечеру. В общем, наличие спальников и палатки вполне сделали возможным проживание на фестивале.
Да и с погодой повезло. Вечером, конечно, было холодно - но днем - вполне себе летняя жара (я обгорела :)).


В выходные накануне муж скатался на место проведения фестиваля. Это территория городского пляжа, довольно благоустроенная. Например даже сортир на три посадочных места (унитазы, умывальник, сушилка) - имеется. Опять же - вода. Водопроводная, несколько точек.
Вот мы походили-походили, предвкушая, где тут пристроимся, и пришли к выводу, что пока не приедем в час Х - ничего не решим. Потому по мере приближения часа Х, муж решил - что надо ехать пораньше. Потому в 14 дня мы были уже там.
Территория была уже подготовлена к празднику. Сделаны 2 сцены - малая "Каникула" - на берегу Томи, и большая - на территории луга. Вся территория была разбита на кварталы, и даже у улиц были названия - предполагалось угадать, из какой бардовской песни их надергали.
Мы жили на пересечении Попутного ветра и Бетонного причала :)
читать дальше
Так прошел первый день фестиваля.

URL записи

17:14 

25.08.2013 в 16:45
Пишет Вольфганг Шеффер:

Съездили на "Томский перекресток"
С пятницы до сегодня были на фестивале Авторской песни "Томский перекресток"
С погодой повезло. Вечерами холодно - но днем лето и сухо все время.
отчет попозже, а вот те, кто наиболее запомнился.


Алена Чье
Скачать бесплатно Алёна Чье - " Маки" ст. и муз О. Качановой на Muzebra.com.
и Ирина Орищенко


URL записи

17:13 

29.08.2013 в 09:01
Пишет Вольфганг Шеффер:

Нарым, любовь моя. Завершение.
Все записи сделаны уже задним числом, в катере, потому я с трудом могу сказать, 14 или 15 числа это происходило.
Вечером, подозреваю, что 15 числа создался комплекс заштатного города Нарыма. Развесили стеклопакеты, поставили витрины: там нашли место все те черепки и прочие железки, которые мы нарыли на берегу протоки. Рядом с более солидными экспонатами, типа книг, икон, ключей, замков и весов, они смотрелись вполне по музейному. То есть с претензией на некоторую художественность. На стене отлично смотрелся фонарь, кованый кронштейн для фонаря и страховой знак общества "Россия".
Но главную тревогу теперь вызывал зал советского периода. Начиная с добротно сработанного барака, который вызывал желание поселиться в таком замечательном жилье (ну не умеет Шнайдер халтурить!!!) и до квартирного комплекса. Марина за этот период успела прошерстить несколько брошеных домов и приволочь кучу барахла, которое потом отлично заиграло в бытовых комплексах.
Был еще один сложный комплекс. Дело в том, что на дальней стене зала - запасной выход. Его и закрыть нельзя, и надо обыграть, чтобы этот выход зала не портил. Зоя придумала его обыграть как крыльцо ДК, подготовленное к принятию гостей: бархатные портьеры, красная дорожка, на стуле гармошка стоит. Сейчас придут артисты и начнется концерт. Так пока клеили стенд с нарымской культурой, потеряли фотографию, которая должна была помочь прочесть предметный ряд. Еле нашли в куче того, что было отложено в "невписавшееся".
Но тем не менее, в последний день все баннеры повисли, окна на стене возле входа с ситцевыми занавесками врисовались - одна в квартиру 70-х, другая - в квартиру военного времени (там небольшой интерьерчик вокруг посылочки на фронт нарисовался.
Квартирка 70-х получилась более чем уютная. Шкаф, комод (подлинники), кровать, на ней - настоящая перина и белье с подушками - все из одной квартиры. Круглый столик, под плюшевой скатертью, и маленький штришок - на комоде - прекрасная масочка волка (нашли в выморочном доме, примерно 60-е гг, хотя может и 70-е), а под столом - мячик. Из-за шкафа выглядывает форма лесоруба 70-х же годов. В общем, мама - доярка, папа - лесоруб и любитель техники, а еще есть как минимум двое детей - причем оба мальчики.

Добротному бараку я придала несколько неуютный вид - набросала на крышу всяких ржавых чугунков, развесила хаотично по стенкам инструмент (принцип - чтобы мне было удобно пользоваться, а на красоту насрать)
Добивали все комплексы спешным порядком, и к тому времени, как "понаехали тут" всяческие начальники и простой люд с культурной программой, у нас было готово почти все, за исключением сталинианы. Зоя придумала очень красивый вариант занавеса. Привезли дорожку. А нам уже не нужна была дорожка - нашлась аутентиччная в Нарыме. Но эту тоже куда-то надо было врисовать. Решили сделать ее прямо подле Сталина - постелили. Шнайдер, дурачась, улегся на нее, и мы все тоже легли попозировать.
читать дальше

Марина правда с довольно кислым видом отреагировала на сию шутку - сказала, что ложиться перед "этим хомяком" не станет. Если бы выражение лица не было таким тошнотным, то наверно, отреагировалось бы спокойно.

Из того, что к работе не относится, но достойно фикасации. Начальство отреагировало, что "Заметны разительные перемены. Причем к лучшему" Светлана Ивановна не ожидала такой кардинальной перестройки. Она то думала, мы там наиболее слабые места чуток подправим.

Из людей, приехавших с начальством, очень рада была видеть Лену Чигрину и Олега Асратяна.
Кстати, оба эти человека случайно заночевали в музее. Олегу не хотелось ни оставлять дорогостоящую аппаратуру, ни бродить с ней в темноте по Нарыму. Он лег в кухне. А Лена невовремя вышла из столовой и ее забыли о ней при распределнии по кроватям. Но Аня пустила ее к себе на диван. Я пообещала Лене отдать свой спальник (в каталажку она не захотела идти).
В общем, народу еще праздник работать, а я изображаю т. Сталина, сбежавшего из нарымской ссылки. Уитром снова сдох сотик. Я в Парабели купила дешевую трубку со сносными характеристиками - отдам дома маме.
Про экспозицию - наверно, будет отдельный пост, когда будут у меня фотки с других фотиков и буду анализировать экспозицию.
читать дальше


URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:23

17:12 

28.08.2013 в 17:30
Пишет Вольфганг Шеффер:

Нарым, любовь моя. День 4. 13 авг. 2013 г.
Вчерашний день был богат на события. Во-первых, завершили работу над подиумом - осталось только окошко приставить. Его не приставили, но одобрили. Привесили полицейское управление. Зоя вчера поклеила обои, которые тут же наутро обнаружены отклеееными нафиг. Я составила почти всю комнату, и она даже нарисовалась с обитателями: семейство тут живет интеллигентное, но бездетное. Муж почитывает запрещенную литературу, принимая на свое имя посылки и нелегальщину для ссыльных. Жена так далеко не зашла - она активно работает с театром - сидит у окошка и шьет костюм для сцены. Так что, став почти свободной, пошла травить ошкуреный горбыль.
Любовь Николаевна утром все же отвезла меня к могиле Ермолаича и Мони, о которых я уже писала. В общем, шок, который мне пришлось пережить был силен. Разве что спасибо, что крапивой не заросло. Но битым шифером засыпано.
Сейчас, когда мы уже заказали на памятник табличку, думается более спокойно, и все же...
Вечером приехал художник Юра, Аня Локтионова и Юля Шичанина. Последние две девушки - совсем домашние. Аня - та еще вообще с одной почкой, так что ей бы особо и не стоило ездить по всяким командировкам под самую осень.
Нервозность обстановки сразу повысилась. Юра заранее приехал с мордой тяпкой, Юля изо всех сил крепилась, чтобы не выдавать свой шок, а Аня вечером внезапно взорвалась. Несла таз с горячей водой, а дверь заклинило, она слегка обожглась. В результате начала с визгом пинать дверь, пока на крики не сбежались мы с Мариной и чуток не успокоили. В общем, нервозность обстановки так накалилась, что народ как-то дружно рассредоточился шарахаться по сумеречному Нарыму. А я чуть не прибила Марину. Нечаянно. В общем, я хотела увязаться с компанией пошарахаться по Нарыму (в одиночку не имеет смысла - я ничего не вижу в сумерках!), но Марина закапризничала. Тогда я осталась и решила достать оргстекло, чтобы пораскладывать фото на стенды. Попросила Марину придержать поликарбонат, который не давал мне долезть до оргстекла, а тот поехал и впечатал бы Марину в стенку, кабы не оказалось за ее спиной журнального столика. Она села, поликарбонат рухнул ей на ноги, а не ушедший покуда народ сбежался и высвободил пострадавшую из-под завала. В общем, мы решили пойти спать. Тут у Марины внезапно сложилась ее койка. Так что ей явно была карма такая - быть побитой в этот вечер всем. Последнее ЧП - почему-то резко сдох мой филиппс - который я зарядила перед поездкой и который может месяц держать заряд. Хорошо хоть у Ани наутро обнаружился подходящий зарядник))).

Утром живые (Марина обошлась даже без синяков) мы ломанули по Нарыму. Марина - снимать памятники регионального и федерального значения, а я - как проводник и просто из любопытсва. Сводила Марину к Ермолаичу с Моней, а потом пошли на кладбище. Оно оприходовано под парк, но в нем случайно уцелели два надгробия (пенек от Голгофы и поваленная стелла, в обоих случаях - надписи нечитаемые), и три могилы ссыльных. Блатницкий Э,Б. - врач, заразившийся брюшным тифом и умерший, Калужанский, на похоронах которого побузили ссыльные и еще один. Могилки однотипно выглядят: покрашеная половой краской плитка и в ногах (или головах) небольшое возвышение с табличкой. Как есть - койка с подушечкой. Но это хоть в идеальном порядке.
За завтраком Марина посмешила народ, заговорив про кладбище: мол, заразно.
Пошли пасьянс раскладывать.
Кстати проблема: у меня нет ни одной этикетки: второпях забыли их отдать в печать. Придется набирать заново и топать в администрацию, чтобы их там распечатали: в музее нет принтера. Вернее - есть, но сломан(((.
А стенды мы к вечеру поклеили - не все. Но я свои сделала.

День 5. 14 августа 2013 г.

Вчера народ хороводился до 12, может - до полдвенадцатого, но я ушла вскоре после 11. Устала страшно, и, кажется, Зоя это увидела - она меня сама погнала спать. Мои стенды повисли - без этикеток. Марина сегодня собиралась пойти в Администрацию и распечатать - я набрала их заново и выверила у Любови Николаевны.
Пока клечятся другие стенды. Остался Нарым как заштатный город и почти вся Новейшая история. Мне бы сегодня добить вещи в этнографии и ссылке и пойти заниматься другими комплексами. осталось полтора дня.
А погода испортилась. По Нарыму ходить некогда, купаться никак - знай, работай.

*********************************************************************

16 авг.2013 года.
Два дня писать было некогда - доделывали все! И вот я уезжаю - в тот день, когда в Нарыме будет праздник, ради которого мы тута все старались. Сижу в катере и пишу, пытаясь восстановить, что же было в эти два дня.
А было вот что.
14 мы клеили, ставили и строгали все, что было недоклеено и недостругано. Ушли спать в первом часу. самое запомнившееся - стали ставить витрину с шаманом, Аня, которая поставила мне всю русскую этнографию и свою аборигенную, начала толкать идею, что духов-помощников надо бы представить поярче. Надо так надо. Покружив вокруг нескольких идей, додумались, что Марина из шпагата соткет некую тряпочку, духи нанитках с бусинками будут подвешены к кусочку горбыля. В результате нитки оказались слищком длинными, но духи так мелодично зазвонили, путаясь, что просто ах. Нитки мы распутали, намотали на горбылину, сзади подкололи половичок из шпагата и наплели из бахромы чего-то. Вышло хрен знает что, но красиво.

Потом выяснилось, что кулайская пластика напрочь потерялась на фоне карты Нарымского края. Подтенили фигурки золотой краской. Позолота выглядит так, словно это - часть карты :)

Но самое главное - дождь перестал и мы с Мариной прошли по всем памятникам, чтобы выяснить, что цело. Да, жизнь и сохранение исторической памяти - вещи несовместные. Большая часть памятников в аварийном состоянии, а та, что нет - как правило выглядит совсем модерново: обшивка доской и сайдингом, шиферные крыши вместо тесовых, окна... Я тут нашла на выставке Польский дом до евроремонта. две большие разницы.
Один из домов Марине оказался отлично известен: хозяйка его умерла год назад, сын ее погиб еще раньше. Короче, мы отменно пошакалили в этом доме. Много всего потом укочевало в экспозицию. Вплоть до перины.
Кстати, комнат у нас две: моя, дореволюционная, и юлина - 60-х годов.
Мой комплекс опять встал раньше всех :). не знаю, как это выходит. Но очень забавно, как в нем поселились люди. Начала книжную полку ставить и офонарела - вот они, люди... Потребовалось поселить барышню - в результате грабанули домик Алексеевых (у которых Сталин жил), там нашелся флакончик из-под туалетной воды начала века. Поставили шкатулку - работа одного из политссыльных, К.Ф. Голубева, кстати, другую такую шкатулку положили на жардиньерку. Кроме всего того, что в комнате было использовано: самовар из столовой политссыльных, мандолина т. Куйбышева.
Вот он, мой кусок экспозиции.
читать дальше
читать дальше

URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:22

17:11 

23.08.2013 в 07:22
Пишет Вольфганг Шеффер:

День 3. Продолжение.
Вчера много красили.Я в одиночку сковырнула со стены карту российской империи из ДСП. Тяжеленная дура. Народ пошутил, что видно, дух Леши Ермолаева покоя мне не дает. А я до могилы так и не дошла, хотя и третий день (ну, фактически, второй) в Нарыме. с каждым днем работы будет больше и больше.
Кстати, маленькая деталь. Сотрудники музея - выходные, правда, заглядывают к нам время от времени. Но усадьба закрыта, и чтобы никто не ходил из местных - а они туда регулярно заводят приезжих родственников, мы повесили на ворота замок, а сами лазаем через забор. Вечером Юрий Кузьмич зачем-то замок снял, тут же нарисовались посторонние, Марина истерила так, словно кто-то пустил в музей гопников. Из нежелательных посетителей у нас только один местный дедок - который тихий шизофреник. Рвется, блин, к культуре. Кстати, видела я его. Если бы не знала о нем, что такой вот волонтер - никогда бы не отшила грубо. Одет чистенько, перегаром не разит, лицо, как у многих тихих шизофреников - одухотворенное.
Рабочий день накануне затянулся. Повисли все баннеры (кроме одного), начали стрительство барака. Шнайдер не может работать неаккуратно. Барак выходит добротный, явно немцы ссыльные стоили. Сделали витрину в виде острожной башни. Ошалеть, как красиво и ладно вышло!
Снова купались - Марина проявила массу энтузиазма и снова бултыхалась на воде. Осталось добиться построения моего подиума.
Тут высвободился один жутко громоздкий экспонат: наличник с нарымского дома. Теперь его надо как-то врисовать ко мне. Решила прибить его к наружному краю подиума, пусть торчит, как тополь на Плющихе. Еще жандарма бы к нему пристроить.
читать дальше


URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:23

17:11 

22.08.2013 в 19:04
Пишет Вольфганг Шеффер:

Нарым. День 2. Продолжение. День 3.
Сегодня начались первые подвижки. Ободрали стены, драпировки и картинки, выволокли на улицу уродские стенды в виде душевых кабинок, покрашеных в алый цвет. Красить в коричневый хотя бы. Потом я красила стену под полицейский участок: мне наболтали краски в нужный колер, налили в детский ночной горшок и алга. Еще та пестня - размазывать краску по зернистой поверхности. При учете, что краски - в обрез. Оказалось, лучше всего размазывать краску круговыми втирающими движениями. Выглядит диковато, но оказалось вполне прилично покрашено. Я поздно спохватилась, что надо бы добавить воды - пришлось доскребать по стенкам.
Кроме работы - сходили в местное сельпо на почте: там есть сразу все. Марина, как завхоз группы, докупала всякой херни - вплоть до фонариков и крема. Я хотела купить обувку - мои босоножки отказались ходить по сельским улицам - но мне нашли хозяйские тапочки и я в них отходила всю экспедицию.
В обед сходили искупались в протоке. Вода цветет - забираешься в нее - и выходишь, покрытый урым налетом. Впрочем, по высыхании он очень нормальный. Течение бешеное - мне только на третий день удалось проплыть против него, в первый день - чуть не утянуло под стоящий у берега катер. Но плескались мы на мелководьи, я встала на ноги и, держась за борт, пошла на берег. Зато Марина, забравшись с другой стороны, и держась за катер, немного побултыхалась на весу. Дело в том, что она панически боится воды, и может утонуть даже там, где воды по пояс.
А вечером нас позвала Нонна Венеровна в баню. Воду мы экономили - все же после нас с Мариной еще 2 пары мылось. Вообще я после турпоходов довольно легко привыкаю к собственной грязи. Но помыться приятно. Вода очень мягкая. Голову тоже помыла, хотя так и не расплела косичек (так с ними и вернулась домой)
Кстати, во время купания Юрий Кузьмич насобирал на берегу кучу артефактов - от явного ХХ века до более древних: черепки, удило, нож или обломок палаша. Даже одна керамика неместная попалась.
Расползались после бани довольно поздно - фонарика у меня нет, так я приспособила электронную книжку вместо.

День 3. 11.08.2013.
Утром первым делом побежала на стену смотреть: легкий непрокрас в глаза бросаться не будет - там и фигура, и управление, и чего токмо нет. Оля и Юрий Кузьмич тоже того же мнения.
Я и Марина - по прежнему самые ранние пташки. И чаю попили, и за водой через Полой сбегали. Вчера вечером погромыхивало - мы ждали грозу, но ее пронесло мимо. Марина делится новостями. Виктору Ивановичу ночью поплохело - упал сахар и он в 5 утра пришел чайку похлебать. Его долго не будили.
Подвожу итоги. На сегодняшний день сделано:
- ошкурено примерно половина построечного горбыля, напилена треть.
- покрашена 1 стена
- повешен 1 баннер - в моем зале.
Надо - покрасить еще 2 стены (потом выяснилось - не две.
повесить кучу баннеров
-сколотить 2 витрины в виде башен острога
- сколотить барак спецпереселенцев, чтобы в нем разместить музейную библиотеку.
ОСТАЛОСЬ 5 дней!!!

URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:20

17:10 

20.08.2013 в 15:46
Пишет Вольфганг Шеффер:

Нарым. День 2.
Проснулась легко в 7 утра. Не то, чтобы выспалась - но спала крепко и спокойно. Оля Куликова в одной камере со мной и Виктор Иванович за стенкой - слышимость ужасная, но он не храпит :). Кровососы ночью не тревожили от слова сосем, но вот утром комарики умыться нормально не дают. Марина встала еще раньше. Сидим, пьем чай. Вспоминаем вчерашний день.
Учитывая, что на экспозицию дали менее 100 тыр на все, то перестройки вроде не кардинальные, но экспозицию не узнать. Украшением первого зала должна будет сать витрина в виде башни острога. Вернее, две витрины, но вторую оказалось и ставить негде, и не успевали. Там макетик острожка довольно плюгавенький. Кстати, проблемы. Острожные башни должны сделать из горбыля, а горбыля нет. Не привезли. А его еще шкурить, я уже знаю, что это такое.
В среднем зале - досоветская ссылка - от периодизации и сортировки (а вообще круто выходит. Фортки нарымские располагаются на прозрачном оргстекле. На фоне от декабристов до социалистов изображены события тех лет. Декабристский этап - знаменуется изображением Сенатской площади и пятерых повешенных, потом - гражданская казь Чернышевского и события Кровавого Воскресенья как фон для социалистов. Что до моих стендов, то там на заднем плане должны маячить нарымское полицейское управление и жандарм. Вроде и не видно - и все время в жизни моих фигурантов. Третья стена занята видом Нарыма и на его фоне - быт нарымчан. А напротив - подиум, и на нем типа квартира нарымчанина, который сочувствует ссыльным. По правде сказать, если сравнивать быт ссылки царской и быт ссылки советской, это небо и земля. Наверно, только Киндальские сидельцы могли претендовать на этом фоне на предмет "лишения и страдания". Но я все же склонна была слегка педалировать именно эту киндальско-туберкулезно-тяжелую тему, потому как в предыдущей экспозиции рисовался образ шибко радужный. Театр, общественные столовые, содержание нянек и все такое - было, но не только.
Еще одна страничка: есть в фондах нарымского музея шикарная фотка: ссыльные празднуют 10-летие своего освобождения. Часть лиц замазаны чернилами: эти люди до 20 годовщины не дожили.
Зато в третьем зале тему страданий народа наоборот приглушили. Да, ставили людей в суровые условия на выживание, и сколько народа померло - царской ссылке и в кошмарном сне не снилось. Но в этом деле четко прослеживается экономическая целесообразность. Да, можно находить в рабском труде массу недостатков, но когда надо найти много народа на нечеловеческие условия, чтобы выдали результат на гора, а дальше - никого не колышит, что будет с работником - результат на гора выдается быстро и с песнями только рабами да солдатами.
И еще одна деталь - вольная деревня в те годы тоже жилилась и тянулась из последних сил. В общем, именно эту мысль о необходимости скачка в экономике и трудности быта всех русских крестьян и поставили во главу угла, в то время как в прежней экспозиции (перестроечной) были поставлены скотские условия жизни ссыльных, и лживость обвинений репрессированным.
Сильной стороной зоиной экспозиции мне видится именно желание показать советский нарым не токмо ссылкой, но и тем периодом, когда село жило, а не выживало из последних сил. Был рыбзавод, был шпалозавод, были подсобные предприятия... Сейчас работы нет.
Утром напал на меня мандраж. суббота, воскресенье, понедельник, вторник, четверг... в четверг все должно стоять!!! Когда. 6 ДНЕЙ НА ВСЮ ВЫСТАВКУ!!!!!!!!!!!!!
Поделилась с Мариной мандражом. Сказав, что в четверг тут будет толпа больших Хо=Хо, которые уже должны видеть готовую выставку. Марина, понятно, сквасилась, как молоко от лимона, и начала пафосно вещать, что, мол, мы делаем выставку для народа, и надо ее делать быстро, потому как народу правда идти с гостями некуда, окромя Музея. Я сказала, что народ, наверно, не пойдет в тот день, когда начальство будет тут тусить, а пойдет неторопясь и с гостями потом. А вообще - не в пятницу нам надо все доделывать, а в четверг до 7 часов, а то в 7 припрется толпа народа, которая начнет мельтешить. Марина снова сквасила мордашку (не мудрено, что у нее хронический гастрит, коль ее от всего мутит) и начала говорить, что кто ее колышит, те приедут репетировать. На что я возразила, что мне хоть саммит большой восьмерки, (снова гримаса предрвотная, дык в расчете на это нарочно было сделано, вот не удержалась, чтоб не позлить), а все, что мешает работать мне - это называется "мельтешить". Дальше фантазия разыгралась, мы представили сей саммит и пришли к выводу, что приятно было бы посмотреть этих товарищей на комарике и во вторых - Нарыму то от саммита хоть бы гостиницу поставили и деньжат подкинули. Правда, деньги бы прожрали, а гостиница потом жрала бы бюджет, не окупаясь.

Про работу - дальше. На фото - в основном, родная каталажка.
читать дальшечитать дальше

По счастью,

URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:19

17:09 

20.08.2013 в 13:48
Пишет Вольфганг Шеффер:

Продолжение о Нарыме.
Вечер. Приехали мы в Нарым, погрузили на подогнанную Нонной Венеровной (ага, это такое отчество, она из украинцев, если что) директором филиала, грузовушку, На пристани высится некое подобие юбилейной стелы, цифры на которой меняют каждые пять лет. У меня прабабка так считала года (да и я сама примерно так считаю) До Музея недалеко - выходишь на дом и лавку Родюковых. Я даже не полезла ни в какой транспорт, шла пешком, типа приглядывая, как бы что не упало. Со мной шел наш столяр. Народ в одной усадьбе спросил: "Кто переезжает?"
"Музей!"
Но это был единственный случай любопытства - Нарымчане не то жутко нелюбопытны, не то очень деликатны.
Переехали, разгрузились. Очень хотелось скорее определиться, где будем жить и еще пожрать. Но к Нонне Венеровне заявилась какая-то Админисрация, и потому она уделить внимания нам не могла, Любовь Николаевна никак не могла без начальства распоряжаться, и вообще у нее хватало забот - прибрать фондовые вещи от возможного греха с ними: мы ведь наутро все ломать надумали. Кстати, к нашему приезду народ сварил суп, а еще мне показали, где колодец, и долгое время, я, как незабвенный Сидоров, была хранителем Знания. Потом я сама с радостью секрет разболтала - задолбалась по воду ходить. Кстати, пути к колодцу вельми живописны: надо идти через Полой (полой - озеро в старице, которе наполняется в половодье и потом медленно сохнет. Сейчас оно все заросло ряской. Раньше, пока держали гусей, Полой не цвел) По мосткам, которые пропускают воду, но вовсе не шаткие.
Меня по дороге понесло на предмет скорбной судьбы Ермолаича и Мони, Любовь Николаевна охала и ахала. Нет, я все понимаю. Их два человека, ей бы фонды содержать, экскурсии вести и вообще всякую музейную суету держать (типа выставки рукоделия нарымчан, которую они люббовно поставили ко дню села на веранде, а начальство приехало и сказало: "Убрать". Убрали 15-го, чтобы 17-го утром вернуть на место. Блядь три раза!) Еще трое детей, частное хозяйство, корова и т.д. Но не прочесть книжицу, котрая у них есть. За полтора десятка лет?
Но да ладно, Любовь Николаевна - честный и ответственный труженик, который волочит эту лямку уже невесть сколько. Вроде упоминавшейся выше учителки из чеховского рассказа.
Выяснилось, что могила мальчиков запущена и чуть было не была запахана под огород. Но я не стала навязываться показать ее прямо сейчас, Любовь Николаевна и так задержалась на работе до сумерек - то бишь был девятый час. Уже смеркалось, надо было устраивать быт и все такое.
Мне страшно хотелось жить не там, где работаю, эту страсть разделял Шнайдер. Мы и положили глаз на каталажку. Зоя восторга не проявила, облизываясь на домик Сталина. Марина и Оля было поддержали, но Марина вспомнила, что она алергик, и кларитин после кагора ей лучше не пить. Ушла спать в коридор на диванчик. Гы))) Спустя два дня она сбежала оттуда в каталажку. Еще бы - спит чутко, жаворонок, а наши совы в 12 ночи тока чай пить летят.
В результате мы вдвоем с Олей - в общей камере, Шнайдер - в каталажке, а камеру надзирателя через пару дней заняла Марина.
Попробовала лечь спать. Но именно в коридоре каталажки собралась тусовка. Зоя и Юрий Кузьмич, ушедшие спать в домик Сталина, устроили производственное совещание с Нонной Венеровной. Рассказывают про Пегую Орду, которая, кстати, пегая, не потому, что одежа пестрая, а потому что русские услышали похожее на "пегий" слово, означающее "большой лось". Так что Пегая Орда - "Большого лося богатыри" В общем, они излагают концепцию грядущей выставки, комаров нет, пахнет сено (приятно, но с непривычки - слишком резко). Комаров нет и пока жарко. Я лежу поверх спальника.
Не выдержала, вылезла во двор: там рисует художница Женя из Кемерова. Такая восторженная, но с ощущением, что слушать умеет, как трехлетка. Полминуты. Но я послушала ее бессвязный щебет. Она влюблена в Филипа Страленберга (ru.wikipedia.org/wiki/Страленберг,_Филипп_Иоган...) и идет по местам, где он был. Осталось только Хельсинки посетить. Она сообщает о трех могилах за школой (потом мы их нашли: Калужанский и Блатницкий мне знакомы). Шнайдер и Оля пошли Нарым смотреть, а остальные поползли чай пить (с Женей). Кстати, мир тесен: Женя хорошо знает нашу Олю).

URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:20

17:08 

19.08.2013 в 15:17
Пишет Вольфганг Шеффер:

День первый. 9 августа 2013 г.
Начну по порядку излагать свои записи из дневника, который вела в поездке. Ну, где-то пополняя, а в основном - следуя тексту.

День 1. Поедем в таксо. Кр-расота.

Выехать из Музея должны были в 7 утра, и я, памятуя, что первая сороковка идет в 6-10 от конечной, то есть к семи к музею никак не успевает, заказала такси. Даже со скидкой - потчти 500 р. Подъезжаю. Понятно, что примерно полседьмого - по пустым улицам ехать быстро. У запертых ворот стоят Зоя, руководитель нашей шарашки, с ее мужем Юрием Кузьмичем. Зоя одета по осеннему: ветровка, платок (гайморит у нее), брюки. Кузьмич - по-летнему: брюки, тениска. Я - и вовсе по-пляжному: шортики, борцовка и панамка-накомаорник.
Разумеется, отъезд задержался. Неторопливый водитель Митхаил Егорыч пришел ровно в 7, а еще - погруз. Ну понято, что фонды против того, что фондовые вещи ночь простоят в машине в запертом гараже, а обязательно должны ночевать в кабинете, который моожет отпереть куда больше народа. И должны грузиться под дождем. Покуда грузились, покуда заправились... Но оказались в Парабели ровно в 14, а не в 14-30, как договаривались. Мастер своего дела наш Михаил Егорыч.
Рассаживаемся. Зоя нервничает: на ней и материальная, и моральная ответственность. Однако, поехали весело, с шутками. Я с Маиной оказалась на переднем сидении, так что обзор у нас был классный. Кроме водителя ехали семеро: Зоя, Юрий Кузьмич, художник Оля (как потом выяснилось - классная девушка!) самый необходимый человек Виктор Иванович, интендант Марина, и Настя Зубарева, которая просто примазалась - родину навестить. Прикольно было рассчитываться по порядку. Я отзывалась последней и народ неизменно ржал на фразе "Семь! Расчет закончен!" Мужики, по крайней мере.

Дорогав до Парабели отличная. Даже где грунтовка и пылит, но тогда надо просто прикрывать окно. В Молчаново приняли утреннюю дозу чайку, обедали в Чажемто
В Чажемто мне позвонил наш зам по науке - блин, я неделю болталась по музею, после того, как он вышел из отпуска. Если ему че-то от меня надо - че бы это не решить? Но вроде, все решаемо.
В Парабели я купила обратные билеты: наши все должны были ехать в субботу, после праздника, но Котя хотел меня раньше, и я шутила, что на празднике я буду изображать большевика, сбежавшего из Нарымской ссылки.
Муж выпросил фотик (вот на хуа? Он не поехал на праздник топора!) и я снимала на antktajy/ Впрочем, мне обещали фотки Оля и Марина.
КСка нас уже ждала. Насколько понимаю, она принадлежала нарымской администрации. Загрузились. С нами сел какой-то журналист и пара рыбаков с пацанятами лет 8-9. Завязался разговор. Мне поначалу показалось, что рассказы об изобилии тут рыбы надо делить на 2 как минимум. Оказывается, правда!!! Народ обсуждал способы лова, то, что щука по большой воде не берет, и я сперва пыталась хоть что-то запомнить. Ни хуа! Китайская грамота.
Но тут выяснилось, что сдувает наши планшеты и на стоянке, где ссадили рыбаков, мы дружно высыпали на палубу - отчасти примотать скотчем барахло, отчасти - просто, чтобы не сидеть в каюте. Там, где работает мотор - жарко, как на печке.
Над Обью висит дымка, и берега, и солнце видно плохо, и вообще - берега так далеко, что их плохо видно.
Места пустынные - ни деревеньки, мелькнула какая-то усадьба - выяснилось, типа охотничьего домика.
Кстати, пока обратно ехала - любовалась берегами - дожди, шедшие несколько дней, прибили дымку.
читать дальшечитать дальше


URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:19

17:08 

18.08.2013 в 17:51
Пишет Вольфганг Шеффер:

Мои музы или "Эх, мальчики, мальчики"
Когда в деле есть некая личность, которая мне симпатична, я работаю с кайфом.
Так вот, еще в первый визит в Нарым в фондах было обнаружила штук пять фотографий, запечатлевших двух покойников в гробу. Все выгоревшие, такое чувство, что хранили их на свету, одна - с курьезной надписью на карточке: "Групповой портрет: Похороны Ермолаева и Гольдштейна". Пояснили, что это два революционера покончили жизнь самоубийством, и на похоронах ссыльные устроили акцию протеста.
На вопрос, а с чего это они самоубились, самый знающий человек Нарымского музея Любовь Николаевна ответила: "Не знаю, трудно, наверно, было".

Кстати, им ссыльные поставили хороший памятник из мрамора.
В общем, как-то это прошло мимо моего мозга, пока не попалась при подготовке экспозиции фотка, на которой один из них был живой.

Вот он, Алексей Сергеевич Ермолаев, которого хозяин фото подписал как "Алеша Ермолаев", лежит первый слева. Мордашка простая, но симпатичная, а поза, которую он принял, позируя, заставляет предположить некую выпендрежность. А еще - парень по возрасту явно зеленый.
А потом в подареной мне книженции "Большевики в Нарыме: сборник архивных документов" о нем нашлось немало документов.
То при обыске он писал иронические комментарии в протоколе "надеясь смутить пристава", то жандарм, характеризуя его поведение, отмечал, что поведения он "дерзкого и строптивого"
На самом деле, знакомясь с материалами ссыльных, понимаешь, что все они были потрясающе молоды. Алексей Ермолаев - не исключение. Загремевший в 1912 г. Нарымский край за революционную агитацию в родной Мотовилихе, на Урале, он едва перевалил за двадцатилетие. Да, конечно, в те времена рабочие парни взрослели рано, но это не отменяет того факта, что мне он в сыновья годится.
Так вот, Алеша Ермолаев не досидел года до окончания официального срока, он должен был освободиться в марте 1917. Принял стрихнин 26 марта 1916. Не один.
В той же книге есть документ, который вполне объясняет, что же ему не зажилось. Описаны условия, в которых он сидел.
Довыделывался Алексей Ермолаев, загремел сидеть в киндальский пункт ссылки. Да еще - с лишением денежного пособия, а работы в киндадле, ему, токарю по металлу, не было, хотя, наверно, в более крупных населенных пунктах он бы нашел себе приработок, рыбу там ловить или орешки собирать.
О том, что такое киндальский пункт, лучше всего не объяснять, а привести кусок рапорта исправника Пелиошевского, от 20 ноября 1914 г.
Из донесений уездного исправника Пелиошевского от 20 ноября 1914 г.
«Ныне в Киндале отбывают надзор 5 человек ссыльных, а именно: Сумецкий Мовша, Надеждин Михаил, Овчинников Алексей, Ермолаев Алексей и Воробьев Николай, проживавшие в этом пункте более года, находясь в более худших условиях жизни за свое дурное поведение, сравнительно с теми, которые отбывали надзор в других пунктах ссылки, выражавшиеся в том, что население деревни, относясь враждебно к ссыльным отказывало им в квартире, и последние размещались из-за милости в углах тесных изб. Затем, в деревне совершенно нет бани, нет ни одной торговой или мелочной лавочки, равно нет в продаже муки и хлеба (муку крестьяне покупают или в Нарыме, ли в Каргаске, отстоящем от города Нарыма в 55 верстах.) Зимой сообщение с Каргаском на лошадях, но летом возможно лишь в лодке, так что в случае заболевания ссыльного он с большим трудом может добраться до врачебного участка и то с большими затруднениями, так как ни лошадей, ни лодок жители ссыльным не дают из-за опасения подвергнуться взысканию в случае побега ссыльных. Принимая во внимание тяжелые жизненные условия нового пункта ссылки, и то, что ссыльные исправили поведение и во всем подчиняются надзору, я полагаю, что ссыльные понесли заслуженное наказание и ходатайствую о закрытии ссылки в д. Киндал.
Настоящим ходатайством я вынужден был войти перед вашим превосходительством и по тем причинам, что полицейские надзиратели, кои несут службу в Киндале, находятся в тех же тяжелых условиях жизни по обязанности службы…»
ГАТО, ф. 104, оп.2 д. 3839, подлинник.


Там начались проблемы со здоровьем, подал прошение о переводе в место более населенное, но получил отказ. Потом пристав Пелиошевский сам ходатайствовал о закрытии Киндальского ссылпункта - жандармы то вынуждены в той же дыре торчать. Судя по тому, где похоронен Леша Ермолаев, перевели его в Нарым.
не могу судить точно, но домысливаю, что если бы не встретился ему Самуил (Моня) Голдштейн, Ростов-донский большевик, севший за то же в 1914 году (и в том же возрасте, что Алексей Ермолаев), отличавшийся сперва таким же дерзким и строптивым поведением.
Вообще о Саумиле Гольдштейне известно меньше. Даже отчества нет.
Но известно, что в годы Первой Мировой продукты вздорожали, а пособие как было 8 рублей, так осталось.

небольшая справка:
читать дальше

В общем, два этих строптивых и не без демонстративности парня, видно, решили в знак протеста против условий содержания отравиться. Кто знает, может, поодиночке и не решились бы, а две головни ярче горят.
Протест имел резонанс, о факте самоубийства даже докладывали на заседании государственной Думы. Но для ссыльных похороны этих парней были событием, о котором потом в письмах писали, вспоминая о царившей на них "атмосфере братства и единомыслия".

Похоронили парней на окраине кладбища, и чуть ли не в одном гробу (не в одном, просто задолбали меня этим вопросом). После революции на могиле поставили новый памятник из бетона, разбили аллейку. Но в последнее время - не модно могилы павших революционеров обихаживать.
В общем, когда я в Нарым приехала, то одной из первых задач для меня было посещение Ермолаича и Мони (именно так их звали товарищи по ссылке в письмах). Привезли меня на могилу, и я просто в осадок выпала. Потому что эту засыпанную битым шифером и лишенную даже таблички конструкцию за памятник никак нельзя назвать. Оно конечно, хорошо, что она вообще есть. Ее теперь поджала с одной стороны частная усадьба, а с другой - магазин "Афанасий". Администрации надо еще спасибо сказать, что не дали на участке поставить частный дом, да и не до покойников Нарыму, тут живые бы зимой не померзли.
Но я стояла возле памятника, готовая разреветься от обиды, и в растерянности собирала с нее битый шифер и выкладывала его перед могилой в коврик...

В голове вертелась мысль о том, что нормальный памятник мне не по карману. А хочется бежать прямо в ближайшую ритуальную контору и заказать...
Наутро я привела туда Марину. Уже успокоившаяся, с осознанием, что памятника я мальчикам не оплачу, а вот табличку - запросто. Марина, шипела и плевалась ядом, снимала памятник, чтобы сообщить в Центр по охране памятников истории и культуры, в каком он состоянии.
А потом, погладив бетон памятника, по-бабьи вздохнула: "Эх, мальчики, мальчики"...

URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:18

17:07 

17.08.2013 в 19:03
Пишет Вольфганг Шеффер:

Нарым, любовь моя.
Да, я вернулась из Нарыма. Это потрясающая земля. Если ты едешь туда добровольно, то нет лучше ее. Если принудительно - то нет гаже.
Там история выглядывает из каждой помойки. Гуляя по берегу, поднимаешь с песка предметы старины: от черепков и коровьих зубов до палашей и старинных монет.
Там надо музеефицировать всю центральную улицу. Плюнь - попадешь в дом, где жил кто-нибудь известный.
Там есть у меня личная зацепка - то, что делало мою работу не просто долгом, но даром человеку, о котором думаешь, как о близком. И плевать, что его нет в живых с 1916 года. Нет, не так. С 26 марта 1916 года.
Это место, где я не хотела бы жить. Но я хотела бы регулярно приезжать туда работать. И ночевать в каталажке - это самое уютное место для проживания.
ПС, И, кажется, Нарым оставит меня без бедренных суставов. Они дико болят.

На фото - самое лично значимое для меня место Нарыма.


URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 16:17

16:16 

02.08.2013 в 12:21
Пишет Вольфганг Шеффер:

Путь к Черной Собаке -3.
Сосновый острог лежит в стороне от дороги на Иткару, но он вполне досягаем, тем более, похвальба "у нас дороги в Кемеровской области гладкие, как яйцо" в этой части области оказалась чистейшей правдой. Двинули мы туда, на Сосновый Острог, приехали. Старое русское поселение, основанное еще в 16 веке, - из разряда тех, которые к настоящему времени производят впечатление надломленных. Планировка разбросанная, есть дома разрушенные, и вообще - нет чувства силы и крепости. Рядом река, и купаться уже зверски хочется, потому прямиком двинули к реке. Дно, как ожидаемо, каменистое, то есть чистое, но и ходить по нему некомфортно.
Искупались и пошли искать Острожный ключ. Спросили у местных - их на реке было немало. Показывают вверх на берег и говорят, что, мол, вон туда, до кустов, а там повернете к реке, там тряпочка какая-то висит. Идем верхом, тропка вполне проезжаема. Тропка петляет в высокой траве, я ищу тряпочку, и как результат - наворачиваюсь с описанными выше последствиями. По пути видим крест на обрыве. Но тряпочки нет. Муж, жалея меня, сажает меня с великами на какое-то бревнышко, попавшееся по дороге, и идет искать один. Возвращается со словами, что до ключа, кажись, как до Иткары - шесть км. Идем обратно. Я рассуждаю, что крестом должно отмечать особые места, а рядом - такой овражец, что ключу там самое место быть.
Вернулись. Залезли наверх. Крест оказался поставленным на месте казачьего острога, рядом была большая незастроенная площадка, посередь которой флегматично паслась лошадь и одиноко стояла могила. Бурыхина Евгения Степановна - 1900-1932. Везло нам в эту поездку на жертв классовой борьбы в деревне.
Как выяснилось, ключ был дальше того места, откуда Муж повернул, но время тянуло неумолимо к шести и нам надо было ехать. Так что ключа не нашли, но прикоснулись к истории...
читать дальше
Муж хотел разведать дорогу через поля, и мы пошли по треку. Поначалу дорога была нормальной, а потом просто исчезла. Полевые дороги часто распахивают, и то место, которое было показано на треке сперва прослеживалось колеей, а потом полностью исчезла. Можно было вернуться, но мы прошли уже много, и потому решили - нехер, прорвемся. Шли долго через травы, ромашки, и когда впереди до ЛЭП осталось меньше полукилометра - нам преградили путь поля. Рожь было жалко, но обратного пути не было. Стараясь оставлять за собой как можно меньше поваленных колосьев, мы двинули напролом. По счастью, вышли скоро. На абсолютно ровную укатанную дорогу. В общем, если не слушаться трека, километрах в четырех отсюда, на первом повороте, надо было проехать чуть дальше, и не ломили бы мы как кабаны и прочие свиньи через травы и хлеба.
читать дальшеs019.radikal.ru/i630/1308/1a/97e6be4614ed.jpg
читать дальше
Но сделанного не воротишь, упали на дорогу, посидели минут пять, сели верхами и поехли. Иткара оказалась совсем близко. Скатились по длинной горке вниз. Деревня выглядит уныло, несколько новых домиков ситуации не меняют.
На вопрос, где тута закладные камни, сиречь могилы 17 века, встречаю тот же непонимающий взгляд "Чо?" Потом доперли:
- А, это туда, но там все крапивой заросло.
Желания лезть в крапиву не возникло даже у такого тафофила, как я.

Реликтовый тополь тоже решили не искать, хотя сей сибирский баобаб, согласно фоткам, неописуем.
Поехали искать водопад, да еще место для стоянки. Водопад правда обрелся, и весьма живописный. Вода чистая и холодная. Попили, умылись. Позвонили мамам, одной вдохновенно соврав, что мы уже дома. Я соврала бы и второй, не живи мы с ней в одной квартире. Мамы у нас тревожные, шибко много нервничают без дела.
Отдохннув, пошли искать место для стоянки. Потыкавшись в сосняк на откосе и по берегу (на берегу две машины имелось, в одной - дети, в другой - мужики), мы нашли место за молодыми сосенками и упали там. Ну, палатку поставили и устроились спать через час.
Лагерь находился в 10 м от дороги, но его отделяла от нас такая трава, растущая на глубоких бороздах, что мне было трудно представить себе гопника, которому не в лом было бы тащиться через эти буераки. А если и не в лом, то чтобы гопник это сделал бы тихо - невозможно.
Но ночью было тихо. После полуночи унялись дети (машина поближе к нам), мужиков (до них было, наверно, почти километр) вообще слышно не было.
читать дальше
Утром позавтракали и поехали обратно.
Дорога далась нелегко, было нехорошее чувство, что сейчас упадешь и уснешь на месте. При том, что ночью спали. Точка. Потому как это, кажется, не был глубокий полноценный сон.
Но это не помешало мне полюбовааться пос. Ленинский - крепкое большое сельское поселение новое(чуть ли не послевоенное - нет, не послевоенное, как выяснилось), и общими красотами места.
читать дальшеs48.radikal.ru/i121/1308/29/a54608183698.jpg
Кемеровщина - она южнее наших районов - и там больше открытых мест, больше лиственных лесов и вообще - даже хвойные леса на гривах радостнее и светлее.
Вернулись домой в пятом часу. Без спины, плеч и рук, но с осознанием, что сделали хорошее дело и ваще...

URL записи

16:15 

31.07.2013 в 05:46
Пишет Вольфганг Шеффер:

М.В. Бородкина. Деревня Иткара Томского края. 1927 г.

читать дальше

URL записи

16:15 

31.07.2013 в 17:33
Пишет Вольфганг Шеффер:

Путь к Черной Собаке - 2
Осмотр достопримечательностей начался с курганного могильника под Усть-Сосновкой. Как человек, лично раскопавший не менее десятка жмуров, о непрезентабельности этого места с точки зрения туриста я знала отлично. Но способность высокой травы убрать остатки признаков могил - догадывалась, но недооценила. На фотке их - слабые всхолмления едва выделяющиеся на фоне высокой травы - еще видно, а когда рядом стоишь - не видно и все!
читать дальше

Могильник Шумиха - средневековье, Басандайская культура, нач 2 тыс н.э. (10-11вв)большой. Его уже начали копать - нашли кучу керамики и две железяшки.Надо сказать, что я в свое время копала этих тюркоязычных жителей Среднего Приобья в Басандайке под Томском - ох и намаялась же с их привычкой заворачивать трупы в бересту. И костяки из-за бересты худо сохраняются. В общем, муж не впечатлился, зато нашел какие-то непонятные останки величия СССР и именно с киррпичных завалов и было сделано несколько снимков, на которых можно узреть могилы. Кстати, мы было собрались там ночевать - на обратном пути. Рядом речка Сосновка, есть где помыться, и люди вряд ли придут. Живые, а мертвых я не боюсь. Но не довелось.

Ладно, поехали в Усть-Сосновку, там где валы древнего городища - примерно 17-18 века свидетельствуют о фортификационном искусстве местных. Ну, длина валов - 160-140 м, а вот высота этого оплывшего сооружения. Ну, примерно, как курганы).
Приезжаем, спрашиваем у местного, где тут валы?
Он очевидно охреневает и говорит: "Коровы чё ли?"
"Нет, укрепления. Возле школы"
"Нету тут никаких валов, я тут с детства в этой школе учился - нету. А школа там. Как увидите развалины - это и есть школа.
От вожделенных валов нас отрезало картофельное поле. Не пошли - мужа не впечатлило бы, а я знаю, как это выглядит.
По правде сказать, археологические памятники интересно копать, но смотреть там особо не на что. Холмики - могильники, ямки - поселения и валы.
читать дальше
А вот сама деревня была интересна. От нее веяло стариной, но увы - было в ней чувство надлома. Школы нет - она и так невелика была. Учатся дети в "центре" - Ленинский или Юрты Константиновы), домов новых мало.
В деревню ведет два брода. Через один мы пришли, через другой наутро выезжали. Первый, что ведет к дороге на кладбище - мельче и четко видно, где переходить. Второй коварнее.
Сосновка жутко воняет рыбой - я даже не решилась мочить в ней платок. Но местные купались: мужик поставил машину прямо посередь брода и давай бултыхаться в воде - сам и дитя. Жена величаво прохаживалась на мелководьи. Все - обутые - дно реки каменистое.
А мы покуда покатили в Юрты Константиновы.
Эта деревня - калмакская. Калмаки (их иногда ошибочно пишут "белые калмЫки" - татары, а не монголы, как калмыки). читать дальше
В общем, сейчас их населенные пункты от русских просто так не отличишь. Но внешне они выглядят довольно характерно. Одежда... При своем плохом зрении увидела я татарского дедка, идущего по улице. Именно воспринят как татарин: рубаха, штаны, шапочка. Подъезжаю ближе. Дед точно калмак, но одет в современную одежду: бейсболка, рубаха, брюки. Просто в комплексе они смотрятся вполне национально (цвет, манера носить).
Деревня большая и крепкая.
Много старых домов. От связи - две избы, соединенные тамбуром - я вообще готова была попискивать на всю улицу. Тем более - она была на подклете - очень архаичная форма домов: у нас как то больше сохранились пятистенки и крестовики - трехкамерные дома.

читать дальше
После деревни муж спохватился, что время уже три, и надо бы пожрать. А мне жрать хотелось в 12, а тут уже на жаре перехотелось. Но есть такое слово - НАДО. Скатили на обочину в кусты и там затолкали в себя что-то съедобное. Есть не хотелось.
Впереди нас ждал Сосновый острог. Но о нем, пожалуй, завтра.

URL записи

16:14 

30.07.2013 в 18:23
Пишет Вольфганг Шеффер:

Итак Путь к Черной Собаке - 1.
Черная Собака - именно так переводится название русской деревни Иткара. Наверно, место было облюбовано изначально татарами, а потом им пришлось потесниться. Об этой деревне я слышала еще в далеком 1996 году. вернее читала в обследовании сотрудницы Томского краевого музея Марии Бородкиной от 1927 года. Татар там не было зафиксировано, а вот о столыпинских переселенцах было.
В общем, как только стало ясно, что мы можем скататься до этой деревни, возникла идея: надо ехать. Токмо с ночевкой.
Муж подошел к делу основательно, а поскольку Иткара - в Кемеровской области, а кемеровские краеведы могут дать форы томским, то выяснилось, что за великой рекой Шумихой нас ждут
- Средневековый курганный Могильник Усть-Сосновка.
- брод в Усть-Сосновку.
- В Усть-Сосновке - валы средневекового дорусского городища,
- В Юртах Константиновых - компактное место проживания калмаков (это такая этническая группа татар)
- В Сосновом остроге - русской крепости 16 века - Острожное место, острожный ключ напротив Острожного острова.
- В Иткаре - могилы русских 17 века,
- Средневековое поселение
- Иткаринский водопад.
В общем, если сначала Кот говорил, что 210 километров для нас посильны, а я ссылалась, что мы в Асино добежали до Асина, хлопнули рукой о памятник Ленину и почесали назад, и после этого пробега именно Кот болел, а Собака помирала по дороге, но передумала, то теперь возникла идея попробовать палатку.
И очень хорошо.

Итак, о тяжких великах и прочих трудностях пути было уже, теперь о дороге.
Спешить было некуда, я вспомнила, что не фоткала старое русское село Коларово- Спасское которое, и отсняла сперва село.
читать дальше
Выяснилось, что я, конечно, в Коларово была как минимум 4 раза - но в первый год моей туристической жизни. На въезде в село не до памятника было - там поворот после спуска и предвкушение жуткого подъема было. Тем не менее - вот он, памятник. И в старых подборках его нет!
Ладно, поехали дальше.
Поскольку моя соседка по кабинету занимается сибирскими татарами, то для нее специально поехали через Казанку. Деревня оказалась здоровенная - и красивая. Памятник солдатам - послевоенный, старый.
Я подошла его пофотать - в траве что-то завозилось. Я автоматически отпрянула - но из травы явил себя котик.

А еще были кони. Милый жеребенок, мамка его и папка.
читать дальше
Искупавшись еще раз, двинули по проселку в сторону Кемеровской области. Не смотря на жару и отсутствие леса - так приятно ехать по укатанному проселку. Ехали неспеша, горки брали пешедралом. Но вышли на границу Кемеровской области совершенно неожиданно. А красиво там.
Высокие холмы - это берега речки Шумихи, которая намыла их 10 тыс лет тому назад. А теперь - маленькая речка, еле видно на дне.
читать дальше


URL записи

16:13 

29.07.2013 в 05:43
Пишет Вольфганг Шеффер:

Поход на калмаков
В общем, сегодняшний результат.
Пробуждение подобно концу света, под глазами мешки, глаза красные, сушняк дичайший. Выходные (27-28 июля) прпали не зря.
За спиной - 218 км, ночевка у реки, пять купаний. Из них в первый день - 114 км, 4 купания, проход через Большие травы. Второй день 102 км и в основном - очень приличная дорога. Из бонусов: тяжело груженый велосипед - полагаю, килограмм 10 я на нем везла. да на спине еще 3 л. воды с вещами - тоже килограмм 6-7. Жара - 27-30 в тени.
Пройдено:
Северск-Томск-Коларово- Казанка (с осмотром)-Батурино-Ярское - без осмотра.
Кемеровская область: Средневековый могильник - Усть-Сосновка-Юрты Константиновы-Сосновый Острог-Иткара - Иткаринский водопад-Ленинский - с осмотром.
Обратный путь тот же - через Шумиху и поля до Ярского. И обратный путь.
Суммари: Палатка очень хорошая, в жару можно спать на коврике под спальником, навыки ночевки в палатке утачены, но это не мешало мне заснуть и хорошо спать. Если я и просыпалась, то от боли в пояснице и в недовыбитом плече - дома я просыпалась от того же.
Плечо я попыталась выбить в Сосновом остроге - по счастью, неудачнно - слетела через руль в траву, и если не считать того, что неудачно преземлилась на руку - все нормально. Рука сначала заставила подумать: песец. Вывих... До дома почти 100 км, место - деревня Мухосранка в соседней области, денег... рублей 900, но хватит ли их на переезд с великом до... Пошевелила рукой. Сустав щелкнул и боль сразу стала на порядок менее острой. Рука двигается. В общем, стало ясно, что мы еще поедем. Через дцать минут, когда ушибленное плечо успокоится. Пока лазали смотреть место бывшего острога - оно и правда успокоилось настолько, что можно было езать. А потом болит не при позе "Я держу руль", а при попытках надеть рюкзак и поднять руку. А еще, зараза, ночью.
Ну вот по ощущениям. А про то, ради чего был поход и какое впечатление произвела Кемеровская область - отдельно. И долго - ибо.

URL записи

Дневник велосипедистов

главная