15:32 

07.03.2013 в 19:18
Пишет Вольфганг Шеффер:

Там глушь, изгнание, Нарым. Собственно Нарым.
Нарым - небольшое по численности, но очень пространное поселение. Пространное - потому что стоит на болотах, и не везде можно дома воткнуть. А где воткнули - и то не гарантия, что весной не затопит. Местные рассказывали, что коровы и собаки привычны пережидать весну на плотах.
В общем, историческая часть - это одновременно и самая удобная, но... как чемодан без ручки. С одной стороны - история, которая длиннее Ттомской, и здания, которые помнят... ой, кого они там только не помнят, от декабристов до тов. Сталина. Но живым то людям хочется жить в домах, а не в развалюхах.
Ситуация плачевная. Полицейское управление - осталась только коробка, и летом от мухоты в ней прячется скотина. Здание столовой ссыльных требует капремонта. Лавка купца Родюкова - треснуло по фасаду. Дом Родюкова - один из (вообще Родюковы - это клан и они жили в нескольких домах, так что не гарантия, что "родюковский дом" обязательно принадлежал той самой семье капиталистов, может - их более бедным родственникам. Один дом сгорел, но его отстроили "типа как было".
Указали место бывшей самой старой церкви. Как в большинстве сел - на месте церкви - памятник. Такой фаллоподобный.
читать дальше


Из-за снега мы не посетили могилы самоубийц Ермолаева и Гольдштейна. И еще две могилы политссыльных на старом кладбище. А по причине того, что пришлось экономить батарейки - не сняли здание школы, бывшего детсада, бывшего старого кладбища...
дело в том, что в Нарыме нет старого кладбища. Село расстраивалось в эту сторону, школу воткнули прямо рядом с кладбищем, дальше пошли жилые дома... Понятно, что живым неприятно такое соседство, а покойники - люди понятливые. Кладбище убрали, отчасти оно само заросло деревьями. Теперь там парк.
Забегая вперед - жили мы на квартире музейной работницы. Они хотят сделать Нарым туристическим центром, но там нет гостиницы!!!! Дом находится на самой окраине села. Мы шли до него в 9 вечера. Я периодически вклинивалась в рассказы Марины с вопросом: "А это что?" - ну, что удалось в темноте разглядеть. Дом - типовой одноэтажный двухквартирник. Огромные сени. Водопровод. Много комнат: нам с Мариной отвели маленькую - хозяйка обычно спит там, но уступила. Приволокла одеяла: сказала, что ночами холодно. Нет, не холодно... Батареи же. Кухня огромная - печка русская, топится. Мне наконец-то высушили мои угги - правда, не надолго - морозный пушистый снежок все время насыпался в голенища.
Но сортир был на улице. Правда, со светом.
Утром я выскочила туда. На улице - тридцатник. Небо высокое-высокое и... огромнейшие звезды, которые даже я вижу при своих минусах...
При том, что после визита в стратегическое место я лязгала зубами, остановилась и долгое время смотрела на небо.
Примчалась вообще задрыгшая. Милейшая хозяйка пустила к печке.
Кстати, о гостеприимстве. Я от такого вообще отвыкла. Сапоги высушили, кровать порывались сами застелить, накормили ужином и завтраком. жратву, взятую из дома - пришлось везти назад. Временами я просто удирала из музея, чтобы в очередной раз не покормили)))).
В завершение к бытовой части: в доме Любови Николаевны жил старый Тобик - пес средних размеров. И рыжий бес месяцев трех от роду. Котик без имени. В стайке - корова, там же кошка. Ее держали в доме, она перенесла две течки. Потом вырвалась на улицу и в дом больше не заходит. И сторожевой пес в будке.
Утром, отправляясь в музей, еще раз посмотрели на село. Уже при свете - полвосьмого почти светло. С радостью отметила, что дорогу узнаю, и здания, привлекшие внимание, тоже.
Нарым в мороз и под ярким солнцем - сногосшибательно красив. Но красота эта - часто - красота умирания.

URL записи

15:31 

07.03.2013 в 18:00
Пишет Вольфганг Шеффер:

Там глушь, изгнание, Нарым. Дорога.
Итак, поездка в Нарым началась для меня с ночевки в Томске. И не просто в Томске, а в музее, который находится в доме матушки Валериана Куйбышева. Спали на полу, я и Маринка. Было тепло. Спать оказалось наредкость комфортно, я даже видела сны.
По просьбе трудящихся. Дом принадлежал родственнице мадам Куйбышевой и жилье они снимали в нем потому, что так было дешевле. Дом двухэтажный. На первом этаже размещалась кухня и две комнаты, а на втором этаже - еще три комнаты и чуланчик. Наверх ведет такая крутая лестница, что возникает вопрос, как люди в длинных юбках на ней не наворачивались.
Планировка дома, скорее всего, менялась. Так явно требовались печки-голандки, но где они стояли - я никак не могу сейчас понять.
Здание это давно перешло в ведение музея. Внизу - фондохранилище и кабинет сотрудников, в сенях пристроили сортир. Наверху мастерская, где делают кукол, выставочный зал и второй зал, где проходят занятия школы ткачества.
Спали мы в выставочном зале.
Утром встали в пять, потому как в шесть отходил автобус. Есть не хотелось, закинулась чифирем и потопала к автобусу.
Видимо по причине пустого желудка я вполне спокойно переносила дорогу. А дорога занимала целых семь часов. Автобус, кстати, крутейший. Предоставили нам его наши постоянные спонсоры - "Газпром". Туалета в автобусе не было, а вот видюшник - был.
В нем то и загвоздка.
Поставил водитель - орчина "Хироманта". Такой в общем-то не самый скучный сериальчик (ключевое слово - сериальчик). А рядом со мной сидит Марина, которая не переносит масскулльтуру. А там еще и и Чечню начали показывать.
В общем... с самого начала Марина заявила, что она не разбирается в сортах дерьма, потом начала ныть на сценах насилия, а поскольку сей человек мне небезразличен - отрубиться от происходящего на экране мне не удалось). Сериал посмотреть (вообще то я его смотрела - там Авилов немного поиграл, да и сама ситуация с предсказаниями судьбы и обучением хироманта - забавна. А тут рядом подруга натурально страдает, потому как культура попсу хавать не позволяет.
Ладно, добрались до Кожевникова, после чего водитель убрал этот сериал и поставил "7.5 метра". В общем, Марина готова была добром вспомнить "Хироманта". Учитывая, что она боится воды и видно, в прошлой жизни ее точно топили.
Впрочем, поболтали под это о перинатальных матрицах - Марина - бетанка, а я - из дельты. У нее вечно предродовые схватки и выхода нет, все умерли, а я то уже верю в жизнь после рождения и то, что свет в конце тоннеля - это не на тот свет.
В общем, если бы не радость, что в дорогу! Впереди - что-то новое - иначе я бы вскипела и начала интересоваться, не жмет ли такому умному и высококультурному существу череп.
Ладно, добрались мы до Кожевникова, приняли еще по чашечке чая, посетили стратегически важное место - и дальше. С остановкой в Чажемто и до Парабели, где обещали кормить.
читать дальше

Обещали кормить, между прочим, бесплатно. Бесплатно обошлось в 214 рублей). Но покормили нормально - по словам Марины "ты почти ничего не съела". Почти ничего - это салат, выловленное мясо из супа и котлета. Вообще-то каждое из этих блюд в домашних условиях могло стать моим обедом.
Дальше мы пересели в пазик и алга! Там зимник, и дорога была отличной, потому автобус трясло. Я очень сильно ждала пешей переправы через Обь. После рассказов Марины, которая однажды видела подо льдом не то щуку, не то осетра и потом едва решилась идти дальше.
Но переправа была обычной. Поржали, что идем этапом в Нарым.
читать дальше

было не холодно, хотя и не та оттепель, в которую мы уезжали из Томска.
Кто ж знал, что завтра утром будет - 30!

URL записи

15:29 

Я сменила место работы и стала больше ездить по области. На автобусе.
07.03.2013 в 05:33
Пишет Вольфганг Шеффер:

Пока не написала о впечатлениях - просто справка из Википедии о Нарыме.
Нарым (в переводе с селькупского — «болотный») — село в Парабельском районе Томской области, в прошлом город. Административный центр Нарымского сельского поселения. Пристань на реке Оби.
Настоящее Нарыма

Село расположено на правом берегу Протоки Оби, рядом с впадением в неё реки Кеть, в 25 км от села Парабель. Рядом с Нарымом, через протоку ниже по течению Оби, находится посёлок Шпалозавод. Население 995 человек.

Нарым со всех сторон окружен болотами. Практически с самого своего основания Нарым был местом политической ссылки декабристов (Николай Мозгалевский и Павел Дунцов-Выгодовский), участников польских восстаний, народников, революционеров, репрессированных.

Местная поговорка — «Бог создал Крым, а чёрт Нарым», другой вариант: «Бог создал рай, а чёрт — Нарымский край».

Улицы: Береговая, Болотная, Куйбышева, Улица Лесная, Минская, Молодёжная, Московская, Нарымская, Почтовая, Рыбная, Садовая, Уфимская, Школьная. Переулки: Барковский, Нарымский, Парковый, Полевой, Сибирский, Трудовой. Почтовый индекс 636611.[1]

Кроме села Нарым, в Нарымское сельское поселение входят также село Алатаево, деревня Луговское, посёлки Талиновка и Шпалозавод. Общая численность населения в поселении — 2340 человек.
Историческая справка о прошлом
Прошлое Нарымского острога и города

Поселение было основано в 1596 году[2] как Нарымский острог и является самым старым населённым пунктом в Томской области. По поводу места основания Нарымского острога тоже нет единого мнения. Миллер писал, что первоначально острог стоял около деревни Городище, ссылаясь на название деревни. Однако такой аргумент не убедителен, потому что русские называли «городищами», «городками» остатки древних поселений коренных жителей края. Первостроителем являлся сургутский атаман Тугарин-Федоров, который затем стал воеводой Нарыма.

Затем острог дважды переносился на новое место — в 1619 и 1632 годах. Доподлинно известно, что место было выбрано неудачно, река подмывала берег на 4-5 саженей в год и заставила передвигать острог в глубь острова, а в 1619 г. он сгорел, после чего город перенесли на нижнее устье Кети. Но река вновь начала разрушать берег и ломать острог. В 1632 г. последовал указ отыскать «крепкое и угожее место» для города. Такое место удалось найти, на нём он стоит и поныне. Город поставили за обской безымянной протокой, которой с того времени так и не нашлось названия, ниже устья самого северного рукава Кети, называемого сейчас Нарымской протокой. Но и это место оказалось водотопным, не один десяток домов оказался смытым.

В 1601 году Нарымский острог получил статус города и был создан Нарымский уезд. С 1725 Нарым стал центром округа Тобольской губернии, затем с 1782 г. центром — уезда Тобольского наместничества, а с 1804 г. — стал центром Нарымского уезда Томской губернии. В 1822 стал заштатным городом Томской губернии[3], а в 1925 году лишился статуса города и стал селом.

В XVII и XVIII веках вид Нарыма был следующим: семь башен, церковь, несколько домов в самом остроге, небольшой посад. К кон. XIX в Нарыме находилось три церкви. На берегу протоки стоял Спасский собор, построенный на месте деревянного, тоже Спасского, в 1770 г. и закрытого в 1831 г. «по неимению прихожан». В 1770 — е гг. была возведена Петропавловская кладбищенская церковь, затем дважды в 1844 и 1893 гг. она перестраивалась, но так и не была доведена до конца. В 1817—1827 гг. на средства купца А. С. Родюкова вместо деревянной церкви был построен Каменный Крестовоздвиженский собор. Именно в нём, по свидетельству В. П. Семёнова — Тян-Шанского, находилась старинная, почитаемая местным населением икона Абалакской Божьей Матери.

Частично, известность Нарыму принесли купцы-предприниматели, среди которых можно выделить такие фамилии как: Прянишниковы, Щепетильниковы, Соснины и т. д. Но самой известной среди них, была династия купцов Родюковых, известная с XVIII века. Родюковы происходят от казаков-первопоселенцев Нарыма. В нач. XIX в. в Нарыме проживало шесть семей Родюковых, бывших в родстве друг с другом, хотя и отдалённом. Среди прочих большой интерес составляет одна. По обывательской книге Нарыма 1818 г. эту династию представлял купец 2-й гильдии Семён Алексеевич Родюков. За крупный взнос на борьбу с французами в войне 1812 г. получил звание почётного гражданина. Он занимался рыбопромышленностью и рыботорговлей, но основу его капитала составляла торговля хлебом. Прославили род Родюковых правнуки Семёна Алексеевича: Алексей Доримедонтович, Александр Доримедонтович и Николай Доримедонтович. Наибольших успехов добился старший — Алексей. Он занимался золотодобычей, рыбными промыслами, хлеботорговлей. Несколько лет он являлся гласным городской думы Томска, был членом попечительства над Владимирским детским приютом и т. п.

К началу XX в. город изменил свой облик, по мнению станового пристава А. Ф. Плотникова «…представлял из себя… деревню. В нём 183 дома, которые, за исключением 20, принадлежащих купечеству… пришли в ветхость».
Нарым — место ссылки

Нарым издавна служил местом ссылки для бунтарей, участников восстаний и всех тех, кто был неугоден властям при всех её режимах. В край к 1909 г. было отправлено около 3-х тыс. революционеров. В Нарыме побывали известные впоследствии деятели коммунистической партии и советского государства В. В. Куйбышев, Н. Н. Яковлев, В. М. Косарев и даже будущий руководитель советского государства И. В. Сталин. Вновьприбывших вселяли в дома, где уже жил кто-то. Сталин жил в доме семьи Алексеевых, Куйбышев — Пушкарёвых, Яковлев и Шишков — Перемитиных. После установления в стране советской власти и дальнейшего карьерного роста бывших «жителей» Нарыма. Дома, где они отбывали ссылку; общественная столовая, где обедали; больница, в которой лечились; места, где проводили свои праздники — оказались как никогда интересны сельчанам и гостям села. Власть также была заинтересована в сохранении этих памятников, прежде всего, что бы показать народу как, не смотря на все тяготы и лишения, лидеры партии шли к главной цели — коммунизму.
Открытие музея Сталина и затем музея политической ссылки

В 1940 г. вблизи дома Алексеевых был построен музей им. И. В. Сталина. Работа над подготовкой экспозиции велась при участии научных сотрудников Центрального музея В. И. Ленина г. Москвы. Однако война помешала осуществлению намеченных планов. Музей раскрыл свои двери перед посетителями 27 июня 1948 г. Во дворе музея стояла пятиметровая гипсовая скульптура И. В. Сталина. Экспозиция рассказывала исключительно о пребывании в ссылке И. В. Сталина, а также тех большевиках, которых обошли сталинские репрессии 1930-х годов. Комплекс музея включал в себя: главное здание, бревенчатый домик семьи Алексеевых, двухэтажный дом полицейского управления, домик бывшей «каталажной камеры»: здесь ссыльные отбывали наказание за свои «провинности».

Несмотря на отдалённость музея, власти позаботились о его посещаемости. В соответствии с распоряжением Министерства речного флота, все пароходы, проходящие мимо Нарыма, должны были останавливаться там, на три часа, для того, чтобы пассажиры посетили музей Сталина. После смерти «вождя» и выступления Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС, с критикой культа личности Сталина и его деятельности, в общественно-политической жизни страны начались перемены, отразившиеся на судьбе музея. В 1956 г. он был закрыт для посетителей.

Музей под новым названием «Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков» был открыт в 1960 г. Акцент в экспозиции был поставлен на жизнь и деятельность партийных и государственных деятелей, В. В. Куйбышева, Я. М. Свердлова, А. И. Рыкова и др. Имя Сталина оказалось вычеркнутым для музея.

Перестройка и политика «гласности», проводимая М. С. Горбачёвым, позволила снять гриф секретности с архивных документов, содержащих сведения о массовых репрессиях 1930—1950-х гг. В результате чего тема начала изучаться историками, появились публикации, научные статьи и книги, посвящённые этому трагическому и сложнейшему периоду отечественной истории.

В 1991 г. в музее был создан отдел политических репрессий 1930-40 гг., в связи с чем, появилось новое, уже третье, название музея: «Нарымский музей политической ссылки». Основной темой музея является тема политической ссылки, но кроме этого в музейный комплекс вошёл «Уголок селькупской старины». Он был создан в 2003 г. на открытой площадке около главного здания музея.

URL записи

18:53 

2012 год

Он не дал большого количества походов. Было жарко, горела тайга. Но из походов были такие, которые открыли новые горизонты для меня.
И да, я начала искать новое место работы.

18:38 

11.09.2012 в 19:40
Пишет Вольфганг Шеффер:

Подарок к 13-летию брака.
Идея скататься в Черную Речку - деревню, которая находится на расстоянии 27-25 км от ближайших населенных пунктов Итатки и Георгиевки пришла в голову Velsa еще в 2010 году. Тогда собралась довольно большая группа из томичей и северчан, и предприняла попытку достигнуть Черной Речки по лесовозной дороге, соединяющей Георгиевку и пос. Южный- Черную Речку. Дорога оказалась трудноодолимой: песок, местами - раздолбанная гать, колеи, лужи, плавно переходящие в болота. В общем, в третьем часу дня мы, не дойдя до пос. Южного решили повернуть, пока питьевая вода окончательно не кончилась.
Непокорившаяся Черная Речка была настоящим вызовом для наших туристических амбиций, и вот 10 августа, в честь 13 годовщины нашей с Velsom свадьбы была предпринята попытка повторить поход. На сей раз имелось несколько серьезных преимуществ, особенно для меня.
читать дальше
Итого
Дистанция - 173 км, средняя скорость - 17 км/ч, максимальная - 41 км/ч, время в пути - 10 часов.

URL записи

18:33 

10.09.2012 в 18:14
Пишет Вольфганг Шеффер:

Сегодня - 13 лет нашей свадьбы.
И отметили мы эту знаменательную дату шикар-рно - экстремальным походом в заброшенную деревню Черная речка, до которой два года назад не дошли ( а еще я во время того похода получила очередное подтверждение любви мужа: он отдал мне последнюю воду за 10 км от ближайшего источника новой воды и пер по жаре, страдая от жажды.
Сегодня мы дошли до этой деревни (по другому пути и в куда более приятную погоду). Итак, 173 км, мы живы и очень довольны.
Деревня оказалась мертвой, но не до конца исчезнувшей.
Спину, кажись, добила, но Черная Речка того стоит.
Годовщину я точно не забуду :)

URL записи

18:30 

20.08.2012 в 08:37
Пишет Вольфганг Шеффер:

Праздник топора.
Я поняла, чем мне нравится этот праздник. Собрались мужики - и хвалятся тем, что умеют своими руками сделать что-то нужное и непростое. Иногда династии выступают. Например, династия Галайда.
Итак, вот изделия.
Первое место в индивидуальных соревнованиях заняла вот эта лавка.
читать дальше

читать дальше
А бригада "Барнаульцы" взяла первое место в командном зачете.
читать дальше

читать дальше

читать дальше
Скажу, что за лавочку я болела, а ребятам из Барнаула победа досталась заслуженно, хотя работали они дольше других. Но не на время делалось.
Другие работы.
Северск.
читать дальше

"Лешие" (Томск), за которых я болела. Но им, как победителям прошлого года, дали много КУ, но не первое место.
читать дальше

Батурино. Но сами понимаете, при моем неадеквате на кресты, я не могла за них болеть.
читать дальше

И в целом работы. Возможно - не все, но самое запомнившееся точно есть - иногда - в процессе постройки.
читать дальше

URL записи

18:28 

18.08.2012 в 17:19
Пишет Вольфганг Шеффер:

Наконец-то!
Итак, после нескольких недель жары и поездок на пляж-огород - путешествие, о котором стоит рассказать. И не важно, что расстояние - символическое. 62 км.
Впервые за 5 лет существования праздника топора мы поехали на этот праздник. Не пожалели.
Особенности путешествия.
1. Не хотели ехать по Шегарскому тракту - он ожзивленные, народ носится, как демоны, Игорь Федяев на нем погиб. Поехали по дороге: Мост-"einf-объездная трасса-Петрово-Дзержинка-Поросино (крюк)-Зоркальцево, от Зоркальцева хотели ехать через Томск но вовремя спохватились - трасса. Ехали через Петрово, и только от него - по тракту.
2) Посетили Поросино. Забавная деревня.
3) Праздник топора - и масса котов. Просто массовое богоявление.
4) !!!! Киргизка обмелела настолько, что мы перешли ее вброд, сократив дорогу до дома километров на 6.

Итак, впечатления красочные, и больше визуальные. Потому что это просто большая ярмарка. Насцене концерт (больше всего понравился корейский танец, очень красивый и неуловимо схожий с испанским по пластике и динамизму). Муж с удовольствием поел вареной кукурузы - мне она как то никак, а он с детства любит.
Много сувениров. Наш тренер мировой категории Янец продает свою корнепластику, куча прочих изделий. Ну и сами ребята с бензопилами - именно пилами, топоры меньше работают. За два (вернее - полтора дня) им надо построить нечто.
А дальше - визуальные впечатления.

Поросино - большая деревня, вернее - старожильческое село. Почти 300 хозяйств, очень приличный памятник (перестраивался), школа, магазины. Культурная жизнь и административная сосредоточены в школе. Открытая эстрада, клуб разрушен. Шикарный кедрач в окрестностях.
читать дальше
Зоркальцево находится вовсе рядом - километрах в 4.
Существует с 17 века, основано казаком Матвеем Зоркальцевым. Большое село, церковь, школа, детский сад, памятник односельчанам. Ну и изюминка - праздник топора.
Народа тьма, тусуются, довольные. И трезвые, кстати.
Итак.
Праздник - весело и суетливо. Народа масса. Тут и еда, и сувенирная продукция, и ремесла, и банальные игрушки. Самовар кипит. Кофе не заваривают, но чай из пакетиков. Народные умельцы расположили свои шедевры на прилавках, капотах машин, траве...
читать дальше
Собственно конкурс - на огороженной площадке. Несколько бригад строят что-то свое. Мне очень понравилась идея с корабликом и еще лавки с резной спинкой. И два соболька. В общем, приятно было смотреть на то, как работают мужики, но запечатлеть это сложно. Кстати, фирма Эхо дает напрокат свои пилы Штиль. Ими и работают. Тут же расположился коллекционер, который свои сокровища - плотницкие инструменты - возит то в Дом Искусств, то сюда. Дает потрогать, рассказывает, для чего тот или иной топор (рубанок и т.д) надобен.
читать дальше
Концерт очень приличный. Зареклась фотать народ на сцене - все равно не выходит. Но две девушки в корейских нарядах - и надо сказать, руководитель - кореянка. Это нечто... Красивая музыка, а пластика...
читать дальше

В общем, завтра туда же поедем...

URL записи

18:21 

06.07.2012 в 18:21
Пишет Ларс Бьернсон:

Продолжение про Музей мировой погребальной культуры.
Где-то в середине осмотра Меморий к нам присоединилась Татьяна Якушева, сотрудник и дочь основателя музея. Милая слегка полноватая женщина, очень улыбчивая и уютная. Осмотрев крематорскую часть экспозиции (картины дам в трауре, подаренные художницей-вдовой. Каждый по-своему выходит из стресса, коллекцию катафалков, смоделированных бывшим инженером фирмы "Мерседес-Бенц", и пошли в музей. Там мне довелось увидеть и самого создателя - Сергея Якушева.
В общем, я ожидала увидеть нечто впечатляющее. Отличные реконструкции, обилие подлинных вещей - все это было известно заранее.
Но вот и сама экспозиция.
Начинается она с раздела "Смерть и похороны в русской народной традиции". Надгробия, рубахи, елочки - деревья смерти. Интересные открытки (копии) в альбоме - на тему смерти. Рядом - раздел с сувенирами, в витрине-шкафчике - многочисленные вариациии на тему "Плясок смерти". Не без удивления отметила красный сарафан на вешалке. Оказывается, в гроб красное класть нельзя, а в траурной одежде в народной традиции он был допустим. Как и то, что траурная народная одежда - белая по преимуществу.
Старое кладбище в Новосибирске одно - Колыванское, да и то - под развлекательной парковой зоной. Плита в экспозиции - копия с надгробия с этого кладбища, а обломки каменных надгробий - подлинные.
читать дальше
Напротив с этим разделом располагается комплекс, связанный с музыкой и литературой о смерти. От инструментов духового оркестра, котрые в детстве доводили меня до легкого транса, до издания моцартовского реквиема" 19 века. Следом помещаются гробы.
Традиции похорон христианские, буддийские и мусульманские. Есть и об иудаизме - но там больше о жизни, чем о смерти: талит, филактерии, семисвечник. То, что нужно живому еврею. Порадовали в буддийском гробу бумажные деньги - их жгут надо сжечь во время похорон, чтобы усопшему было чем расплачиваться с демонами на том свете.
читать дальше
В общем- начинается длительное путешествие по комплексам, которые иллюстрируют жизнь вокруг смерти. В основном - очень наглядно. Манекены и комплексы, иллюстрирующие события траурной жизни идут одно за другим.
Начинается с церемонии прощания. Торжественно стоит человек с подушечкой, на которой лежат награды покойного, рядом скорбная вдова, черный гроб европейского типа - такие появились у нас при Петре Великом, до этого были колоды-домовины. Черное и серебряное, торжественно и скорбно.
читать дальше
Естественно, что это - новоделы, но впечатляет. Подлинники закрыты в витринах, разумеется, но интерьеры и композиции сильно берут на себя. Впрочем, самое "вкусное" у них на втором этаже, в витринах.
Традиция бальзамировать тела идет из Египта. Потому сцена "у бальзамировщика" сопровождается "египетской" стенкой. Порадовала открытка карикатура в альбоме" Из жизни Томского студенчества" - где студиозусы "совершают всеобщее дело - потрошат чье-то мертвое тело".
читать дальше
Далее следовала сцена с оформллением завещания - причем на конторке и в витрине подле нее были вполне идентичные времени приборы и прочая канцелярская мелочь, а внутрь к нотариусу пускали. Проходя на подиум, я запнулась об экспонат. Два чугунных башмачка и меж ними перекладина. Ноги вытирать.
По количеству милых мелочей этот комплекс превзошел кабинет модистки. Там витрина была очень интересная. Можно долго рассматривать все эти ножнички, пуговки и так далее.
читать дальше
А вот дальше шел комплекс, посвященный посмертной фотографии. Той самой, вокруг которой строится сюжет фильма "Другие" - когда труп сажают в позу живого и иногда рядом сажают и живого тоже. И так запечатлевают для вечности.
Типа вот:
читать дальше
Вот эту ситуацию и представили в экспозиции. На стене фото и гравюры - в основном - знаменитости в гробах.
Выяснилось, что этот комплекс пользуется популярностью у посетителей - в нем фотографируются.
читать дальше
Далее была лестница на второй этаж. Эта часть экспозиции не столь насышена, но и предметы, представленные в ней более ценны сами по себе. Посмертные медали, крестики, и особенно - мемориальные предметы типа брошеек, кулонов и прочих изделий из волос умершего. Увы, на фото не получился самый интересный предмет. Рамочка-киот - размером с небольшую икону. И там - огромный букет из цветов. Цветы из волос, причем разного цвета и фактуры. Умирает человек, его волосы служат для изготовления цветка, и он помещается в центре. Умер следующий - первый цветок отодвигается на периферию и так далее...
Но на фото получились (увы, не так хорошо, как бы мне хотелось - всякие браслеты, цепочки, кулоны, панно из волос.
Вот возникла идея сотворить нечто подобное самой. Технология - выварить волосы в течение трех суток в содовом растворе, потом смочить клеевым раствором и при помощи щипцов и иголок с ножницами вылепить... Кстати, вовсе не обязательно это должны быть волосы умершего. Живого тоже можно...
Разумеется, не смогла пройти мимо бижутерии.
читать дальше

Комплекс "Смерть ребенка" вынесен на второй этаж, наверно, не случайно. Он один из наиболее впечатляющих.
И ернических. Кроме убитой горем мамы и бабушки - есть ифигура незамужней тетки, котрая убирает в сундук яркие вещи и расстроена, что ей вот замуж бы, а тут из-за смерти этого явно безразличного ей ребенка придется ходить в уродском черном платье.
читать дальше

Еще один комплекс, который осматривался особо пристрастно - "Кремация"
От разного рода урн (например книги - урна для хранения праха дома), медальонов (а что, можно хранить прах и на себе, благо делится легко и без труда), фото крематориев. Да, в Дахау принцип устройства крематория был от же. Кстати, первый крематорий в России был построен во Владивостоке - там было слишком много японцев, вот они и пользовались. нацистских крематориев в музее нет. К мировой погребальной культуре это отношения не имеет - имеет отношение к сокрытию следов преступлений.
Есть в экспозиции и прах - кто-то назад не востребовал.
читать дальше
Множество разных экспонатов, так или иначе относящихся к смерти.
В том числе - и вот эта процессия, где Смерть, идущая за катафалком - явление хозяйки/хозяина Музея.
читать дальше

В общем, Музей большой, многослойный - есть то, что надо рассматривать, есть аспекты, к которым стоит вернуться.
Но самое главное - люди, которые работают с посетителями. С ними можно спокойно и свободно поговорить обо всем.
Удивительно - но выходишь из музея с ощущением полного покоя и душевного равновесия.
Кстати, основная аудитория музея - родственники умерших, которые ожидают получения праха. не всегда можно гулять в садике, который рядом с крематорием, и они идут в музей. А потом дарят музею вещи умерших.
Забавно, что изначально музей планировался как детский. Но дети тут бывают нечасто.
Затовзрослые на Ночь в Музее шли до полуночи (музей далеко, место - нестандартное, так что сотрудники думали: поработаем до 22 и по домам. Ничего подобного - до полуночи работали!

В общем, пока я писала отзыв (не потому, что попросили, потому что хотелось) - Татьяна смущенно спросила, не сочту ли я это недобрым знаком... он бессрочный... И предложила:
Сертификат на бесплатную кремацию одного трупа.
Я взяла. Я знаю как минимум двух людей, которые хотели бы именно быть кремированными. Да и сама предпочла бы этот способ погребения.
Так что я взяла сертификат с благодарностью.

URL записи

18:20 

Музей Мировой погребальной культуры г. Новосибирск.

Не на велике, но весьма интересное место в нашем регионе.
И да, радость некрополиста.
04.07.2012 в 18:50
Пишет Ларс Бьернсон:

Музей мировой погребальной культуры.
В крематорий! В крематорий!!! :jump::jump2::jump::jump4::jump4::jump4:! - именно в таком настроении я пребывала всю последнюю неделю. Надо было демонтировать выставку и отвезти экспонаты хозяевам - в Музей мировой погребальной культуры в г. Новосибирске. Ну да, я напросилась в эту командировку, и не скрывала, что в первую очередь хочу посмотреть музей и собственно крематорий.
И вот свершилось, в этот вторник я туда поехала.
От Томска до Новосибирска - официально - три часа езды, или четыре, фактически - почти 5 будет. До границы этого самого города. Потому что с въездом в город НАЧИНАЕТСЯ! Томичи жалуются на автомобильные пробки. Так вот - по сравнению с Новосибом в Томске НЕТ пробок! А то, что мы называем пробкой - это уже езда по городу. Вообще город ХХ века бывает красив только тогда, когда ухожен. Увы, Новосиб далеко не везде ухожен, жутко спланирован, огромен, воняет бензином.
В общем, после этого города особенно нежно любишь и наш не самый ухоженный Томск (старые здания даже обшарпанные выглядят уютно) и новый, но ухоженный Северск.
В общем, наверно, смотри я на этот город не из окошка грузовой "Газели" и не считай УКРАДЕННЫЕ!!! у меня минуты из осмотра музея, я была бы к Новосибу снисходительнее. Уверена. Потому что фотоаппарат я все же расчехлила и щелкать затвором, периодически матеря не к месту ставшую машину, неудачный ракурс, и даже невовремя рассосавшуюся пробк, начала. Здесь далеко не все, что я хотела бы сфотографировать, чтобы потом, увеличивая, рассмотреть получше. Сорри, фотки на ходу сделаны и из кабины, через не совсем чистое стекло... Без малейшего понятия, как это соотносится с картой, которую я изучала, и что это все значит.
читать дальше
Ладно, подытожим. С этим городом я не знакома, а первое (ну, почти, трижды была в этом городе, и все - адресно, бегом, считая минуты) впечатление на меня он производил при таких условиях, когда очаровать практически невозможно. Может, у него будет другой шанс для нашего знакомства, но пока ехать в город ради самого города я не намерена.
ПС. Те, кто этот город знают (и , возможно, любят) - может, прокомментируете те фото, которые тут висят? Что это (кроме торговых корпусов и метро над рекой), почему Якутия в городе так популярна? Ну, или что еще...

Но вот собственно то, ради чего я поехала сюда (по делам и для собственного удовольствия). Новосибирский крематорий.
Мы заехали в него со служебного входа, и ничего, кроме мохнатого сторожевого пса Мухтара (Мухи). который нас облаял, а фотаться отказался не произвело приятного впечатления. Производственный массив...
читать дальше
Погрузка-разгрузка на заднем дворе, прием-передача экспонатов и...
В крематорий! В крематорий!!!
В музее шла съемка для программы "Время" и экскурсовод Макс повел меня в крематорий. Макс, кстати, личность вельми примечательная сам по себе. Худенький еврейский юноша, курчавые волосы заплетены косичками ото лба и до шеи. Такие семь идеальных колосков и тонкие коски на шее. Я почему-то сразу о приклеила к нему табличку: "художник" Оказалось - правда художник.
В общем, повел он меня от входа: там были представлены символы смерти вразных культурах. От читаемых среднестатистическим европейцем до нечитаемых даже мной. Рыба, например, вызвала вопрос. Надгробия. Изображения крестного пути Христа. И рядом - парк (по которому я так и не успела пройти - время!) и массив Крематория.
читать дальше
Далее тянулась профессия катафалков - такая интригующая. От дровень и саней ("на санех сидя") до современных и воинских. Пушка появилась в этот год - открыл совет ветеранов.
читать дальше
Далее пошел колумбарий. Макс не только при музее, они все - единая организация. Пошли комментарии: как заказать ячейку заранее (например, сын уже тут, мать откупила рядом ячейку и никто ее не займет. Права иногородних - можно договор заранее заключить и когда умрешь - все будет сделано. Про оранжевый цвет. Оказывается, сначала просто загрунтовали этим цветом, да так и осталось. Про плиты и прозрачные дверцы: ключи у родни, можно открыть и прибраться, принести цветы, иконы и т.д. В большой стене места подешевле, по наружной стене крематория (в ответ на мой комментарий: "тут поуютнее будет") подороже. Про лестницы: если тебе досталась ячейка наверху, то можно подкатить лестницу и подняться. Про вазочки у табличек и ячеек. Про фамильные склепы - очень мило. Про белок и верблюда, которых купили специально - видимо, для релаксации родственников.
читать дальше
Потом пошли внутрь. Там как раз шла церемония прощания и кремации. Мне показали печь и сказали, что родня за загрузкой наблюдает. Если хотят, Это гарантия, что им выдадут прах именно их близкого. Без гвоздей и прочего мусора. Тело горит чуть больше часа, и мы поговорили еще о том, что кремирование трупов в концлагерях было иным.
В общем, крематорий изнутри выглядит не так помпезно, и вовсе не давяще. Скорее так: сделано все, чтобы человек, потерявший близкого, мог понять - о нем думают, о нем заботятся, ему хотят помочь пережить горе.
Чаасть музея размещена в здании крематория. Это предметы, которые родственники умершего приносят в музей: вдоль стены идут "мемории": ветераны войны, умершие журналист, тренер, дети. Некоторые мемории созданы из личных вещей покойного, другие - чтобы подчеркнуть эпоху, собраны из разных источников. Выставлены и урны. Мне больше всего понравились в виде кошечек. Правда, можно и в такие прах любимого человека положить.
читать дальше

Продолжение следует.

URL записи

18:15 

14.06.2012 в 19:27
Пишет Ларс Бьернсон:

Старожильческие селы.
11 числа был замечательный поход на 82 км. Не такое уж расстояние, даже по проселку, но жара. Правда, паутов и комаров не было, почти не было, разумеется, для наших мест.
Выехали с Андреем. После субботнго велоприключения он взмолился: дескать, не гнать. Да мы сами на огороде были накануне, так что никак пятый день в седле без перерыва - не слабо.
Итак: Приборный завод - Корнилово - полями. Потом ехали на Бадожково-Лязгино, полями и гравийкой, и в Лязгино уже стало ясно: пропустить единственную колонку - смерти подобно. Потом полями - на Аркашево, где Андрей уже не захотел ни на живых, ни на мертвых смотреть. Мы шибко не задержались - видели мы это Аркашево.
Ехали по старому треку на Малое Протопопово (не помню, писала ли об истории деревень. Основателем большого Протопопова был казак Протопопов, а спустя некотрое время на деревне случились выселки - братья, должно быть, не поладили. Все деревни: Корнилово, Бадожково, Лязгино, Аркашево, Пртопопово - все старожильческие и известны с 17 века.
И вот выезжаем мы с Аркашева, и катим по грунтовке, и тут я понимаю, что дорога за год изменилась: трактором ее раскатали. Не узнаю.
Вякнула. Муж тутож зашипел: а другие видишь? И свернул на накатанном. И тут представляете? Посередь летней жары и долгого пути по пылище - КЛАДБИЩЕ, разумеется. Из чего следует вывод, вернее - 2 вывода.
1. Ой!!! Смотреть!!!!!
2. Прошлый год мы тут точно не ехали - нешто я кладбище не запомню?
Тут догоняет нас Андрей и с неким ехидством интересуется, а с что ж мы кладбище не осматриваем?
- Как не осматриваем, счас будем! - ору я и топаю смотреть.
Итак, кладбище. Аркашевское, современное - в отличие от того, что на кроаю деревни, заброшенного. Народ - русские и татары, прорва молодежи. Стариков почти нет. В общем, вспоминается Растеряев.

Ладно, отдохнули (на кладбище, пока осматривали), поехали дальше. С одной мыслью: в М.Протопопове - река, в воду бы!!! Тут Кот начинает нервничать: с пути сползли. недалеко, но правда, мы повернули, а надоть ехать было прямо, на поля, но дорога туда видна меньше, чем на кладбище. Едем. Дороги по полям для меня не имеют индивидуальности. Индивидуальны говна, развилки и партизанен - сиречь поваленные деревья. Вот как в ложок въехали - так сразу партизанен и пошли, и места узнаваемые.
Едем. Жара жуткая, о реке мечтается с тоской уже, но дорога - хоть и грунтовая колеястая -= все больше под гору. В общем, Протопопопво явило себя, как избавление. Влезли в Ушайку. Отмокли, поели.
Далее - Мирный - дорога по асфальту, но больше в горку. А в Мирном - длинная и крутая гора по грунтовке, а потом ехать в обратную сторону... Но после купания и смены велотрусов на обычные шорты - вроде, не смертельно.
Заварзино и дивная дорога между кладбищем Бактин с одной стороны и дачными участками с другой. Такой сюр. Особенно поддатые пляжники, бредущие в одних шортах по шоссе мимо могил.
Дальше - Томск, Иркутский тракт мы - пыльные и перегревшиеся, но живые - дома.
Фотки есть, позже.

URL записи

18:10 

Вот и закончен 2011 год. Кажется, последний, когда я чувствовала в походе усталость неимоверную. Следующий год медитация на тему: 230 км проезжали, и тут не сдохнем. - срабатывала весело и безотказно.

18:07 

19.08.2011 в 21:07
Пишет Вольфганг Шеффер:

Поход на Самуськи. Часть вторая. 19 августа
читать дальше
81 км, купание и море кайфа.
муж горит желанием пойти и узнать, куда ведет тропа вдоль берега Самуськи. Судя по исхоженности - ведет. Наверно, это уже будет в компании с Андреем.
Еще бы вернуться через броды :)

URL записи

17:55 

Пишу, как было. Потом выяснилось, что разрушенная двухэтажка - Петропавловская школа, а каменный домик под откосом - попытка снабдить из озера водой дачный поселок Чернильщиково. Но... это я потом узанала.
19.08.2011 в 19:56
Пишет Вольфганг Шеффер:

Самуськи. 16 августа. Часть первая
читать дальше
В общем, 86 километров, грязные велики, стертые и набитые задницы - поход удался.

Но не было полного удовлетворения. Муж хотел пройти с самусьского тракта через лес до Поперечки и не успел.
Между нами говоря - дорога там - 7 км и выглядит так, будто одичавший фордик "Англия" там нечаянно бегал бензина поптить. До трассы и назад в лес.
Но хочется и озеро Круглое посмотреть и по следам фордика пройти...
И мы поехали туда же через три дня.

URL записи

17:52 

Это наш рекорд. Повторять больше не будем.

24.07.2011 в 10:02
Пишет Вольфганг Шеффер:

Да! Да! Да! Мы это сделали!:bravo::vict::super::super::super:
227 км за день!!! За 10 часов чистого движения. И за 13,5 часов похода!!!

читать дальше

URL записи

17:39 

Знать бы, как пару лет спустя меня судьба пллотно повяжет с этими местами - с большей радостью бы каталась :).
12.07.2011 в 10:40
Пишет Вольфганг Шеффер:

Поездка в места не столь отдаленные. Итатка
Дожди и огородные долги привели к тому, что мы давно не ездили далеко. С пролета по старожильческим селам 18 июня. То есть в следующий понедельник у нас будет месяц, как мы не ездили по нашим любимым проселкам, а расстояние проезжали - не больше 60 км.
читать дальше

URL записи
18 июля скатались 2 раз.
Лень писать подробный отчет и вставлять фотки.
Фиксирую.
В эту субботу, 16 июля мы снова ездили в Итатку и Томское. С Андреем. Были некоторые отклонения от первого маршрута. Так мы повернули с Александровского на Ольговку. Это примерно 3 км по жуткой грязи и разбитой дороге к умирающей деревне. Проехали по деревне - жуткие дыры между домами, брошенные дома, в которых спасаются от мошки лошади и коровы. На краю деревни лесопилка.
Парни на лесопилке пояснили, что грязи будет еще километр, а потом пойдет узкоколейка. Направо - в Итатку, налево - до вожделенной Черной Речки, 20 км. Надо сказать, что узкоклейка - впечатанные в землю шпалы и гравий - вполне сносная, ехать - одно удовольствие даже не после говен.
Поехали в Итатку. Потом на Томское. В Томском возле дома Престарелых вышла работница и стала строго интересоваться: мол, неделю назад фотали, сейчас фотаете, что надо. Но узнав, что мы просто туристы - смягчилась и разговорилась.
Оказывается, не все так погано, как сначала показалось. Томское постепенно возрождается - по причине относительно благоустроенного и дешевого жилья. На материнский капитал можно купить двухкомнатную квартиру (и столько же потратить на ее ремонт), а за 400 тыр недавно купили трехкомнатную. Работать можно - автобус ходит, так что кто хочет работать - тот работает, а кто не хочет...
В общем, численность медленно растет, наполняемость классов нормальная, но параллелей нет.
Пока мы ездили - увязались за нами пацаны на лисапетах, которые показали бывшие д/с, гостиницу и прочая. Свозили на озеро и на базу отдыха, на вертолетные площадки, показали путь к КПП минуя село. Сказали, что на 6 базе нерусские выращивают баранов, а в целом все базы выглядят как вертолетная площадка и всякие гильзы уже растащили.
В общем, вот Фото.
читать дальше
В общем, вернулись в 7-30 часов,
проехали 144 км, вернулись со стертыми жопами, но не настолько, чтобы наутро не проехать 56 км на огород и обратно на скорости под 30 км/ч.
А вот где правда классные фотки бы могли получится.
Выхожу из домика и вижу - сидит посередь клумбы заяц. Не серый, а светло-шоколадный. Мы с мужем смотрели на него, он рассмотрел нас и потопал спокойно в сторону капусты.
Позднее его видела свекровь. Говорила с мужем по телефону. Закричала громко, а свекор дал директиву: "Убивай его, убивай!". По счастью для зайца - убивать его не могли да и не стали бы. Живет.

17:17 

08.06.2011 в 05:24
Пишет Вольфганг Шеффер:

Некрополистическое.

За 4 года велотуризма много поездили по Томскому району, побывали во многих селах, в том числе - брошенных.
А при селах есть кладбища. В первый год, когда мотался за Velsом, совершенно не представляя, где нахожусь, как отсюда выбираться, и, главное, хватит ли сил, научился радоваться кладбищам. Если они есть, значит, и живые недалеко, а там можно отдохнуть, попить.
Потом появилось любопытство, интерес посмотреть, кто и когда жил в этой деревне, прежде, чем упокоиться рядом. При соединении со сведениями об истории деревни появляется такой тренинг на фантазию. Глядишь на фотографии, смотришь на даты жизни и гадаешь, кем мог быть этот человек.
Некоторые просто цепляют.
Например, вот эта Тимошенко Варвара Андреевна, жившая в переселенческой деревне Милоновка с 1914 по 1987 гг. Правда, интересное лицо?

читать дальше

18:22 

Старожильческий куст

16.06.2011 в 05:21
Пишет Вольфганг Шеффер:
Паломничество в Троицкую субботу...


Надо зафиксировать.
В общем, понял, что не напишу отчет до того, как мы поедем в это место втроично.
фиксирую.
11 июня (Родительская суббота) мы ездили на 130 км.
Александровская трасса - бывш. Еловка - Семилужки - Воронино - Корнилово - Лязгино - бывш. Бражкино - Аркашево - бывш. Нехорошево - Б и М. Протопопопво - Мирный - Бактин - дом!
Вернулись в 21 ч (итого - 12 часов дороги, из них 8,5 - крутили педали), 130 км.
читать дальше
13 не поехали по старожильческому кусту деревень (то же начиная с Корнилова), потому как огород позвал.

А 18-го июня был еще один вылет примерно туда же.
читать дальше

URL записи

16:48 

6 июня 2011 года.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Самая важная поездка этого года по тому, что было дальше. Я нашла своего ангела-хранителя на текущий период. Я запомнила его имя. Я начала искать обрывки нити его судьбы.

Преамбула:
Хотела бы я знать - почему у деревни такое странное название? Халдей - представитель народа халдеев, пожегших трех еврейских отроков в печи и породивших начало театральному действу в храме. Также — жаргонное название барменов, официантов и т. п. обслуживающего персонала, прислуга. А еще — название ряженого шута или скомороха, потешавших народ на улицах, базарах и не стеснявшихся непристойных выходок (обычно с оттенком пренебрежительности). В этнографической литературе бытовало мнение пензяков из Малиновки (переселенцы старожилов, поселившихся тут в 1660-е г. недолюбливали): "Бабы там халды, вот деревню так и называют". Но ученые считают, что деревня такое чудное имя получила раньше, чем там расплодилось множество притрактовых халд.



читать дальше
Вернулись довольные.
Итого, 6,5 часов мы крутили педали и намотали 118 км. В общем, без ГПС-ника эта поездка была бы куда более нервной и утомительной.

15:39 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Эта поездка была долгожданной. О существовании энтузиаста Ильина я узнала раньше,
volos-t.livejournal.com/25488.html
но увы - в первый визит в Семилужки мы не нашли острога. Искали что-то очень заметное, да. А его с улицы не видно.
22.05.2011 в 17:05
Пишет Вольфганг Шеффер:

Семилуженский острог

Как известно, мы с Velsом не любим трассы, нам проселки нравятся. И решили мы разведать еще одну дорогу, которая соединяет Кусково (трасса Томск-Октябрьское) и Семилужки (что на трассе Томск-Асино). Как говорится: "Огородами, огородами". Через Заречный мы ездили, а вот другой путь попытались разведать да сперва сбились.
И вот собрались мы втроем: Vels, OldLion и Горностай и отправились искать ту дорогу.



читать дальше
Итого.
83 км, время в пути – 5ч.30 мин.


URL записи

Дневник велосипедистов

главная