16:15 

31.07.2013 в 17:33
Пишет Вольфганг Шеффер:

Путь к Черной Собаке - 2
Осмотр достопримечательностей начался с курганного могильника под Усть-Сосновкой. Как человек, лично раскопавший не менее десятка жмуров, о непрезентабельности этого места с точки зрения туриста я знала отлично. Но способность высокой травы убрать остатки признаков могил - догадывалась, но недооценила. На фотке их - слабые всхолмления едва выделяющиеся на фоне высокой травы - еще видно, а когда рядом стоишь - не видно и все!
читать дальше

Могильник Шумиха - средневековье, Басандайская культура, нач 2 тыс н.э. (10-11вв)большой. Его уже начали копать - нашли кучу керамики и две железяшки.Надо сказать, что я в свое время копала этих тюркоязычных жителей Среднего Приобья в Басандайке под Томском - ох и намаялась же с их привычкой заворачивать трупы в бересту. И костяки из-за бересты худо сохраняются. В общем, муж не впечатлился, зато нашел какие-то непонятные останки величия СССР и именно с киррпичных завалов и было сделано несколько снимков, на которых можно узреть могилы. Кстати, мы было собрались там ночевать - на обратном пути. Рядом речка Сосновка, есть где помыться, и люди вряд ли придут. Живые, а мертвых я не боюсь. Но не довелось.

Ладно, поехали в Усть-Сосновку, там где валы древнего городища - примерно 17-18 века свидетельствуют о фортификационном искусстве местных. Ну, длина валов - 160-140 м, а вот высота этого оплывшего сооружения. Ну, примерно, как курганы).
Приезжаем, спрашиваем у местного, где тут валы?
Он очевидно охреневает и говорит: "Коровы чё ли?"
"Нет, укрепления. Возле школы"
"Нету тут никаких валов, я тут с детства в этой школе учился - нету. А школа там. Как увидите развалины - это и есть школа.
От вожделенных валов нас отрезало картофельное поле. Не пошли - мужа не впечатлило бы, а я знаю, как это выглядит.
По правде сказать, археологические памятники интересно копать, но смотреть там особо не на что. Холмики - могильники, ямки - поселения и валы.
читать дальше
А вот сама деревня была интересна. От нее веяло стариной, но увы - было в ней чувство надлома. Школы нет - она и так невелика была. Учатся дети в "центре" - Ленинский или Юрты Константиновы), домов новых мало.
В деревню ведет два брода. Через один мы пришли, через другой наутро выезжали. Первый, что ведет к дороге на кладбище - мельче и четко видно, где переходить. Второй коварнее.
Сосновка жутко воняет рыбой - я даже не решилась мочить в ней платок. Но местные купались: мужик поставил машину прямо посередь брода и давай бултыхаться в воде - сам и дитя. Жена величаво прохаживалась на мелководьи. Все - обутые - дно реки каменистое.
А мы покуда покатили в Юрты Константиновы.
Эта деревня - калмакская. Калмаки (их иногда ошибочно пишут "белые калмЫки" - татары, а не монголы, как калмыки). читать дальше
В общем, сейчас их населенные пункты от русских просто так не отличишь. Но внешне они выглядят довольно характерно. Одежда... При своем плохом зрении увидела я татарского дедка, идущего по улице. Именно воспринят как татарин: рубаха, штаны, шапочка. Подъезжаю ближе. Дед точно калмак, но одет в современную одежду: бейсболка, рубаха, брюки. Просто в комплексе они смотрятся вполне национально (цвет, манера носить).
Деревня большая и крепкая.
Много старых домов. От связи - две избы, соединенные тамбуром - я вообще готова была попискивать на всю улицу. Тем более - она была на подклете - очень архаичная форма домов: у нас как то больше сохранились пятистенки и крестовики - трехкамерные дома.

читать дальше
После деревни муж спохватился, что время уже три, и надо бы пожрать. А мне жрать хотелось в 12, а тут уже на жаре перехотелось. Но есть такое слово - НАДО. Скатили на обочину в кусты и там затолкали в себя что-то съедобное. Есть не хотелось.
Впереди нас ждал Сосновый острог. Но о нем, пожалуй, завтра.

URL записи

16:14 

30.07.2013 в 18:23
Пишет Вольфганг Шеффер:

Итак Путь к Черной Собаке - 1.
Черная Собака - именно так переводится название русской деревни Иткара. Наверно, место было облюбовано изначально татарами, а потом им пришлось потесниться. Об этой деревне я слышала еще в далеком 1996 году. вернее читала в обследовании сотрудницы Томского краевого музея Марии Бородкиной от 1927 года. Татар там не было зафиксировано, а вот о столыпинских переселенцах было.
В общем, как только стало ясно, что мы можем скататься до этой деревни, возникла идея: надо ехать. Токмо с ночевкой.
Муж подошел к делу основательно, а поскольку Иткара - в Кемеровской области, а кемеровские краеведы могут дать форы томским, то выяснилось, что за великой рекой Шумихой нас ждут
- Средневековый курганный Могильник Усть-Сосновка.
- брод в Усть-Сосновку.
- В Усть-Сосновке - валы средневекового дорусского городища,
- В Юртах Константиновых - компактное место проживания калмаков (это такая этническая группа татар)
- В Сосновом остроге - русской крепости 16 века - Острожное место, острожный ключ напротив Острожного острова.
- В Иткаре - могилы русских 17 века,
- Средневековое поселение
- Иткаринский водопад.
В общем, если сначала Кот говорил, что 210 километров для нас посильны, а я ссылалась, что мы в Асино добежали до Асина, хлопнули рукой о памятник Ленину и почесали назад, и после этого пробега именно Кот болел, а Собака помирала по дороге, но передумала, то теперь возникла идея попробовать палатку.
И очень хорошо.

Итак, о тяжких великах и прочих трудностях пути было уже, теперь о дороге.
Спешить было некуда, я вспомнила, что не фоткала старое русское село Коларово- Спасское которое, и отсняла сперва село.
читать дальше
Выяснилось, что я, конечно, в Коларово была как минимум 4 раза - но в первый год моей туристической жизни. На въезде в село не до памятника было - там поворот после спуска и предвкушение жуткого подъема было. Тем не менее - вот он, памятник. И в старых подборках его нет!
Ладно, поехали дальше.
Поскольку моя соседка по кабинету занимается сибирскими татарами, то для нее специально поехали через Казанку. Деревня оказалась здоровенная - и красивая. Памятник солдатам - послевоенный, старый.
Я подошла его пофотать - в траве что-то завозилось. Я автоматически отпрянула - но из травы явил себя котик.

А еще были кони. Милый жеребенок, мамка его и папка.
читать дальше
Искупавшись еще раз, двинули по проселку в сторону Кемеровской области. Не смотря на жару и отсутствие леса - так приятно ехать по укатанному проселку. Ехали неспеша, горки брали пешедралом. Но вышли на границу Кемеровской области совершенно неожиданно. А красиво там.
Высокие холмы - это берега речки Шумихи, которая намыла их 10 тыс лет тому назад. А теперь - маленькая речка, еле видно на дне.
читать дальше


URL записи

16:13 

29.07.2013 в 05:43
Пишет Вольфганг Шеффер:

Поход на калмаков
В общем, сегодняшний результат.
Пробуждение подобно концу света, под глазами мешки, глаза красные, сушняк дичайший. Выходные (27-28 июля) прпали не зря.
За спиной - 218 км, ночевка у реки, пять купаний. Из них в первый день - 114 км, 4 купания, проход через Большие травы. Второй день 102 км и в основном - очень приличная дорога. Из бонусов: тяжело груженый велосипед - полагаю, килограмм 10 я на нем везла. да на спине еще 3 л. воды с вещами - тоже килограмм 6-7. Жара - 27-30 в тени.
Пройдено:
Северск-Томск-Коларово- Казанка (с осмотром)-Батурино-Ярское - без осмотра.
Кемеровская область: Средневековый могильник - Усть-Сосновка-Юрты Константиновы-Сосновый Острог-Иткара - Иткаринский водопад-Ленинский - с осмотром.
Обратный путь тот же - через Шумиху и поля до Ярского. И обратный путь.
Суммари: Палатка очень хорошая, в жару можно спать на коврике под спальником, навыки ночевки в палатке утачены, но это не мешало мне заснуть и хорошо спать. Если я и просыпалась, то от боли в пояснице и в недовыбитом плече - дома я просыпалась от того же.
Плечо я попыталась выбить в Сосновом остроге - по счастью, неудачнно - слетела через руль в траву, и если не считать того, что неудачно преземлилась на руку - все нормально. Рука сначала заставила подумать: песец. Вывих... До дома почти 100 км, место - деревня Мухосранка в соседней области, денег... рублей 900, но хватит ли их на переезд с великом до... Пошевелила рукой. Сустав щелкнул и боль сразу стала на порядок менее острой. Рука двигается. В общем, стало ясно, что мы еще поедем. Через дцать минут, когда ушибленное плечо успокоится. Пока лазали смотреть место бывшего острога - оно и правда успокоилось настолько, что можно было езать. А потом болит не при позе "Я держу руль", а при попытках надеть рюкзак и поднять руку. А еще, зараза, ночью.
Ну вот по ощущениям. А про то, ради чего был поход и какое впечатление произвела Кемеровская область - отдельно. И долго - ибо.

URL записи

16:12 

23.07.2013 в 17:49
Пишет Вольфганг Шеффер:

Морально дозрела
Написать о путешествии этой субботы. 120 км. Северск-Клюева-Авторынок-Академгородок-Степановка-Мирный-М и Б. Протопоповы- Межениновский тракт- поворот на Петухово- Плотниково-ст. Петухово- с. Петухово-Аксеново-Некрасово-Богашево-Лоскутово-Томск- Северск.
Маршрут был выбран заковыристый, потому что у Коти рвалась цепь, и надо было менять передачи и цепь.
Потому выехали поздно, а в настоящий поход двинулись уже ближе к полудню, поминая на каждом километре жару и желание залезть в воду и не вылезать.
Ближайшая вода имелась возле недостроенной церкви в малом Протопопово. Выяснив, что Ушайка сильно обмелела и купаться в ней можно, а переодеться - проблематично, обошлись умыванием без макания задницы - берегли сухими трусы, чтобы не стереть то, на чем в седле сидишь. Но майки намочили и двинули дальше. Вампиров, кстати, было мало - день жаркий, место открытое.
Впрочем, пока дорога была хоть и холмистая, а все же асфальт и радовало то, что знакомая. В небе то и дело раздавалось гудение - самолеты. Аэропорт близко. Промахнули мимо поворота на Богашево, свернули на Плотниково. Деревушка так себе, но вот водоем, крутые горы и кедрачи - они тянулись тут почти сплошняком - делали этот мирок страны Петуховии наредкость милым и привлекательным.
читать дальше
В общем, не смотря на то, что предыдущую неделю я не тренировалась - жако, купаться только ездили, меньше 10 км в день - ноги чувствовали себя нормально и даже очень. Жара донимала больше, руки скользили по рулю и тело все блестело, аки у вампира из "Сумерек" - мелкие капельки пота на ярком солнце. Тем временем начала выпыживаться гроза. Нобо справа от нас потемнело, там загромыхало. Но, забегая вперед - гроза кружила вокруг нас, но ни разу не накрыла. Один раз мы заблудились и свернули не в ту сторону - дак вот, не крутани мы те 6 км - накрыло бы нас дождем, но пока мы плутали - дождь вылился.
Но пока впереди нас ждала станция Петухово. Станцию, вернее, платформу - я не сфотала - там дорога внезапно кончилась и мы добирались до платформы по заросшей спорышем тропке. Это меня так удивило, что я о фотике забыла. Зато после платформы дорога снова началась.
Кстати, о дороге - идеально ровная грунтовка, почти без колеи и вообще без говен. Наконец она вырулила на шикарную церковку, стоящую на краю кедрача. Церковка, как выяснилось, старая, но недавно приведенная в чувство до состояния "выглядит как новострой". Рядом - добротный, но явно не сельский домик. Кроме поленицы и недоколотых дров рядом - никакого признака хозяйства. Ни тебе сараев, ни загона для скота. Пишут - писательская дача.
читать дальше

URL записи

16:11 

14.07.2013 в 09:09
Пишет Вольфганг Шеффер:

Но я сказала: "Брат, мы все-таки пойдем вперед!" или Дорога Зашибана.
В общем, это была странная дорога. Странный поход. Когда муж все время сомневался в рациональности своих действий и делал их. А я периодически выдавала что-то в роде арии Галадириэли про "надежды нет, но там вдали горит восход".
В общем, дорога: Северск, Петрово, водоканалка, ветвь водоканалки на Победу, Зашибана дорога (лес и мимо брошенного кладбища), Победа. Киреевск, Зашибана дорога (Киреевск - Верхне-Сеченово) Верхнесеченово, Карбышево, Рыбалово (И конец 1 дня, 140 км) Рыбалово-Зоркальцево-Петрово-Северск. 44 км.
Прелесть этой дороги не в длине - проходили и больше, а в том, что на участке водоканалка-лес 13,5 км, примерно километров 6 - жидкая грязь. И на участке Киреевск-Сеченово - 16,5 км, дорога или настолько профилясто-колеястая, или профилясто-колеясто-травянистая, а то и вовсе болота. В общем, дважды в этом болоте мы увязали так, что надо было выползать из грязи на коленках.
Там, где дорога Зашибана, ехать нельзя. Можно идти. Сил, понятно, берет немеряно. Еще больше времени.
Добавить к этому тучи гнуса, и мы получаем нормальный сибирский экстрим.
При этом палатку мы не взяли. По счастью в Рыбалово отдыхала Инлинь с семейством, и они нас приняли и даже попарили в палаточной баньке.
В общем, проверено, дороги от Киреевска до Сеченова нет. Но в целом путешествие оставило приятное впечатление. Купались в Оби на очень приятном месте. В Киреевске нет реки (есть, но так далеко, что ну ее нах), но вкусный хлеб и очень красивые мета. Домик Инлинь - особая статья - мож, хоббиты и найдут эту пещеру неуютной, а на наш вкус - очень классно, дружно, уютно. Всем живущим там комфортно. Я посмотрела, как деловито Чибиуса таскает в баню дрова и как ловко они обходятся с бытовыми задачами - просто прелесть. Изумруд при нашем появлении спряталась под кровать. Оказывается, это она нас пугала :). Потом зайсы построили домик из подушек и даже пригласили в него меня. Домик хорош, но я в нем помещаюсь только в скорченном виде.
Впечатления от матраса, на котором лежу я, а по мне скачут Изумруд и Чибиуса, и знакомство с Тори (она сразу поняла, кто скорее даст ей печеньку, и села рядом со мной) - особо приятные впечатления. Кстати, при частичном отсутствии окон - полное отсутствие комаров - поставили морилку.
Ну и прикол напоследок. На КПП у ужа лопнула цепь. Ну лопнула и лопнула - я умею чинить цепи. Прижались к стенке здания КПП, чинимся. Вдруг за спиной веселый рык: "Это вы тут минируете?". Оказывается, наши скорченные позы вызвали у кого-то ассоциации (ну да, два террориста встали посередь бела дня у центрального хода общего КПП, и давай монтировать адские машины. ) Командир поржал с нами, и почапал восвояси.

Итого, за 2 дня - 184 км, из них примерно 18 - пешедралом. Первый день - 140 км, второй - 44 (а Кот говорил - 35 :)). Хорошо , что не поехали, а остались в Рыбалово).

URL записи

16:06 

06.07.2013 в 19:22
Пишет Вольфганг Шеффер:

Во по таким местам я сегодня каталась.
Вот по таким местам я нонча каталась. 102 километра, но они были непростые.
читать дальше

читать дальше

URL записи

16:04 

30.06.2013 в 17:02
Пишет Вольфганг Шеффер:

Томский карнавал.
Вчера скатались на карнавал. Мне он нравится - зрелищно, весело. Но вчера я поняла, чем он мне не нравится.
Это - шествие с претензией на профессиональность. Идут коллективы в заранее подготовленных на тему костюмах, показывают отработанные гимнастико-танцевальные программы, бьются за приз...
Стихийного раблезианского веселья первых карнавалов - уже нет.
Есть выступление поставленных под ружье сотрудников и есть толпа зрителей. Нет соучастия.

На снимках без "моря" - руководитель Чеховских пятниц, путешественник, совершивший кругосветку на плоту - катамаране - Евгений Ковалевский (Одиссей) и сценарист-режиссер их безобразий Лариса Кудинова (Пенелопа)
читать дальше


читать дальше

URL записи

16:00 

15.06.2013 в 16:25
Пишет Вольфганг Шеффер:

Открыли сезон - во всех отношениях.
Сегодня, проехав 96 км, мы открыли два сезона: купальный - вода в Мальцевом озере уже теплая и аварийный - я навернулась на почти ровном месте. Если бы не шлем - возможно, было бы сотрясение, так отделалась массой ссадин на конечностях, фотоаппарате и гидраторе. И большим испугом, с которого меня ажно вырвало. Но в общем-то, все нормально - я после того, как выяснила, что все двигается и больше не тошнит - проехала 30 км.

Из всего, что было: еще сфотала могилу самого старого по дате рождения человека, которого встречала на кладбищах Томского района. Шумиловский Антон Иванович :candle2: родился в 1836 году!!! Умер в 1930. До сотни чуть-чуть не дотянул. Рядом два его сына лежат - один раньше отца убрался, второй - чуть пережил((((.
Увидела возле Кижирова табун пасущихся лошадей. Кто-то держит)))).

читать дальше

URL записи

15:59 

08.06.2013 в 18:08
Пишет Вольфганг Шеффер:

Турунтаево
Сегодня был первый серьезный поход. Доехали до Турунтаево, что в 80 км от Северска и вернулись. Это расстояние (164 км) было сопоставимо с тем, что нас ждет по пути на Писаницу. Учитывая, что перед этим был восьмидневный перерыв на Москву - я убедилась: форма нормальная, доеду, живая.
Итого - средняя скорость - 19, 5, максимальная - 42! (с горки), время в пути - 8,5, время вообще - с 8 утра до 18-30 с осмотрами достопримечательностей, обедами и чистками великов.
Это при том, что обещанная в Томске солнечная погода на Асиновский район не распространялось. Нас преследовал мелкий нудный дождь, который умудрился вымочить дорогу так, что брызги из-под колеса летят в лицо едущему сзади.
А впрочем - важнее было не столько село - оно довольно колоритно, но их было немало в нашей походной жизни, а чисто психологическая настройка на нормальные походы, а не покатушки вокруг дома.
Плохо, что никак не удалось покататься по проселку - грязно.
А что до Турунтаева - То вот историческая справка:
Село Турунтаево было основано в 1680 году пешим казаком Турунтаевым. Село лежит на Большом Сибирском Тракте, который в восточном от Томска направлении называется Иркутским. Иркутский Тракт проходил раньше через старинные сибирские деревни и села: Семилужки, Халдеево, Камаевка, Первый и Второй Выселки, Новоархангельск и Латат. Другая ветка отходила от Камаевки и шла через Подломск, Турунтаево, Мазалово, Поповичи и Ишим.

Турунтаево было небольшим селом, цепочкой вытянувшимся вдоль тракта, который проходил по центральной и единственной улице, теперь улице Октябрьской. Сельское население занималось в основном хлебопашеством, охотой, рыболовством на реках Ташма и Яя. Были распространены и домашние промыслы – льнопрядение, ткачество. Кроме того имелись свои ремесленники, кузнецы, шорники, колесники, пимокаты, сапожники, портные и кожевники.

Примерно в десяти верстах от Турунтаево, по направлению к Томску находится село Подломск. Раньше оно называлось Кристинино, по имени первопоселенцев Кристининых, пришедших сюда в первой половине позапрошлого века.

В 1927 г. село было переименовано в Подломск по инициативе председателя сельсовета Калугина.

Основным занятием населения в Подломске, как и в Турунтаево, было хлебопашество. Помимо этого из обоих сёл в город на продажу вывозили мясо, зерно, дрова.

К началу XX века Турунтаево было уже довольно крупным селом. Здесь находилось волостное управление, своя школа, лавка, которую держал еврей Любович, большая церковь, сгоревшая в годы гражданской войны, мастерские ремесленников.

Многие жители помнят, как через села проходили колчаковские отряды вслед за которыми наступали красные.

Во время коллективизации в Турунтаево и Кислове были организованы три колхоза "Прогресс", "Трудовик" и "Ударник"

В 1961 году был образован совхоз "Победа", объединивший хозяйства Турунтаева, Подломска, Халдеева, Спасо-яйки, Новоархангельска, Мазалова, Новорождественки, Романовки, Подлесовки, Перовки.

Фотки

читать дальше


URL записи
запись создана: 16.04.2015 в 15:55

15:58 

15.06.2013 в 18:42
Пишет Вольфганг Шеффер:

Не желаете ли вы осмотреть крестики, склепики, гробики и саркофагики? (с).
Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы...
Купцов, чиновников усопших мавзолеи.
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный;
Ворами со столбов отвинченные урны...
А.С. Пушкин 14 августа 1836 год, Петербург

Пушкин, конечно, прав, и все это имело место быть погребено на кладбищах типа Донского. Но - в зависимости от настроения гуляющего по кладбищу важным кажется то одно, то другое...
читать дальше


Если любое кладбище дает представление о городе живых, то глядя на старый некрополь Донского монастыря видишь кусочек ушедшей Москвы. Собственно, осколки той же Москвы то и дело являются в переулках и прямо на улицах. И там и там слова не дают черни - она лежала в других местах и жила в других домах. Так что - Москва дворянская, купеческая, профессорская... ну, за редким исключением. Похожая на Москву, описанную у лежащего тут же Ивана Шмелева. О той самой шмелевской Москве птомок представителей подлых сословий леди Гаервен сказала: "Читая его сусальную книжонку, понимаешь, почему этот мир крякнулся". Правильно, мирок был самодостаточный, замкнутый и по-детски самодовольный. Его хорошо воспринимать, когда ты сам сыт, одет, обут, образование получил и жизнью своей доволен.
А моей прабабке, такой же крестьянке, как прабабка леди Гаервен общество, лежащее сейчас на Донском кладбище точно бы понравилось. Хотелось ей не самой к "вызшим" примкнуть, дак хоть детей в тот мир пропихнуть.
- Ленинька, каб не ваша поганая революция, так Вася был бы офицером, а Лидонька - фрейлиной.
- Мама, так кто такая фрейлина? Царская проститутка.
- Дак ведь царская...


читать дальше
Ряды надгробий при всей необычности для современного глаза и разнообразии - на удивление одинаковые, и лишь некоторые упорно демонстрируют свою непохожесть, свои убеждения, свое я...
Например Секунд Майор Василий Васильевич, скончавшийся в конце 18 столетия в возрасте 29 лет - обладатель уникального надгробия. Правда стильно. Большинство тех, кто писал про сей крест называют его массонским, но некоторые говорят, что он не массонский, а просто детишек у молодого человека было много, да все умирали в младенчестве. А кто его знает - может, родня, оплакивая не слишком уж старого человека, пожалела о том, что усохло дерево, которому бы еще плодоноить да плодоносить.

Очень нравится.

URL записи

15:57 

12.06.2013 в 18:29
Пишет Вольфганг Шеффер:

Потому что среди слухов пустых Есть Арбат и есть Донской монастырь.
На Арбате я в этот раз не была, а вот в Донском монастыре - была.
Собственно, это еще один кладбищенский пост, потому что ради некрополя туда и пошла, но монастырь - это еще и стены, и покои монахов, и особый мирок, в котором мне виднее были не монахи (имел место один, который строго вопросил, имею ли я разрешение снимать на территории монастыря и послал покупать сие разрешение), а рабочие, охранники, бабушки в лавках и уточка, которая выгуливала свой выводок прямо под горельефами храма Христа Спасителя меж древних могил.

читать дальше
Идти до монастыря ближе с Шаболовки, и рано утром эта не самая центральная улица уже полна народу. Раскладывали товары на рынке выходного дня.
Народ охотно показывал заведомо туристке, как идти до монастыря.
Про новое кладбище я уже писала, повторяться не буду, а вот старое ...
Впрочем, начнем со стен.
читать дальше
То, что некогда это была крепость, оборонявшая подступы к Москве - очень даже верится, не смотря на современную гладкость и красоту стен. Основанный Федором Иоанновичем в 1591 году монастырь, понятное дело, и горел, и разграблялся, и восстанавливался, украшаясь по вкусам более поздних эпох.
Храмы монастыря многочисленны и ухожены. Чистота идеальная.
читать дальше
Отчасти эта чистота - на пожертвования желающих пофотать на некрополе. По крайней мере, на выданном разрешении именно так и написано: "Благодарим вас за внесенное пожертвование. Средства будут использованы на реставрацию архитектурного ансамбля" Охранник строго бдит, и монахи бдят, чтобы пожертвования вносились.
Еще одной из достопримечательностей монастыря являются горельефы с разрушенного храма Христа Спасителя. Часть - отреставрированные, пристроены к стенам монастыря. И там они, рассчитанные на обзор с земли чуть не под потолок, производят впечатление оглушающие, как гром духового оркестра вблизи. Но часть медальонов (как выяснилось - это не подленники, а отливки уже для современного храма, не то формы для отливки рельефов - Церетели, короче) лежит на хозяйственном дворике, вполне цивильном и запетом, но лежит без помпы.
читать дальше
Классицизм для меня всегда был несколько холодноват и театрален, но вблизи эти рассчитанные на галерку позы и мимика продирают до кишок. Прорчица Дебора, судя по фоткам, мне явно глянулась больше Мириам и св. Георгия.
Но главное - Кладбище, конечно. Впрочем, об этом другой пост. Устала.

URL записи

15:56 

11.06.2013 в 19:11
Пишет Вольфганг Шеффер:

Так проходит земная слава...
Сразу оговорюсь: у меня не было желания найти конкретные могилы конкретных людей. Важнее бродить по этому городу, пытаясь понять, что он из себя представляет, и временами охать: "Ой, здравствуйте, а вы, оказывается, тут живете?" А если так или иначе я не обратила внимания на могилу - значит, данное лицо было не настроено общаться.
Впрочем, два раза я нарушила собственные правила: зашла поздороваться к Ключевскому на Донском и к Вицину на Ваганьковом. Попробовала найти Даля. Не Олега, а Владимира. Не нашла, махнула рукой, пошла дальше, на обратном пути вижу указатель: "Владимир Даль".
Собственно, из-за одной известной персоны я умудрилась посетить не то кладбище. Данилов и Донской монастыри находятся на равных расстояниях от Тульской станции метро. (Да, до Донского от Шаболовской ближе, но мне объясняли от Тульской).
Выбираюсь я из-под земли, интересуюсь, где тут кладбище, мне тычут пальцем на остановку трамвая и говорят: они там объявят. В результате я обратно шла по прямой минут пять, а на трамвае вкругаля тряслась все десять, если не больше))).
И представьте мое разочарование, когда я поняла, что это НЕ ТО кладбище. Там лежит Матронушка Московская. От которой мне ничего не надо, но к которой идут толпами. Уже под вечер у могилы была очередина. Я посмеялась на счет объявления, запрещавшего прикармливать голубей и пошла осматривать некрополь. Да, Третьяковы лежат там...
Наутро поскакала искать Донское.
Уже сверяясь по карте, купленой накануне.

Донской монастырь - первый крематорий города Москвы. Там кремировали тех, кто желал, платно. И нарядных покойников, в обилии поставлявшихся в изобилии с Лубянки. Нарядные - потому что по наряду, понятное дело.
Донской монастырь великолепен и чист, улицы и скверики вокруг - любо поглядеть, спокойно и тихо.
Кладбищ два. Новое - на котором кроме жертв эпидемии 1937 года я нашла Майю Кристалинскую и какого-то неизвестного лично мне, но, наверно, весьма известного конструктора.

читать дальше
На фоне расположившейся рядом графини 1978 года рождения памятник Майи Кристалинской выглядел скромно. Надо сказать, что потом мне не раз приходила мне в голову эта мысль. Что самые навороченные памятники поставлены людям, чьи фамилии явно не на слуху. И ничего не говорят не только мне, но и другим, кому я фотки показывала.
Кстати о пилотах. Помню в детстве я с братом доводила взрослых, завывая песенку "Ту 104 - самый лучший самолет". Оказывается, не зря. 16% этих самолетов попадали в аварию. Этот конкретный ушел в штопор под Читой, прихватив с собой 6 десятков жизней.
А меня ждало старое кладбище.
Вообще москвичи поняли, что этот музей надо содержать достойно. В Даниловом за право фотографировать взымают пожертвование в 100 рублей. Недорого, но факт.
А еще везде висят планы с комментариями, кто где лежит. Если фамилия не громкая (Толстые, например), то рядом с могилой может и табличка быть - мол обладатель сего бренного тела при жизни дружил с Пушкиным или еще кем. Цензура присутствует. Салтычихи в списке нет, а я, ходя неподалеку от могилы сей изуверки, как-то все проскакивала мимо - при том, что место известное и памятник приметный
[img=content.foto.mail.ru/mail/nike1950/1538/i-1550....]
- знать, не хотела она со мной встречаться, да я и не настаивала. Тоже мне, особа. Вот Ключевский...
Профессор обитает скромно и достойно. В соседях у него Солженицын. Чуть дальше - И. Шмелев, которого я не искала, но он видно в курсе был, что я в самолете его читала. Сама вынеслась.
читать дальше
По правде сказать, надгробия XVIII - XIX века как вид монументальной деятельности заслуживают отдельного поста. О Данилове стоит вообще поговорить отдельно.
Ну а Ваганьково свое веселое название оправдывает.
На входе - будка экскурсионного бюро, план.
Многих и искать не надо было.
читать дальше
Высоцкий и Кононов - почти у входа, Бесков - там такое оригинальное надгробие, что мимо не пройдешь. Енгибарова помню еще с того времени, как с отцом к Есенину ходила. Есенинский памятник, кстати, помню еще старый, скромный. Он мне сейчас больше нравится...
А в районе крематория вообще сплошной ОЙ начался. Ой, РОСТОЦКИЙ, который моего незабвенного Торира снимал))) Ой, Мишулин! Ой, Филатов... На фоне огромного черногранитного надгробия Ворошилова Владимира Найти Вицина без посторонней помощи мне не удалось. Спросила рабочего.
- Да плита у него, простая, серая... Вон там.
Пошла....
- Да вот, левее.
Я резко поворачиваюсь и - бах на колени прямо перед могилой.
- Все в порядке? Да? Это что ж вы, так почитаете Георгия Михайловича, что на колени перед ним падаете?
Вицин мне очень нравится, как человек. Полное несоотвествие внешнего и внутреннего. Человек он был небогатый, но в этом сером камне видится мне не только финансовое. Вряд ли он захотел бы над собой навороченное надгробие, даже если бы были у него средства. Не тот человек.

Хотя, есть что-то такое в художественных надгробиях, именно для живых, а не для умерших. Но об этом - в следующем посте.

URL записи

15:54 

07.06.2013 в 16:35
Пишет Вольфганг Шеффер:

Кладбища Москвы.
В Томске нет старых кладбищ - город рос, их снесли, На двух старейших могилы сплошь послереволюционные, хотя иногда - с памятниками, попертыми со старых погостов.
Не удивительно, что в результате обострившегося приступа тафофилии я на предложение ехать в Москву отреагировала: "Че я там забыла? Ну, разве на кладбища походить..."
Кладбища Москова - музеи, которые открываются в восемь утра, и бесплатны... почти. На Донском пришлось заплатить сотню за право фотографировать надгробия великих и не очень. Вполне по-божески, кстати, на фоне дороговизны.

Итак, начать с общего впечатления или по порядку?
Пожалуй, с первого, потому как по порядку может и затянуться.

Кладбища перенаселены. Но именно благодаря этому они особо трогательны. Ну забили там на сан-нормы и прочее, что мешает тем же сверчанам хоронить своих дорогих и близких рядом. А тут... Я не представляю, как на этих участках могут уместиться гробы. Может, это кремированные трупы и зарываются урны? Но такое обилие людей на малом пятачке?
Москва живых похожа на Москву мертвых. Кто-то стремится самовыразиться и сделать не как у всех, кто-то рад, что вообще тут живет, хоть и в коммуналке. Или даже в таких ульях - колумбариях.
Это Ваганьково. Особенно поразил участок рода Волобуевых. Надгробия двух столетий...

читать дальше
Во вторых - сама по себе эстетика оформления надгробий. Обилие художников и денег вместе сказывается. Много надгробий индивидуальных и художественных. Особенно трогательны надгробия детей и юных девушек.
читать дальше
Кстати, стилизации под старину, с ангелами, плакальщицами и головками под Канову, типа той, что на монументе графини - не всем по карману, но новых я видела немало, особенно на Ваганьково.
При этом соседство могил явно дорогих и откровенно бедных, а также такая плотность захоронений, что не подойдешь - дело обычное.
читать дальше
Но что же я искала а кладбищах среди незнакомых мне людей?
Спокойствия? Потому что после суетной москвы и беготни, после праздничной суеты Интермузея приятно оказаться среди зелени, где птички поют, и люди - живые, - неспешные и тихие, сосредоточенные.
Или было желание увидеть что-то такое, что позволит представить этих людей живыми?
Кстати, взгляд чаще всего останавливался на вот таких надгробиях:

читать дальше
О каждом конкретном кладбище и о великих и знаменитых потом напишу, сил нет.

URL записи

15:53 

05.06.2013 в 11:00
Пишет Вольфганг Шеффер:

Итак, Москва, Москва. Москов! Мужик это!
Вообще-то отношения с этим городом у меня двойственные. С одной стороны - это старый город. И соответственно... В общем, если город этот старше татарского нашествия и его пережил - ну как я могу относиться к нему? Только с исключительно страстным желанием познать его поглубже.
Да и вообще, этот город можно полюбить только потому, что здесь жил и работал читать дальше Иван Грозный. Ну, или Марк Исаич Гай. Или...
А есть еще необычайно лиричные образы Москвы в "Покровских воротах" и "Родне"

А есть Москва, в которой некоторые отчетливо чувствуют запах крови, в которой , кажется, только воруют, торгуют и пожирают... Шумная и нахальная, которая вроде как Россия, но и отдельна от всей России, ей противопоставлена.
В общем, очень неоднозначный город.
Наверно, я очень искала ту Москву, которая мне нравится. Вот они - Забелин переулок, Большая Радищевская, Андрониковская площадь, Донской и Данилов монастыри... Чуть в сторону от центральных улиц, несколько шагов от метро...
И кладбища московские, старые и спокойные. Единственные музеи, открытые уже в восемь утра...
В общем, инсайт у меня случился, когда я решила пройти от Андроникова монастыря до ЦДХ и нечаянно перепутала направление. И вместо Николямской и Солженицина занесло меня на Шоссе Энтузиастов.
Оно было, не смотря на ранний час, оживленно, сосредоточенно и грязно. Не той грязью запущенности, которая видна в промышленных районах Томска и даже Новосибирска. Это была грязь, от которой не может уберечься рабочий человек. Но такой рабочий человек, который на работу приходит в чистой спецовке, приводит в порядок рабочее место. И вообще, его рабочее место несколько раз на дню убирают.
Глядя на эту сосредоточенную суету, почувствовала я, что все эти годы ошибалась, считая Москву бабой. Имя с панталыку сбило. Но ведь есть мужские имена, оканчивающиеся на гласные. Зосима, например. Так вот - Москва - это мужчина.
Примерный портрет?
Характер жесткий. Работы не боится, но... Нет в нем ни интеллигентной трезвости слабогрудого Петербурга. Ни организованной боевитости советского спеца Новосибирска. Барское воспитание, что ли, дает о себе знать? Срываемое, оттесняемое, почти нежеланное для самого Москова, оно тем не менее то тут вылезет, то там. То старой улицей, то церковкой, то переулочком, то парком. При всем том, что со всех сил Москва пыжится быть официальным, торжественным. Отсюда и некая расхлябанность, и слабость к соблазнам...
И ладно бы удержался он на грани советского партийного функционера образца годов эдак пятидесятых... Но нет, нынешнее время старине Москову вовсе противопоказано. Так ведь и до нервного стресса можно дожиться, или там до цирроза.
Самое грустное - что под натиском нынешнего все дальше уходит та милая, рассеянная барская натура. Все дальше уходят милые усадебные привычки, заменяясь чем-то довольно неприятным.
Болеет старик... Жалко, хотя, по правде сказать, сам виноват.
Несколько фоток, сделанных из окна машины, везшей нас от гостиницы в Измайлово до места работы в ЦДХ.

читать дальше


URL записи

15:52 

05.06.2013 в 16:26
Пишет Вольфганг Шеффер:

Итак, зачем я поехала в Москву.
Дело в том, что с 31 мая до 4 июня в Москве проходила международная акция "Интермуззей 2013" - для музейного работника это одна из наиболее важых акций. Раз в год в Москву других посмотреть и себя показать в рамках заданной темы приезжают музейщики со всего бывшего СССР и даже из дальнего зарубежья.
На сей раз темой Интермузея была музейная педагогика. Мы шли вне конкурсной программы (С проектом организации велопоходов краеведческой направленности), северчане (с антинаркотическим проектом - тоже. Так что страсти, было разгоревшиеся перед Интермузеем ( я задумывала идею велосипедных походов до ухода из МГС и являюсь одним из авторов антинаркотической выставки).
Кроме того, мы выиграли грант на выставку "Сибиряки вольные и невольные" в конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире". На церемонии вручения руководитель проекта (наш директор в данном случае) должен был представить проект за три минуты. Но директор не мог и передоверил миссию мне.
читать дальше

В общем, я выступила на церемонии. Кстати, очень симпатичной: вели ее папа с сынулькой, причем восьмилетний Вениамин Львович был очарователен внешне и вел себя отлично. Задавал смешные вопросы (Нам, например: "А посетители у вас в музее - вольные или невольные?") Во всей церемонии был один прокол: в конце зала накрыли столики со спиртным, и интеллигентная публика поперла общаться. Гул этого общения так достал участников проекта (а нас было 17 проектов, мой номер - 13), что двое (я и № 17) решились осадить пирующих. Я - фразой "Ша, Укропы Помиорычи, толковище идет! Для непонимающих этот диалект сибирского невольного перевожу: "Уважаемая интеллигентная публика, прошу уделить мне три минуты внимания!", а № 17 передала публике за столиками горячий привет. Обе выходки были встречены с радостью теми, кто пришел не пожрать, а послушать о проектах.
Кроме презентации проекта на церемонии и работы на стенде - была возможность послушать специалистов. Я отловила одного немца, и допросила его про работу вервольфхена. Разница между музеями есть, но не кардинальная.

Из анекдотов.
Три дня я шастала по ЦДХ в своей велоформе. С рюкзаком и даже в шлеме. А один день - ездила по этажу на велике.

Перед церемонией мне на голову свалилась афиша с рекламой Интермузея. Больно, не страшно. Обидно, что три дня я шлялась по корпусу в шлеме, и вот когда пришлось одеться человеком - на башку валится металлическая балка. Ну, правда наутро я куда сильнее треснулась коленкой на могиле Вицина, а потом - о низкие своды музея Андрея Рублева, но да бог с ими.

Пожар метро случился на той самой линии, которой мы часто пользовались по пути на работу. Но мы были уже в Томске.

О выставках - много фоток, в комментах выложу.

URL записи

15:42 

27.03.2013 в 12:14
Пишет Вольфганг Шеффер:

Музей Подгорного.
Подгорное - большое село, основанное в 1901 году. Райцентр - но район называется Чаинский, а не Подгорненский. Село я почти не видела, некогда было. Стоит оно действительно на весьма холмистой местности, на берегу речки Чая, обозванной так за характерный цвет воды. Впрочем, характерный цвет разглядеть под снегом не удалось, и до горы не добирались. Сфотала памятники, солдатам и вождю мирового пролетариата, да еще церковку (Христорождественская), которую я изнутри не смотрела, да и фоткала больше через стекло едущего автомобиля. Впрочем, тут водитель сжалился и подвез ас к церкви, чтобы мы ее нормально отсняли (не я одна фотоохотилась).
читать дальше


Целью поездки было пожюрить на районной школьной конференции. Сразу скажу - на нашей самой большой секции должно было быть 14 докладов, а выступили 13 детей - один заболел. Доклады хорошие, жюри вполне приятное подобралось.
Но напросилась я на эти севера не столько ради конференции (можно было и поближе скататься), а ради музея.
В музее Кулайской культуры (собственно, слово Кулайка у меня в дайре мелькает то и дело, но если что - справка вот. ru.wikipedia.org/wiki/Кулайская_культура)
(то есть это не обычный районный музей с местными прялками-утюгами-чугунами, а музей археологии) экспозицию делали наши томичи. Зоя Игнатенко, мой нынешний начальник, ее муж Юрий Рассамахин и Сергей Павский, художник, с которым я уже лет 10 как работаю.
В общем, я всегда была очень высокого мнения обо всех троих, но тут я вообще обалдела.
В общем, начнем с того, что это - первая экспозиция, концепция которой понимается посетителем сразу, а не объясняется, что и где чего символизирует и т.д.
Предбанник выставки - фактически, фойе музея, занимает повествование об археологических экспедициях и вообще тема изучения Кулайской цивилизации. Флаги экспедиций, инвентарь, портреты исследователей - все очень хаотично и по-полевому однозначно. Приятная деталь - насыпанные вниз на полки витрин горы песка - имитация раскопа.
В общем, ощущение полевой жизни не то, чтобы передается, но обозначается. В сочетании со стенами музея - довольно обыкновенно и по-будничному. Ничто е предвещает чуда.
читать дальше
Продолжение следует другим постом.

URL записи

15:41 

27.03.2013 в 17:04
Пишет Вольфганг Шеффер:

Подгорное, музей Кулайки
Как выяснилось, мне не удалось сделать фотографии, которые адекватно передают мое впечатление от экспозиции. После небольшого предбанника с рассказом об исследователях Кулайки и быте экспедиций заходишь в зал. И буквально упираешься взглядом в полукруглый стенд с большой фотографией горы Кулайки. Слева и справа стоят две вертикальные витрины, в которых довольно стандартно располагаются бытовые вещи: льячки бронзолитейщика, горшки, картинки с реконструкцией жилища и прочая совершенно стандартная бытовуха. Ну, оцениваешь задники в виде костров (в горниле, в очаге и низ витрины, посыпанный песком. Типа - художественное решение. Гора Кулайка не торопится открывать человеку свои тайны, а цивилизация протосамодийцев.... в общем, все мы пользовались почти одинаковыми горшками и жили в полуземлянках. Ничего такого, что бы сильно удивляло любителя музеев нет.

читать дальше
Ты привычно обходишь щит, заслоняющий обзор и...
В общем, первое, что видишь, это Кора с Парфенона, фаюмского парнишку, потом приближаешься - видишь Китайскую стену, Куроса, Месопотамские мотивы - перемежаемые увеличенными изображениями кулайских шедевров.

читать дальше
Идея подана настолько влоб, что даже самый далекий от создания выставки понимает: сейчас тебя ждет встреча с явлением, сопоставимым с шедеврами древнейших цивилизаций. Благо, Кулайцы по времени современники этих шедевров. Это потом начинаешь замечать, что на баннерах есть скромненькие надписи на прозрачных пленках, которые поясняют, что изображено на баннере. А сначала видишь витрины. В них на аккуратных полочках и весьма художественно расположены предметы. Которые хочется рассматривать.
Чем, собственно, экспозиция поражает - так это тем, что тезисы ее концепции читаются влет.
Исследователи, раскрывшие тайну горы Кулайки, которая скрывала шедевры мирового уровня.
Тайна горы Кулайки, которую не так просто раскрыть, и не сразу видишь.
И, наконец, шедевры таежной цивилизации, которая была на высоком для эпохи раннего железа уровне. И ушла, потому как экономика не потянула дальнейшего роста отношений. Потом был регресс, возврат на уровень первобытного строя с периода военной демократии. Но пока...
Собственно, семичленность экспозиции - это не только 7 чудес света, но и 7 памятников кулайской культуры, которые сейчас исследованы, и сакральное число, определнное отверстиями в нашей голове и порогом восприятия.
Я люблю кулайское литье. Эти ребята рисовали так же отважно, как рисуют дети. Это восхитительно, хотя именно тут начинаешь ругать свое неумение снимать через стекло так, чтобы получилось хорошо. Впрочем, кулайское литmt даже моими фотографиями совсем не угробишь.
читать дальше

читать дальше

URL записи

15:38 

11.03.2013 в 07:56
Пишет Вольфганг Шеффер:

Ссылки по Нарыму
elib.tomsk.ru/purl/1-4144/

URL записи

15:37 

11.03.2013 в 07:18
Пишет Вольфганг Шеффер:

Там глушь, изгнание, Нарым. Экспозиция музея
Когда в маленьком городке/селе/деревне делают узкопрофильный музей (Например, политической ссылки" или "Археологии" - почти стопроцентно можно увериться: что бы не стояло на вывеске - будет в той или иной степени полный краеведческий музей.
Официально музей выглядит так. Предупреждаю: историческая справка.
читать дальше
В общем, начинается все с селькупского великолепия.
На этот зал активно покушается наше начальство, а аборигены законно упираются: мол, ребят, да у нас только на этот зал и ходят. Если раньше в нарым толпами возили передовиков производства, то сейчас особо на приезжих не стоит рассчитывать. А школьникам младших и не только классов как-то до ссылки... лилово.
читать дальше

А зал в общем-то неплох. При том, что претензий к нему масса, начиная с полуодетого эвенка, который зачем-то взял шаманский бубен и напялил невесть откуда вытащенную маску (современная до безобразия) и кончая прикладным творчеством, которое должно выражать идею одушевленности мира и вносить некое человекоподобие в экспозицию - но выбивается. Особливо куколка. При том, что рядом в Парабели куколка явно того же мастера в русской избе смотрится очень органично.
Нарымскую крепость на фоне селькупов видишь раза с третьего. При том, что ей сам бог велел стоять и доминировать в зале. Хотя бы на месте того эвенка, который пытается выдать себя за шамана. А кулайка может и на самом входе стоять, она тута самая старая вообще-то.
Но зал теплый, образный, задники, написанные Юрой Чернышовым просто хороши.
Идем дальше. После густого, яркого зала с этнографией второй зал просто бледен и солнечнен. Наверно, это не есть плохо. 19 век, декабристы, и екая аллюзия на усадьбы есть. Особенно - симпатяжный интерьер, в котором должно говорить о ссылошных поляках. Если они отгохали Польский дом (см. виды Нарыма), то, наверно, могло тут быть светло и желто. Опять же, ккандалы присутсвуют, и декабристы, и шкатулочка резная 1667 года. Но... Понятно, почему посетители в этом зале не застревают.
читать дальше
Комплексов немного, а иллюстративный материал - его и так смотрят неохотно - просто невыразителен. Как его сделали в первые годы существования множительной техники, так и висит :(.
Но это еще не самые страшные стенды - их хотя бы рассмотреть можно.
Как высказался кто-то из творческой группы - нет тут людей. Да и жизни ссыльных тоже нет.
Впрочем, дальше.
В третьем зале нас ждет театр и Сталин. Это первое, что видишь, входя в зал.
Возле театра - шестиэтажные стенды, призванные обозначить, кого ссылали сюда и чем эти ссылошные тут занимались. Выходит, жили неплохо. Строили горки, театр заводили, в столовой кормились. Жандарм скромненько зажался между театром и Сталинским бюстом и е отсвечивает (хотя вообще-то неплох)
В общем, малина, а не жизнь, особенно на фоне красных вышек совесткого периода. С чего они тут самоубивались - верно, с жиру бесились. В общем, при том, что театр и жандарм мне нравятся, в царской ссылке мне не нравится многое. Несистематизированность изложения, расставленные акценты, неудобно расположенный материал, Сталин, которого выдернули и сунули в другое место (в целом блок о Сталине в ссылке неплох).
читать дальше
В общем, уже появились идеи как-то отразить и непролазную скуку этого проклятого богом места, и поднадзорность жизни ссыльных. Да, конечно, они могли тут заводить театр, исследовать этнографию остяков, охотиться и т.д., но жили они на маленькое пособие, работу найти было трудно, в их личной жизни то и дело обнаруживался посторонний нос и т.д. Все было не так весело, как видится... из экспозиции.
Явно нужен информационный киоск и полка с личными делами на ссылошных.
Еще один милый блок. Мне попадались фото бывших ссыльных большевиков, которые после революции прибывали на слеты, фотографировались группой. А потом на фото появлялись закрашенные лица. Те, кто был реперссирован и при новой власти.
Советский период.
Ну, там сложно говорить. Во-первых, это, конечно, именно перестроечное видение ситуации. Очень эмоционально и обличительно. Но сейчас-то лучше не стало, и людей уже начинает поколачивать при словах "злодеяния советской эпохи" и т.д. В общем, если мы хотим говорить о массовых репрессиях, тему надо спасать хотя бы тем, что надо уравновешивать ее другой частью правды.
История этого края строится на том, что он осваивался, и промышленность в нем заводилась силами именно спецпереселенцев. И жили эти люди в условиях.. ну, в общем, им было где позавидовать царским ссыльным.
И все же - тут появлялось производство, строились школы, детские сады, благоустраивались улицы поселка, и люди, в том числе - потомки ссыльных, помнят это. На празднование какого-то юбилея в Нарыме привезли актера, наряженного Сталиным. К нему тут же выстроилась очередь из местных - пошли жаловаться на нынешнюю ситуацию и просить разобраться. В том числе - потомки ссыльных.

В общем, видится мне, что рассказывать о ссылке (царской ли, советской) можно и нужно через рассказ о жизни Нарыма со всеми его особенностями. Про быт, про производство, про жизнь ссыльных и про судьбы этих ссыльных спустя некоторое время.
И на все про все - 4 зала, потому как террасу собираются утеплить и превратить в зал.

URL записи

15:35 

10.03.2013 в 14:14
Пишет Вольфганг Шеффер:

Там глушь, изгнание, Нарым. Музей.
Задачей нашего налета на Нарым была подготовка к реэкспозиции музея. Надо было отснять всю экспозицию покусочно - чтобы если что потом анализировать, что не запомнилось сразу, а также - фонды (не для того, чтобы хорошие фото были, а чтобы ясно было, что имеется и где искать.

В общем, налетели мы, бесчислены, аки прузи, и, отказавшись от чая - после дороги многих подташнивало, не говоря уже о том, что обедали меньше часа назад - какой нахер чай, полетели фоткать экспозицию. И тут выясняется, что после того, как я отфотала все, что мне нать, фотик взял и слопал большую часть фоток. Я, конечно, проделала ту работу по новой и стала скидывать на музейный ноутбук партиями, но... Некоторые кадры так и не нашла. Например, оборотную сторону шаманского бубна. Но да ладно.
Музей занимает большую площадь. Небольшой дом (три зала, кабинеты, огромная и очень холодная веранда, еще какие-то помещения невесть зачем используемые), реконструкция селькупского быта во дворе ( вынули из обычной среды и положили на дворик), домика крестьян Алексеевых, где проживал т. Сталин и сарай тех Алексеевых (там же, на родном месте) и каталажка (перенесена с берега, понеже оно уже готово было рухнуть в Полой). За домиком Сталина - сортир и сарай для дров, . Прорва снега.
читать дальше
Начнем со вкусного.
Домик Алексеевых - чистейшей воды этнография. Табличка, что там Сталин проживамши не меняет этого впечатления. Большие сенки, набитые всякими нужными в хозяйстве вещами (например, сито для икры),
читать дальше
и изба, разделенная на три части - собственно изба (там печка, столик и буфет), выгородка для хозяйки (ковать под горой подушек, половики на полу и прочая такая крестьянская-прекрестьянская обстановочка) и большое помещение. У дальнего угла, к печке по ближе Сталинская кровать пд серым солдатским одеялом, у другого - кровать второго ссылошного. Единственная подлинно Сталинская вещь - сундучок, который он при побеге не стал брать с собой. И опять же - чисто деревенская обстановка, в том числе - с подозрением, что некоторые вещи относятся к более позднему времени. У входа стоит раскладушка-стенд, на котром лет 15 назад сделанные фото и тексты о т. Сталине.
Но при всем описании, которое создает не слишком приглядный образ, домик производит ощущение уютное и совершенно симпатичное.
Кроме того, в домике колоритная смотрительница, котрая тут же на печке варила уху из леща, с которым разговаривала: "Че рот раскрыл? Живой еще, что ли? Ты это брось, я ж тебя счас в уху буду класть!" Ей бы костюм в эпоху - и эффект полного присутствия налицо.
В доме нет ни электричества, ни отопления. Топится от печки, и это - приятно. Я бы не стала делать в доме электричества, по крайней мере - явно.

В сарае лежит демонтированный памятник т. Сталину.

Самое большое помещение отведено ссыльным. В принципе, это была подработка для крестьян - ссыльных поселять. Иногда в комнате жили до 8 человек, но в принципе - по сравнению с комнаткой, где жила хозяйская семья - это большая территория. Сундучок Сосо Джугашвили стоит рядом с его койкой, которая подчеркнуто аскетична.
читать дальше
Стенды даже помещать не хочется - обычные, обозначают путь т. Сталина и содержат несколько фото, которые эффекта присутствия не создают.
Если бы не данные стенды, я бы сказала: музей быта нарымчан.
Комнатака хозяев меньше, но нарядна.
читать дальше
Забавна кухонка. Учитывая, что используется она по назначению. Не по-музейному, но вполне приятное впечатление производит.
читать дальше
По большому счету - не сильно хочется что-то менять. Вроде, собрались заказать фигуру Сталина из воска. Молодого Сталина, как в 1912 году он выглядел.
В экспозиции, конечно, есть куча картин, отражающих приход-уход Сталина в село, и портреты, копия дела из жандармского управления и так далее. И хочется выселить все это в данное помещение. И в то же время - не хочется нарушать этот уютный деревенский уголок, в котором не только о Сталине хорошо рассказывать, но и о быте нарымчан лет 150-100 назад.

Каталажка живописна. Это помещение служило не только для помещения там забывших о своем статусе ссыльных, но и для не в меру развеселившихся нарымчан тоже.
Бревенчатое здание с зарешеченными окнами. При входе - каморка для надзирателя, и в ней - стол-стул и койка, с такой же соломой, что и в камерах. Одна камера маленькая. Одиночка. И общая - с длинными нарами, покрытыми соломой.
Здание не отапливается, но сие не страшно - есть тепловая пушка.
И снова - с одной стороны, не хочется вешать там стенды, а с другой - выселить бы часть экспозиции сюда.
читать дальше
Ну и селькупы, которым тут явно неуютно.
Карамо - домик, в котором должно быть и тесно, и холодно, но местные привычны. И амбарчик на столбах - от зверья.
читать дальше

URL записи

Дневник велосипедистов

главная