• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:49 

Сургут

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Итак, славный град Сургут был посещен мною ради семинара, на котором я выступала чуть ли не в качестве ведущего специалиста. Мне дали час на выступление, я, кажется, уложилась в меньшимй срок, но никто не обиделся. Кроме меня выступали и сургутяне из краеведческого - по 15 минут, и сотрудница Ханты-Манситйского музея Природы и человека - во многом повторившая сургутянку. Но у этой тоже был час.
Я почти не посмотрела город - впрочем, старины там немного, а больше застройка старше 1960-х. Даже так - 1980-е, 1990-е и 2000 рулят.
У города Сургута была сложная история: основанный в 1594 году (на 10 лет старше Томска), он стал форпостом. И наши Нарым (1596 г.) и Томск (1604 г) основаны сургутскими служилыми людьми. Но если Томск рос и крепил свою экономическую мощь (Не удивительно, он стоял на главном пути - Сибирском тракте), то более северный его сосед оказался в стороне. И постепенно терял свое военное и экономическое значение. В конце-концов он оказался заштатным городом Тобольской губернии, а в советское врея низведен до села.
Если бы не открыли месторождения нефти, наверно, Сургут и Нарым были бы сопоставимы меж собой.
Но нефть открыли, и село сперва стало поселком, а в 1965 году обрело статус города, и стало расти. В результате в нем сейчас без малого 400 тыс. населения, он больше Ханты-Мансиийска, который столица сего автономного округа. В него тянутся туристы - ибо - отец городов Сибирских. Ну, или один из отцов.
Город богатый, это и видно.
И очень молодой.

Чтобы напомнить миру, что город этот стар, а земля эта и до русских историю имела - есть тут музеи. Самый, пожалуй, интересный - это "Старый сургут". Это не совсем музей - а туристическо-развлекательный комплекс. Официальный статус - Историко культурный центр. Это историко-этнографический комплекс, расположенный в живописном месте центральной части города на берегу реки Саймы. На территории находятся 14 деревянных домов. Все они представляют собой реконструкцию старых зданий, когда-то стоявших в различных частях города, но впоследствии собранных в единый архитектурный ансамбль. Историко-культурный центр "Старый Сургут" дает наглядное представление об историческом облике, который имел Сургут на рубеже XIX - XX вв., и открыт для посетителей с 1999 года. Впрочем, не достроен, и развивается. Церковку срубили, башни и стены острога рубят.
У входа стоит Черный Лис. Любимец Сургута и сургутян - символ истории, культуры, всего. Как пришел с герба, так и красуется повсюду.

Фотка не моя, поскольку снять его с выгодной позиции не смогла.
читать дальше
Я попала в этот комплекс под занавес рабочего дня, да еще в их выходной. Мы отработали программу в доме купца Клепикова, и я задала организатору семинара Людмиле Васильевне Степановой невинный (казалось бы) вопрос: а можно, пока народ пьёт чай и разъезжается, я сбегаю быстро в "Старый Сургут". В результате она позвонила, договорилась об открытии ряда выставок для меня лично (выходной у них был). Обычно это я по завершении рабочего дня жду гостей на выставке. Было неловко, но сургутяне водили меня с экскурсией, рассказывали с азартом, будто я пришла в разгар рабочего дня и они не хотят домой. Спасибо им.

Раз уж я начала про Лиса и Сургут, то и продолжу про эту нечаянную радость.
Я посетила выставку о казачестве и ряд выставок по генеалогическим материалам. Еще бы коренных народов - и счастье было бы полным, но я уж не квакала. Приеду в другой раз, начну со Старого Сургута.
В общем, казачья выставка расположена в крохотном домике, но она настолько выразительна. Особенно 3Д модель Сургутского острога. Поскольку мои кадеты сейчас такую же деревню строят, то я смотрела внимательно.
Итак, заходишь в рубленный дом, перед тобой слева комната малая, потом вторая, а далее нарисован казак - но оружие у него настоящее. Справа - очень объемная диарама про Ермака с картины Сурикова, потом макет Сургутского острога, а далее изображение остяка с реальным оружием. Всё добротно и интересно, но в центре экран. Распахиваются ворота, и стреляет пушка - домик аж дрожит. Внутри ездят всадники, кони ходят, бабы есть. Постройки явно должны у посетителя вызывать радость узнавания: вот она крепость Всех святых Сибири - а вот её 3Д модель. Можно зайти в храм - иконостас брали с иконостаса 17 века. Можно за пределы острога выйти - там рубленный посад. То есть на дворе уже никак не 1594, а что-то постарше. Томск уже тоже стоит.
Ну, большая часть снимков - мои потуги снять живые картинки.
Еще один Лис.


читать дальше
Про краеведческий музей и Клепикова потом.

18:18 

Я была в Сургуте

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Создай свою Карту Путешественника!

14:18 

Летние рыцари.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Исправленный и дополненный отчет о поездке в Тюльберский городок.
velo.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=28502

18:11 

Лето близко.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Очень дельный блог с очень интересными материалами.
navigation-dip.livejournal.com/1349.html
Вот еще.
inkhazadum.ucoz.ru/blog

12:52 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Обнаружила, что летом не написала по горячим следам об одном замечательном музее в Кемерово. Ну что же, зимние каникулы предоставляют время для такой мелочи.
Так получилось, что краеведческий музей в Кемерово располагается в разных зданиях. Природно-палеонтологическая экспозиция была закрыта на реконструкцию, а военный музей находится рядом с памятниками военной тематики довольно далеко от музея. Ну как далеко - два квартала по Весенней в сторону Набережной.
Вообще, нельзя не признать, что расположение музея очень удачное.
Во-первых, эта часть Весенней - аллея славы. Особенно - начиная с последнего квартала это заметно. По переходу идёшь - дом уже оформлен соответственно.
Готовишься к тому, что тебя ждет место памятное.

читать дальше

09:15 

Музей археологии, этнографии и экологии Кузбасса.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)


По логике вещей следующий рассказ должен был быть о Музее Боевой славы, поскольку это тожде - Краеведческий музей. Но именно музей при КемГУ компенсировал мое разочарование и чувство досады: вот мол, темой не злободневны для имиджу, и соотвественно, экспозиция беднее.
И был еще один когнитивный диссонанс. Томск богат ВУЗовскими музеями. И попасть в них вот так, человеку с улицы, просто зайдя и купив билетик, невозможно. Надо предварительно созваниваться, записываться, иногда - токмо группой. Музей Археологии и этнографии ТГУ хорош по фондам, но чтобы увидеть эти фонды в экспозиции? Когда делают выставки, они кунсткамерного типа, как правило.
А тут...
Во-первых, четко видно, что музей строился для студентов. Как сейчас вижу, что привели сюда студентов и читают им лекцию по археологии. Комплексы размещены так, что видно: вот один археологический период, вот характерные для него черты. Вот другой, внутри него выделяют вот такие культуры, и видно, чем та или иная сообщность жила, занималась и чем от другой отличалась. Жилища, занятие, культура, погребальный обряд и т.д.
При этом схемы дополняют интересные подлинники. Некоторые комплексы вызывают мысль о том, что неужели все, что не нарисовано - подлинное? Или все же волосы там не настоящие?
Во-вторых, художник в этом музее явно был и работал в компании с научными сотрудниками. Есть очень симпатичные попытки реконструкции, есть разной степени художественности манекены.
В-третьих, техника. Камеры видеонаблюдения вместо смотрителя (правда, большинство экспонатов - в витринах, просто так не уведешь). QR- коды, и т.д.
Сами работники считают, что музей маленький и скромный. Но на фоне краеведческого (невоенной части), они реально смотрятся интересно.
Итак, вот фотографии из музея.
читать дальше
А далее идет этнографическая часть.
Помнится, на этнографии нам продиктовали 33 народа, (или 36?), которые считаются коренными. А на контрольной просили их написать по памяти, при этом положительная оценка начиналась после 20 перечисленных. Так вот, народы Кузбасса тоже вельми многочисленны, причем выделили некоторые как отдельный этнос довольно поздно. Собственно, выделяют там три тюркоязычных этноса: шорцы, телеуты и татары. Но ведь внутри себя эти этносы тоже распадаются на подгруппы. Так Тюльберы - это скорее все же телеуты, хотя их и татарами зовут, а калмаки - это татары, смешанные с телеутами. И т.д.
читать дальше

14:30 

Кемерово. Краеведческий музей.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
У музейной сферы Кемеровской области среди специалистов высокая репутация. В первую очередь - благодаря экомузеям, типа Томской Писаницы и Тюльберского городка. Потому визита в Кемеровский краеведческий музей я ждала с нетерпением. Но видно, удача была не на моей стороне. Во-первых, потому что отдел природы и эксплораториум были закрыты на реэкспозицию, а во-вторых, потому что ожидания от краеведческого музея были так велики, что не оправдались.
Музей невелик. По сути дела - это два зала - один неправильной формы, так что его можно рассматривать как два или даже три, но маленьких, а второй - выставочный. В нем располагалась выставка шоколада, коммерческая.
Фотографирование в музее бесплатное.
Археология представлена буквально двумя витринками и двумя кубами, а этнография - парой комплексов.
читать дальше
Дальше, насколько позволяет пространство, идут комплексы по темам:
Строительство острога, открытие месторождений угля в Кузбассе, Этнография русских, Сибирский тракт, Почтовое дело в Кузбассе, Развитие промышленности в Кузбассе, Кузбасс в Советские годы (Кузнецкий металлургический комбинат и разработка угольных месторождений), Кузбасс и Космос, Подарки А. Тулееву.
В качестве объединяющего мотива использованы наличники, баннеры по комплексам, на их фоне представлены предметы. Этикетки вынесены на турникет.
Среди советских экспонатов интересен комплекс вещей академика Бардина, того, что поднимал Кузнецк. Интересна и космическая страничка - настоящий скафандр (правда, не леонова), вещи, еда космическая - старая и сеодняшняя. Последнюю можно купить - по космическим ценам.
Тут же мини-выставка - Музейный взрыв - старые предметы подвешены к потолку и довольно неплохо соседствуют со скафандром.
Не скажу что плохо - скорее - хорошо, но мало. Уже то положительно, что не попытались в зал все втиснуть и не перегрузили экспозицию вещами.
Есть разные местечки, где детки, пока родители ходят по экспозиции, могут поиграть: сложить пазл, порисовать.
читать дальше

Но что интересно - это то, что от музея по всему Кузбассу ездят экскурсии, рассчитанные на день. Посещение музеев, экскусия по городу, питание - все включено. Программа анонсируется заранее...
Однако, мы не поехали по двум причинам: на дворе было воскресенье и мы не планировали другие выходные в Кемерово. И потом... все места были на ближайшие выходные раскуплены.
читать дальше
Приятное впечатление произвела выставка художника Кирчанова, который много писал по этнографическим мотивам. Такая добротная живопись советской школы. Собственно, в музее Археологии и этнографии были картины, похожие на его работы. Я даже поинтересовалась - не его ли. Нет, другие. Писали шорцев и телеутов.
читать дальше
В общем, музей в исторической части невелик, динозавров мы не увидели и чувство некоей неудовлетворенности осталось. Но нельзя сказать, что и поучиться у кемеровских коллег нечему. Однако... пожалуй, это самый сдержанный отзыв из всей серии моих впечатлений.
Но.как говорится, талант и фонды - это одно, а деньги - они не лишние. Музей боевой славы Кемеровской области - это отдел Краеведческого музея. Но явно более важен руководству, были приглашены местные художники, денег потрачено на создание экспозиции больше... В общем, музей на Притомской набережной меня приободрил.

16:46 

Снова в Кемерово. Красная Горка или визитка города.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)

Вернулись мы в Кемерово в субботу в середине дня, но пока приводили себя в порядок, устраивались и т.д. - время за 4 перевалило. Я с чего-то решила, что в Краеведческом музее застряну надолго, а он до 19 работал. А Красная Горка, которую мне настойчиво рекомендовали, до 21! В общем, поехали мы на Красную Горку.
По правде сказать, лучше бы наоборот: как выяснилось, краеведческий музей в Кемерово невелик и особо много времени на ознакомление не потребовал. Красная Горка заслуживала более свежих сил, чем у нас были. Но что сделано.
Еще въезжая в город первый раз мы увидели памятник Эрнста Неизвестного "Памяти шахтеров Кузбасса". Большая аллея, с красивыми клумбами, и с монументом в конце. Позабавил туалет, стоящий в самом начале аллеи - тогда мы к ним еще не привыкли.
И вот когда проходишь по аллее, понимаешь, что шахтер повернулся лицом к городу, а к аллее спиной. Но пройдя мимо памятника видишь город - с мостом, с промышленной частью, дымящими трубами и факелом, с Томью. И некоторое время на памятник ты не смотришь, а смотришь туда же, куда смотрит шахтер. Погибший шахтер. Не знаю, вкладывают ли кемеровчане в этот памятник этот смысл, но для меня этот памятник - именно заупокойный мемориал, очень трагичный. Памятник этот виден и с того берега Томи, правда, хороших снимков мне не далось сделать - все разы мы бывали на набережной в погоду ненастную.
читать дальше

С аллеи указатель призывает свернуть вбок и дошагать до Красной Горки. Мы шли долго - мимо увитых зеленью изгородей и обычных бараков. Это остатки иностранной голландской колонии. Тут, говорят, на пару недель раньше все зеленеет.
Идти надо долго. Но забавно, что до нас тут только что прошла свадьба, и путь наш был усыпан лепестками роз.
Надо сказать, что история развития угольной промышленности в Кузбассе, конечно, уходит корнями в 18 век к Михайло Волкову, открывшему Горелую гору, но собственно в Щегловске вешкой является создание Копикуза.
читать дальше.
После революции на территории Щегловска была основана колония, во главе которой стал голландец Рутгерс. Он основал тут АИК "Кузбасс", предприятие, которое имеет короткую и спорную историю. Но тем не менее - Рутгерса в Кемерово чтут, назвали его именем улочку рядом с колонией, в здании разместили музей города... Подробнее вся эта история - тут: www.karate42.ru/index.php?id=785
Музей делится на три части. Внешнюю: угледобывающая техника, аллея городов Кузбасса, пара статуй, фотовыставки и святая Варвара на смотровой площадке), надземную (История города) и подземную - имитация шахты. В последней водят экскурсии всем желающим.
Сразу становится ясно - музей есть визитная карточка города, ритуально обжитая часть музейного пространства, идеологически востребован и все такое.
Сюда водят гостей и делегации, тут подчеркивают, что по степени влияния Голландии на историю города Кемерово занимает третье место в России, тут стоят сувенирные боты голландца на фоне меленки.
читать дальше

Делать музеи молодых городов сложно. Документы-фото-тексты. Художник решил поставленную задачу, но, по правде, не хватало экскурсовода. Интересно, многие посетители внимательно рассматривают стенды и читаю тексты? В Северске - пока живой человек не вмешается, большинство посетителей проходит от вещевого комплекса к другому и жалуются, что мало.
Образцы формы горных инженеров. Много, но не все хорошо вышли.
читать дальше
Вот по правде интересно у них с фотографиями вышло на улице. Вид, историческая справка. И за планшетом - город. Особенно если ты его уже успел увидеть - интересно смотреть. А все почему? Один модуль - один экспонат.
Фотовыставка тоже неплохо вышла. Стенды о Копикузе - также не перегружены, но вполне в традиции музея.
читать дальше
Лишнее подтверждение мысли, что фотки в музее должны быть немногочислены и крупные!
Наконец мы спустились в шахту. Она оказалась маленькой и закольцованной. Однако, стены - типа уголь, крепежи, потолки низкие и на головы посетителям надевают каски, поясняя, что красная - это шахтер, а белая - маркшейдер. Горный инженер. Белых касок меньше, большинство народа всегда в красных касках. Рядом раздевалка, и подробно рассказывается, что и зачем носит шахтер. Все продумано - не простыть, не ушибиться, не повредиться.
Напротив шкафчик - типа витрина. Запрещенные в шахтах предметы - открытый огонь запрещен. А лампы - по хронологии. От открытого огня (да, сетан взрывается, люди гибнут), до современных. Еще одна деталь. Про канареек в шахте. Птичка суетливая и небольшая. Травится быстро. Замолкли канарейки - эвакуируй людей. На западе канареек в шахты носили исправно. А в России не носили никого - дорого...
Следом сцена в старой шахте. С кайлом и тем силачом, который на карачках вытаскивал уголь из шахты. 250 кг за раз (даже по рельсам - это как?), 2 т. за смену, а рабочий день - не 8 часов.
читать дальше
В общем, завершается все весьма оптимистичным фильмом про открытый способ добычи, гигантскую технику, но все равно... не всякий уголь можно добывать открытым способом. Только тот, что залегает на глубине не более 250 м.

15:02 

Квинтессенция. Экомузей "Тюльберский городок".

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
От Северска до Иткары -105 км, до Томской писаницы вышло 75, итого 180, до Кемерова от Писаницы - 42 км, да еще клади по самому городу 20. Итого 242. К ним надоприбавить еще 62. Формула счастья как исполнения мечты. Исполненная мечта стоит 304 км. по жаре и кемеровским горкам.
Мечта называется Тюльберский городок, экомузей. И счастье нежданное - я познакоилась с самим Валерием Макровичем Кимеевым, директором Тюльберского городка, бывшим директором Томской Писаницы. Челвеком, который создал Кемеровской области репутации интересного с точки зрения музейщика места. ru.wikipedia.org/wiki/Кимеев,_Валерий_Макарович
Мы нашли на сайте карту музея
и я ее пол-года изучала.
То, что обозревалось через ворота, и, тем более, по проходе, показало некое несоответствие карте. Не было воеводской избы, была самая настоящая современная бревенчатая постройка, в которой откровенно проживали современные люди. И даже надпись "Воеводская изба" выглядела студенческой шуткой. Однако кроме башен имелись и избы явно стилизованные прод аутентику. Башни были не все. Музей еще не достроен.
Но то, что было - будет ли соотвествовать моим ожиданиям?
Собственно, реконструкция типичного ибирского острога - это хорошо, но острога то тут как раз и не было. Меня волновала та часть, что на плане стоит под номером 2.
В общем, покуда мы смывали пыль дорог и переоблачались, вопрос меня не на шутку тревожил.
Но вот мы готовы и пошли к хозяину: ведите, мол, нас, грешных.
Поскольку мы представились как музейные работники, экскурсия была построена соответсвенно.
Показывая на плане то или иное строение, Валерий Макарович честно признавался, что части музея неравноценны для него. Вот археология - это прямо на том месте, где все стояло, а острог - потому что надо как-то осваивать университетскую базу, включать ее в музейное пространство. Потому избы частично ободрали, но понятно, какие они острожные. Башни - это да, сделано по-честному. Брались исследования археологов, которые копали. Ширина, Черной, Майничевой - и делались реконструкции. Например Никольская башня - это башня Томского острога. В отличие от той, что стоит на Воскресенской горе - более аутентичная. Александровская - это Сосновский острог, который копал в 1997 году в том числе и сам Кимеев. Но часть деталей привнесены от сторожевой башни в Иркутске. А проездная Борисоглебская - это отчасти Верхотомский острог, а отчасти - Кызымский. Что до Георгиевской - то это - Братский острог.
читать дальше

Заселение русской части острога еще впереди. Пока по настоящему создана только казачья караульная изба и упомянутые башни. В избе интерьер воссоздан, и сама она красива. Есть еще Аманатская юрта - для содержания заложников-аманатов. По правде сказать, выглядит холодноватой. Даже на те непритязательные времена.
В Александровской башни интересна экспозиция - остроги притомья, разные варианты изображений - от старых планов и чертежей до научных реконструкций.
На башню пускают полазать, чем мы не преминули воспользоваться. Она выходит на Томь и виды оттуда красивейшие.
Да, есть еще небольшая археолого-этнографическая экспозиция в павильоне: дань представлению, что музей должен иметь экспонаты в шкафах и находиться под крышей. Довольно неплохая коллекция, представлена стандартно, но это разве плохо?
читать дальше
Но самое главное - археология. Памятник этот был открыт еще до революции - землемером, которому показал памятник крестьянин Николай Бурдин. Потом о памятнике благополучно забыли все, кроме этого самого Бурдина. И он все же дождался, когда ученые мужи доберутся до исследований.
Памятник своеобразен. Ров, вал, жилища. Плавильные горны. Вроде бы поселение, но... люди там не жили.
в 10-12 веках на это место приходили тюрки для того, чтобы предать огню своего героя, помянуть его сообразно обычаям и уйти. Могильные курганы рядом были, городище - надежно защищенное по тем временам, с домами - было. Видимо, где-то рядом были и поселения - но они давно запаханы, этот памятник чудом уцелел.
По словам Валерия Макаровича тризны справлялись в домах, и, возможно, там и умершего кремировали. В последнее не верится. Негде ему там гореть, разве что вместе с домом. Наверно, покойного жгли все же на открытом воздухе, а вот тризну в случае непогоды справляли в домике. Домиков было найдено 9 штук. Один - круглый, другие - четырехугольные. То, что в них ели и пили сомнения не вызывает. Справа от входа (и слева от очага) была вырыта яма, куда после каждой тризны сгребали кости и бой посуды. В домиках было идеально чисто.
Сейчас на территории памятника восстановлены расчищенный ров и вал, стена (столбы вкопаны ровно в те места, где были несущие конструкции древней стены, высота, полагаю, все же предположительная. Два жилища - круглое и прямоугольное, место жертвенника и кремации, по этнографическим данным - помост для жертвоприношений. И литейная мастерская с кузницей. Причем камни в ней - подлинные древние камни, на которых ковали металл, в том числе и серебро ("Не знаю, где они его брали - заметил Кимеев, - Грабили, наверно").
Весь этот комплекс работал на погребение и прочие заупокойные нужды. Не закрыли еще и часть раскопа - сохранили бровку, зачищенные места. Но раскоп старый, оплывает и зарастает, Кимеев им крайне недоволен. С двух сторон к городищу вел конный спуск к воде - крутой и довольно неудобный с моей современной точки зрения.
Напротив аманатской избы реконструированы курганы - не на историческом месте, но такие, как надо - довольно высокие и продлговатые в сечении.
В общем, вот такой погребальный комплекс.

читать дальше

Хороший музей. Рекомендую.

07:26 

На Тюльберский городок.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
В Кемерово мы еще вернемся. Я расскажу еще про храмы Кемерова, про сквер Жукова, и, разумеется, про музеи.
Но впереди меня ждет рассказ о самом важном для этой поездки месте, Тюльберском городке, и потому - последую логике нашего путешествия.
Еще 22 мы созвонились с Валерием Макаровичем Кимеевым, директором музея, договорились на 23 июля, но прогноз погоды нам подгадил. Кимеев, правда, успокаивал, мол, дождей особых нет, дорога укатанная, но мы решили дождаться гарантированного солнца.
И вот, 23 июля, утром, мы выехали.
Тюльберский городок находится примерно в 62 километрах от Кемерова, ехать к нему надо через Елыкаевскую развязку, через Елыкаево, Ляпки и Старочервово. До Старочервово ходят автобусы, что же до дачного городка и музея (они соседствуют), то можно на машине ехать, а нет машины или велика - идти пешком 8-12 км. Некоторые ходят. За 500 рублей можно не только музей посмотреть, но и в домике пожить, и в сауне посидеть.

Трасса на Старочервовов отличается довольно привередливым рельефом. Туда ехать труднее - ландшафт, конечно, постоянно ныряет то подъем, то низинка, но при этом тенденция к повышению преобладает. Среди спусков два повергли меня в легкий душевный трепет. Под Елыкаево мы не крутили педали, несясь вниз, примерно 4 км. А потом от детских лагерей и центра реабилитации наркозависимых - под длинный уклон на д. Ляпки, и через них - в Старочервово, все вниз и вниз. Оба спуска - подъема - 8%. Для сравнения - 6% - это довольно круто, но вменяемо, бывают и 14%, но они, как правило, короткие. А эти - длинные. Это было так резво, что невольно думалось: и какой же, блин, будет подъем из этого приятного спуска. Однако, забегая вперед, скажу, что у страха глаза велики. На обратном пути мы влезли на оба подъема, и, несясь под уклон, понимали главное: мы на пути туда не менее заунывные тягуны проходили. Особенно возле д. Журавлево - очень похожий спуск на те два. Ничего, живы!
Кстати, за Елыкаевской развязкой поток автомашин резко иссякает, асфальт хороший, обочины - тоже.
В общем, не удивительно, что Кемеровские велосипедисты тренируются на этой трассе. В субботу утром мы ехали обратно, и нам встретилось много спортсменов. В том числе тот впечатливший нас одноногий парень, который радостно попривествовал нас.
А вообще - логика Кемеровских дорог проста. Едешь на юг - будут пологие тягуны, дорога свернула и идет по надпойменной террасе - будет ровной и спокойной - пока не отвернет от реки или не наткнется на притоки Томи.
А еще там красиво. Очень. И нет ничего удивительного, что там много баз отдыха, детских оздоровительных лагерей и дачных городков.
И именно поэтому в пятницу там было тише, чем в первую половину дня в субботу: ехали на дачи, на отдых, детишек навещать.

Вот такая дорога:
читать дальше

Елыкаево - село, которое в списки достопримечательностей попало благодаря монастырю и православному девичьему детскому дому. Основание села относят к 1800 году. Название оно получило по фамилии одного из первопоселенцев. В 1911 году в селе насчитывалось 85 дворов и 490 жителей, в 1920 — 153 двора и 882 жителя, в том числе и обрусевшие тюльберы Баянской инородческой управы. Елыкаево входило в Верхотомскую волость Кузнецкого уезда, с 1924 года — в составе Кемеровского района Кузнецкого края.
читать дальше


Итак, монастырь. Сто лет назад здесь была женская православная миссионерская община, и работа для нее была - местные жители - тюльберы, тюрки, были не мусульманами, так что их торопились обратить в христианскую веру.
Потом монастырь закрыли и новый отстроили только в постперестроечное время. О чем и гласит летопись монастыря elykaevo.prihod.ru/letopis_monastyrja_razdel/vi....
А вот виды монастыря.
читать дальше

В настоящее время в Свято-Успенском женском монастыре 5 монахинь и 3 послушницы. 2 явно стары, 2 - около 40 лет. Настоятельницу зовут Михаила.
Кроме корпусов, в которых есть церковь, на территории есть второй храм. На сайте написано: " В нашем монастыре пребывают такие святыни:

список с Кикской иконы Божией Матери; мощи свят. Макариря Алтайского, который благословил открытие прихода на нашем месте; мощи преп. Василия Площанского; мощи преп. Василиска Сибирского; камень от гроба Божьей Матери; камень от первого храма в Коринфе где проповедывал ап. Павел. Девочка показывала еще две иконы, писанные в греции.(находится в алтарной стене под иконой ап. Павла".

Монастырь обладает небольшим хозяйством. Есть теплицы, а в здании детдома - трапезная, изоляторы для больных и танцевальный зал. Есть и детская площадка.

При монастыре действует православный девичий детдом "Покров". Одна из воспитанниц детского дома, Ксюша, выступила нашим экскурсоводом.
Вообще девочка произвела впечатление хорошее. Она не была ни елейно-набожной, ни нагловатой. Хорошая, бойкая, умная девчонка. Разумеется, девочки бывают на службах и изучают Закон Божий. Но учатся они в светской школе, ходят в кружки, Елыкаевскую Музыкальную и Художественные школы. По окончании 9 классов они выбирают профессию: настоятельница их благословляет на выбор. Две выпускницы стали медсестрами, одна - и вовсе журналистом. Ксюша хочет быть художником. Живут в общежитиях. Но если вдруг прижмет - их приютят в монастыре и деньгами помогут. Деньги идут от благодетелей - среди них несколько раз вспомнили имя Опарина. Я так поняла - главный спонсор. Занят в бизнесе.
Девочки настроены на светскую жизнь.
Режим дня нормальный. Есть летний вариант, есть осенне-весенний. Встают в 9 (каникулы!), умываются, молятся, бегают вокруг монастыря 5 раз вместо зарядки, принимают душ. Убираются, потом свободные дела, сон час (2 часа), работа на огороде не более часа, катания на роликах и скейтах (в монастыре, чтоб машина не сбила). Отбой между 10 и 11. В другое время года режим жестче - учатся. Едят, как положено, 5 раз. Врач работает в местной поликлинике и у них.
Они не соблюдают постов. Если хотят - настоятельница советует им "поститься на язык" - то есть воздерживаться от ссор. Мало того, им часто кроме пятиразового питания, покупают сладости и мороженое.
Воспитанницы были в Питере, в Сочи, в Крыму, в Греции.
Монастырь навещают важные гости - епископ, благодетели. И бывшие воспитанницы.
В общем, такая вот жизнь. Кстати, воспитанниц - 20 человек. Старшей почти 17, самой маленькой - 3 года.
Разумеется, никто из нас не стал спрашивать, живы ли родители этих девочек.

В общем, ознакомившись с монастырем и прикупив продукты в местном магазине, двинули мы дальше. Как я уже говорила, до Старочервово нам встретилось много оздоровительных учреждений.
читать дальше
Созваниваясь с В.М. Кимеевым, я спрашивала, как проехать. Он объяснил. Тем не менее, мы удачно промахнулись при выборе дороги. Есть верхняя дорога до Тюльберского городка, мимо кладбища. А есть нижняя, мимо святого источника. Верхняя на 4 км. длиннее. Но она отсыпана гравием, и, наверно, жители дачного городка ей пользуются чаще.
читать дальше
Приехали аккурат на дачи. Местные объяснли нам, где искать музей.
Ну, а мимо острожных башен проехать весьма сложно. Ворота, впрочем, подкачали. Обычные железные решетчатые ворота.
Музей, впрочем, не завершен, и некотрые вещи, обещанные картой, в проекте.
Но о музее я в следующем посте расскажу. А пока - материальное.
некогда здесь располагалась база отдыха "Энергетик". Они построили павильоны, кухни, дома и домики. И сохранили средневековый памятник, потому как вал городища приняли за окопы времен Гражданской войны.
Так что есть там и домики (персонал живет в них), и охрана, и вода, и электричество. Сейчас база принадлежит КемГУ, там проходят практику историки, культработники и биологи - у последних - своя программа. Студентов не было. Нас поселили в домике на двоих и В.М. пообещал экскурсию.
Сразу скажу, что жить в этих домиках, пользоваться кухней и т.д. - удобно. Мылись же мы в реке, потому как не было у нас в планах подолгу задерживаться в Тюльберах.
читать дальшечитать дальше

15:45 

Кемерово. Молодой город.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Кемерово - молодой город, и потому свою историю любящий. На почтамте - выставка истории. На Красной Горке - несколько. Имя Михайлы Волкова постоянно всплывает в музеях, в названиях площадей. Полагаю, что владелец сети магазинов А. Волков не зря назвал ее своей фамилией.
Едешь по улицам и понимаешь. Вот самая старая часть, вот - более молодая. Отсюда строиться начал, а тут еще будет строиться.
Итак Михайло Волков, то ли из семьи Переяславль-рязанских крепостных, то ли Тобольский казачий сын. karate42.ru/index.php?id=650
Эта фигура для Томска малоактуальна, но для меня знаковая. в 1975 году посещали мы с папой Томский краеведческий и там статуя гигантского мужика, истово прижимающего к груди куски каменного угля мне запомнилась больше чучела медведя. (Обычно - наоборот, учитывая мой возраст). Я запомнила это имя. А в 1984, кажется, году, вышла забавная такая фильма Свердловской киностудии в жанре "истерн". "Тайна Золотой горы", называется. Наш российский супермен, крепостной, который хотел бы жениться на вольной казачке, ищет руды во благо государства Российского. Тут тебе и милый нечик-ученый (Олег Афанасьев, Томский поэт и актер), и беглый крестьянин, который никак не может уйти в такую даль, где его бы не нашли, и дурковатый силач, и разбойники потешные и опасные. И пейзажи... хм. Пейзажи у кузбасцев вызывают реакцию от агрессии до ххота. Они уральские, а не Кузбасские. Сэкономили свердловчане.
Ну, в общем, забавный фильмец такой и в душу мне запал песней про "Три подарка" и радостью узнавания.
Кому интересно - вот!
1kinobig.ru/adventure/15969-tayna-zolotoy-gory-...
В общем, площадь Волкова Михайлы находится на карте Кемерова легко. И на магнитиках светлый образ растиражирован. По правде сказать, тот вариант памятника, что у нас в музее, мне нравится больше, тут парадный кафтанец и просветленное лицо как-то мало вяжутся с тяготами жизни простого рудознатца. Ну, автору виднее. А памятник вот.

читать дальше

Кстати, увековечивание истории города кемеровчане производили неоднократно. На бульваре Весеннем стоит памятник "Дружбы народов", причем, чтобы не сочли за обычную советскую агитацию про 15 сестер - рядом сделали зону вайфая и QR - код/ Чтобы любой мог знать, что у города Кемерова в Ноградском районе Венгрии есть побратим - такой же город-шахтер Шалготарьян.
Ну, и сквер сам по себе милый.
Сквер находится за драмтеатром, после ул. Ноградской
читать дальше
Кстати, улица Ноградская - центральная, но при этом явно не помпезная. Обычные дома. Много граффити. Глубокомысленные размышления "Ну и как эту жизнь жить?" и намеки, что тут есть кальян.
читать дальше

Но самое мощное впечатление производит аллея по улице Весенней. От набережной до Драмтеатра. В 1960-е годы проживающие в Кемервоской области Герои Советского союза и прочие достойные фронтовики посадили деревца на аллее. Потом у деревца поставили таблички - кто посадил и чем прославлен человек, посадивший дерево.
Потом привезли земли с мест концлагерей и мест боевой славы. Поставили обелиск на берегу реки, а стену прилегающего дома (Там - филиал Краеведческого музея) - превратили в стелу. И стены домов использовали как часть обрамления.
читать дальше
ну и немного видов улиц и сквериков, которые оказались в поле нашего зрения. Я нарочно брала в кадр не только парадные виды, и нет в кадре тех молодых людей в спортивных костюмах, которые довольно колоритны и с виду агрессивны, но к нам не цеплялись. Равно как и других людей в спортивных костюмах: на великах, с пробежками. Одного так сильно жалею, что не успела щелкнуть. Это был велосипедист с одной ногой. Вторая была протез. Восхищена.
читать дальше

19:07 

Кемерово. Набережная. Сквер "Орбита" и "Парк чудес".

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Мы выбрались на набережную. На пересечении набережной и Арочной есть сквер Орбита, названый так по причине расположения там системы космической связи.
Кемеровская система космической связи "Орбита" способна кроме теле- и радиотрансляции передавать в открытый космос и другие потоки информации в частности предназначенные для представителей Внеземных Цивилизаций и их космических кораблей НЛО.

Комплекс "Орбита" является Местом Силы и мощным каналом связи по которому информационные потоки, предназначенные Другому Разуму, могут направляться в Космос.

Кроме того, сквер Орбита расположен на стрелке улиц Арочная и Притомская Набережная и у места слияния древних рек Томь и Искитимка, что указывает на сильную энергетику этого пространства и благоприятность места для медитации и энергетических практик.


Читать далее: Станция космической связи "Орбита" (Кемерово).
И еще - там стоит памятник Лобсангу Рампе и его кошке. Лобсанга Рампу я не читала и, скорее всего, в ближайшее время - не буду, но КОШКА!!! - это святое :).
Лобсанг Рампа со своей кошкой.


Памятник Лобсангу Рампе и его кошке. Лобсанг Рампа - английский писатель-мистик. Кошка, говорят, ему одну книгу надиктовала. Ее зовут миссис Фифи Грейвискерс.

читать дальше
Потом мы поехали по набережной. Любуемся разными памятниками.
читать дальше

16:46 

Кемерово. Лицо города. Дух города.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Город Кемерово - крепкий работящий мужик. Он работяга, но статус имеет высокий и отвественность перед людьми понимает. Следит за культурным уровнем, за внешним виддом, за порядком. А если у него где не а высшем уровне, так это не будет выставлено напоказ, будет где-то в стороне от больших путей. Причем он не показушник. Он просто любит порядок, правильное поведение, уважение к людям. И красивое, нарядное. Этим он сродни Северску и, наверно, Новосибирску, и очень не похож на рас раздолбаистый, по-профессорски рассеянный и старый Томск.
Кемерово не суетлив, но он искренне не понимает, как можно не знать элементарных вещей. Например, где остановка на ул. Рутгерса. Таких недоуменных интонаций о том, где тут остановка (музей, улица такая-то) я в Томске не слышала. В Северске - да, слышала, но там все понятно: в Северске гости бывают редко.

Если бы надо было охарактеризовать этот город одним словом, я бы долго выбирала между нарядный и приятный. Экология в городе должна быть ах - потому как за железной доорогой дымят трубы и неугасимо горят факела. И потому кемеровчане ценят скверики, газоны, клумбы и зеленые зоны. Зелени там много. И чисто. Очень. Везде урны, везде мусорные контейнеры и туалеты. Они стоят на виду - у входов на мемориалы, по углам главной площади, на бульварах и в парках. Так что напоминания про чистый город излишни: просто стыдно гадить где попало.

А теперь факты.
Итак, жили мы на Терешковой и ближайшей к нам улицей была Ленина. И наутро, не смотря на хмарное небо, двинули в сторону центра по Ленина. Вскоре отклонились. Ее пересек Пионерский Бульвар, на котором располагались музей паровозов и детская железная дорога. Но пока мы добрались до них - увидели мемориал. Учитывя красоту рельефа (горки, холмы и обрывы), выглядело здорово.
читать дальше
Мы тут же нарушили собственные планы и пошли осматривать этот музей. Собственно, меня впечатлили не паровозы и локомотивы, а вогоны. Возле "столыпина" предвоенного сфотографировалась. Но там еще кухня есть. А от санитарного поезда - оперционная и тоже кухня.
читать дальше

Внутрь вагонов и локомотивов не пускают, и вообще на экспонаты лазить нельзя, но зато у каждого стоит табличка с описанием параметров вагонов и т.д.
Вообще, музей интересный, и удовольствие от его посещения мне дождь не испортил.
Посмотрели, поехали дальше.
Переехав черз Искитимку по Университетскому мосту, мы оказались на главной улице - Советской.
читать дальше
Потом мы решили поехать на Набережную. И повернули на улицу Орджоникидзе, которая упирается в площадь Пушкина.
Правда, там и памятник нашему Солнцу русской поэзии, и вообще тема Пушкина и его любви обыграна.
читать дальше

11:06 

Кемерово. Первое знакомство.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Как обычно бывает, путешествуя, люди часто стремятся уехать далеко от дома. Кемерово - ближайший к Томску крупный город, потому я раньше его и не видела :).
Я уже писала, что первые километры по городу идут мимо кладбища и исправительной колонии, но, по правде сказать, это не испортило мне впечатления. А вот улочки, по которым пришлось кружить до моста - это нечто. Кемеровские велосипедисты по ним рассекают более чем уверено, но вот нам, да еще с рюкзаками... впрочем, в Томске есть районы, которые еще хлеще. Общий вид: есть неширокая проезжая часть, по которой едут машины разных габаритов. А пешеходы в этом районе отсутствуют, как класс. То есть тротуаров нет, а мимо заборов частного сектора тянется тропка.
Потом дорога становится шире, а потом и вообще появлются тротуары.
И памятник "Память шахтеров" скульптора Эрнста Неизвестного. Но о нем я потом расскажу, когда буду о Красной горке рассказывать.
А пока мы, потные и пыльные, крутим педали по правобережной части города Кемерово. Улица называется Нижняя гавань, весьма своеобразная. Слева - огромный откос, на верху которого виднеется полускрытая травой надпись "КУЗБАСС" и какой-то зеленый крест. Две девушки, пробиравшиеся в сторону моста от остановки на наш вопрос: "Что там за крест?" ответили лаконично: "Крест". Оказывается - памяти жертв второй мировой войны.

Мы ехали от старого моста к новому, через который идет ул. Терешковой, на которой размещается наша гостиница "Дружба". Частный сектор вполне себе обычного вида. Только у самого моста резануло: двухэтажное деревянное здание, а за ним другое - школа или какое-то явно для детей приспособленное здание. Я фотографирую его и спрашиваю двух взрослых, стоящих перед вооротами, что это такое и что за здание? Да, это школа, а деревянное здание - старое здание школы, построенное где-то в 1910-е годы, примерно в 1913 г.
Потом была развязка и мост. Мы в ней запутались капитально. Решили идти пешком. Перешли дорогу и двинули по пешеходной дорожке. Встречь движения транспорта. Шли через мост - чуть не сдуло. Потом выяснилось - перехода на нужную нас сторону трассы нет. Спустились вниз, нашли какой-то выезд.
Потом выяснилось - через ул. Терешковой идет трасса М53, которая ни ночью, ни днем передышек не знает. Но в городе поставлены светофоры, проблем с переходом улицы нет. А на въезде - есть.
читать дальше
Впрочем, как только в город вошли - сразу стало ясно - перед нами большой и благоустроенный город с продуманными инфраструктурами, в том числе - дорожными. И велосипедистов тут любят. Есть велодорожки. Съездов-пандусов, правда, почти нет, бордюры высокие.
читать дальше
Расстояние от Писаницы до города составило 42 км, до гостиницы - почти на 20 км. больше.
Вообще-то мы планировали в этот раз в гостинице не задерживаться, а ехать сразу в Тюльберский городок. Но прогноз погоды был неблагоприятный, а на следующий день - хороший. И мы решили не ехать не в четверг, а в пятницу, а обратно - в субботу. Потому как 12 км грунтовки в дождь становятся довольно неприятной дорогой, а город можно посмотреть и в дождь, особенно если это не проливной дождь, а временами начинающийся.
Итак,
у нас было полтора дня на осмотр.
В первый день мы пешком пошли по проспекту Ленина - от центра к окраинам. Там располагается соборная мечеть Мунира, названная так в честь матери Амана Тулеева. Это огромное здание в отдаленной части проспекта превосходно выглядит на парадных фотографиях. Высота купола 39 м.
Пошли.
Мечеть оказалась реально красивой, но окружение оказалось не на высоте. Какие-то стоянки, место покуда не обустроенное. Особенно это заметно на фоне самого Кемерова, его центральной части. Там много скверов, роскошнейшие клумбы, много садовой и уличной скульптуры.

читать дальше
Наутро мы сели на велосипеды и двинули по городу - мы решили не смотреть музеи и прочее. Только внешний осмотр.

15:55 

Дорога Писаница-Кемерово.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
21 июля мы намотали 26 км. По большому счету - по Писанице, только однажды довелось выбраться. Дело в том, что накануне муж обнаружил, что забыл дома длинные брюки. Вечером без них дискомфортно. Кроме того, продукты, годные к употреблению в дороге, требовалось пополнить. Мы собирались это сделать 22-го утром, а потом вдруг спохватились - едем то утром, так что магазины будут закрыты. Ломанули спешно в Колмогорово. Нам реально повезло. Промтоварный магазин работал до 18, но продавщица задержалась. Мы купили трико и закупили продукты. В Колмогорово есть мастерица, технолог по профессии, которая неимоверно вкусно солит сало. Кроме того, понравилась с прошлого года конина. Закупили. Утром двинулись, по пути пытаясь дозвониться до Тюльберского городка.
Это особая история.
Узнали мы о Тюльберском городке через публикацию в интернете. А там было отчасти описано: ворота закрыты, докричаться не могли, стали рыться в интернете, нашли кемеровский номер, а тот мужик из Кемерово позвонил в Тюльберы... Короче, вот такая путанная схема. Позвонили мы по означенному номеру и выяснили: номер уже не их, человек дал номер кафекдры в университете и наутро мы с 9 до почти 12 звонили по этому номеру, пока не дозвонились и не получили мобильник самого Кимеева.
Ну да ладно.
О дороге. Пока от Кемерова было далеко, трасса была асфальтовой, широкой и довольно безлюдной. ДО Пещерок - деревня такая, она была нам знакома по прошлому году. Довольно волнистая между Писаной и Колмогорово, а потом почти что ровная. Что дальше - неизвестно. Мы поехали по ней. Места более чем живописные. Местами видна Томь, а по другой половине дороги идут откосы. Когда дорога идет по надпойменной террасе, то она идеально ровная. По большому счету можно просто фотографировать все от и до. В обе стороны.
читать дальше

В одном месте параллельно трассе, которая стала более оживленной, чем у Писаной и Пещерок, параллельно трассе шла грунтовка. Мы искупались в Томи, и стали на нее. Но через пару сотен метров она кончилась. Мы вышли на трассу. Проехали метров 10 - она снова пошла. Но мы больше не повелись.
Трасса местами довольно узкая, и все более оживленная по мере приближения к городу, тем не менее была достаточно спокойна.
Какой-то источник. Грязный и без воды. Зато беседка.
читать дальше
По пути в Кемерово мы планировали посетить село Верхотомское (Верхотомку), где некогда стоял острог. Свернули. Спустились вниз и поднялись на горку. Кроме креста на месте острога обнаружили еще памятник убитому кулаками избачу, и памятники воинам, и памятник у избы, из которой на фронт ушли двоюродные братья, 6 человек, и не вернулись. А до места разрушеной церкви не доехали немного, но и не поехали.
читать дальше
Выехав из Верхотомки, мы вернулись на трассу. И практически сразу поняли - это - уже Кемерово.
читать дальше

07:33 

Мой 45-й день рождения. Томская Писаница.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
21 июля я хотела встретить в Писанице. Причина не только в особенности (особости) этого места, но еще и потому, что день рождения у меня, как правило, время энергетической ямы. А это не только утомляемость, но и рассеянность внимания. Мне не хотелось бы быть в этот день в седле.
Писаница же - надежная лежка.
День в Писанице полувыходной - я уже поясняла, что это значит. С другой стороны - прошлый год мы отлично рассмотрели музей и в сообществе это описано.
читать дальше
Мы ходили - искали в знакомом новое. Уволился товарищ, который владел кафе "У скалы" - жаль, мы брали у него хлеб, оставляли велосипеды. Сама Скала закрыта - частично. Идет реставрация. Два человека - один в алпинистском снаряжении, второй без. Чем заняты - не понятно простому смертному. Один сосредоточенно просеивал что-то желтое через сито, а второй висел на краю. Я полагаю, он убирал деревца и лишайники, чтобы они не разрушили скалу и изображения. Что просеивал второй, я так и не поняла, а он на настойчивые вопросы посетителей угрюмо отмалчивался.
Полюбовались тем, что было доступно. Пошли к капищам.
В Кезеке догнали экскурсию и с ней зашли в некоторые постройки. Экскурсия - явная обзорка, очень неподробно. Хотя описание шорского свадебного обряда - это весело. Например, что невесте плетут две косы. Правую плете старшая родственница жениха. И мажет ее мясной костью, которой потом кормит жениха. Левую косу плетет младшая родственница жениха, и она мажет косу сметаной.
Крохотный шалаш, служащий приютом новобрачным, выглядит нереальным.
Показали также и шорский самогонный аппарат.
Мы отстали от экскурсии и пошли на кладбище.
Кроме всех этнографических подробностей увидели мышку. Даже смогли ее заснять.
В Зоопарке исчез кабан - вернее, кабаниха. Она вошла в брачный возраст, и, во избежание проблем, ее обменяли на лося, кажется. Или на марала.
Медведи живы - оба. Рыси соизволили себя явить.
Мы также отсняли заново естественнонаучную экспозицию. Кстати, она требует реставрации - местами утрачены ведущие тексты. Ну да сделают.
А вот у часовни - новая экспозиция. Стендовая выставка, весьма стильная.
Искали велосипедные стоянки, но что-то не по глазам. А говорили, что они будут.


читать дальше
Православная выставка.

читать дальше
В общем, появилось у нас желание вернуться сюда на выходные. Однако, прогноз погоды все испортил. Сегодня мы уже дома. Но день рождения удался.

19:21 

Поход на тюльберов и обратно.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Этим постом я начинаю серию отчетов о походе, который начался 19 июля и завершился 30 июля сего года. Общая протяженность проделанного на велосипедах пути составила 480 км. Длительность - 12 дней. Километраж вышел небольшой, потому что во-первых, мы много ходили пешком, во-вторых, вернулись из Кемерова электричками. Самой удаленной от Северска точкой был экомузей Тюльберский городок. Он находится на расстоянии чуть более 50 км от Кемерова.
Мы не ставили задачи совершть какие-либо рекорды, достичь новых рубежей в походе, или, допустим, понять новые рубежи выносливости для себя. Доехать до очередного интересного места и посмотреть: город, музей, красивое место.
Первоначально планы у нас были шире - хотелось не только посмотреть Кемерово и Тюльберский городок, но и Берзовский, Анжеро-удженск, даже Мариинск. Потом решили - будем ставить реальные цели.
В общем, наблюдения таковы.
Мы можем проехать за день более 100 км, но зачем нам это надо?
После двух дней езды надо обязательно делать лежку, а не доводить ситуацию до усталости.
Итак, самый трудный день был первый. Мы проехали по пути, уже дважды проделанному туда и обратно маршруту. От Северска до Иткары, где у нас живет знакомая, Татьяна Александровна.
Поэтому особенных фотографий у нас нет. Разве только, отмечали что-то новое и интересное. Например, видели, как машина в поле прессует и скатывает сено в рулоны и обертывает его чем-то белым.
читать дальше
А вот того мотоциклиста, которого фотографировала его подружка с розовыми волосами, не засняли. Место между Вершининым и ярским пустынное, и парень носился по трассе с диким ревом, на скорости километров так в 250. В общем, он нам ничем не угрожал, но нервировал ужасно.

Или что в Ярском начали строить церковь. Прямо на месте рядом с могилой убитого активиста. Но активиста не потревожили.
читать дальше
Или, что за ярским, прямо перед поворотом на проселочную дорогу, оказывается, есть родник с питьевой водой.
читать дальше
Путь был нелегок. Мы, конечно, тренировались, но на маленькие расстояния. С меньшим грузом. Было жарко, и традиционные купания на Казанке и на Бойце положение не слишком то спасали.
Заехали мы в Юрты Константиновы. У меня есть респондентка из этого села, и мне загорелось посмотреть на Юрты по-новому после общения с ней. Мечеть найти, в частности.
Так вот. Тот дом, что заворожил меня в прошлую поездку - это бывший клуб. А до культурной революции там была мечеть.
читать дальше

А идея у нас была, первоначально, ехать не до Иткары - это небольшой крюк в сторону от дороги, а до Яшкино. Чтобы наутро коазаться в Писанице раньше. Но Татьяна Александровна очень хотела с нами встретиться, и мы решили ехать в Иткару. По правде сказать - и правильно. До Яшкина было бы еще километров 30 с лишком, по довольно гористой местности (с плавным повышением рельефа там, где нет горок).
Так что все вышло замечательно, что мы решили все же встречаться с Татьяной Александровной и ночевать у нее.
А это уже иткаринский дом. По размерам судя - большая была семья и богатая, А судя по звезде - потеряли они в годы войны человека...

Татьяна Александровна спасла (кого подобрала сбитого, кого от утопления) и заботится о 9 кошках и 3 собаках. Дашу, Кроху и Малыша я явно научилась различать, а из кошек уверенно назову только молодого серого котика Прошу, который прошлый год был совсем маленький котенок.
читать дальше
В общем, переночевав в гостеприимном доме Татьяны Александровны мы двинули дальше.
Прошлый год мы ехали через Красноселки и Пачу, а теперь - через Ботьево и Дубровку. Так короче. Дорога от Лениского - гравийка, и местами очень даже хорошая, а местами - пыльная и тряская, рыхлая. Шины у нас - слики, специальные антипрокольные, и ехать на них по гравию было тяжко. Скорость порой колебалась где-то в пределах 12 км, иногда разгонялись до 16 и даже 20.
читать дальше
В Яшкино был уже хороший асфальт, но перед Яшкино несколько крутых подъемов , потом надо делать крюк до развязки, а потом, после Яшкино, еще три крутых подьема. На посдледнем я сдохла и пошла пешком. Муж отнесся с пониманием и даже скормил мне энергетическое желе Арена - приторно сладкий термояд - после него реально оживаешь и начинаешь ехать почти как живой. Тем более, дорога пошла почти ровная и по хорошему асфальту, мы разгонялись на ней до 25 - то есть как будто без рюкзаков. Особенно после поворота на Пачу, который записался у меня в памяти как "рукой подать" - на самом деле там километров 12 до Писаницы, но - это уже совсем рядом.
В результате до 15 часов мы оказались в вожделенной "Томской писанице". Оплатили кемпинг и пошли устраиваться. Понедельник у Писаницы - полувыходной. Если вы не были в Писанице - скучно не будет. Смотрите экспозиции, даже экскурсию можете прослушать. Но ни сувенирной лавки, ни кафе, ни вайфая - не будет... Кафе, впрочем, работает. То, что в Юрте. И напротив шашлычная. Мы поели в кафе - что-то предыдущие два дня сильно нас утомили. Не то жара сказалась, не то психологически показалось тяжело. лень было готовить.
Забавно, что в кемпинге не оказалось воды. Мы понадеялись, что она будет, а в воскресенье цистерну увезли. Воду набрали в заповеднике - за клеткой с медведем.
Итак, первые два дня - 102 км, и, соответственно, 78.

17:07 

Кладбище ссыльных литовцев у пос. 86 квартал

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Поселок 86 квартал находится на Левом берегу Томи, недалеко от города Томска. От трассы, идущей мимо пос. Тимирязевский его отделяет около 23 км. дороги - асфальтированной вначале, а далее - отсыпанной песком. Поселок 86 квартал - остаток системы лесхозов, которые существовали тут еще в годы Великой Отечественной, а расцвет их пришелся на 1960-е годы. От 86 квартала тянулась к пос. Тимирязево узкоколейка, и еще в 1980-е годы по ней бегали поезда.

Но участки выработали, восстановили посадки и ушли. На месте поселков теперь урочища, иногда - брошенные кладбища и тайга-тайга. Правда, разбитая на кварталы.
Поселок 86 квартал когда-то был большой - школа, фельдшерско-акушерский пункт, отличный клуб, баня, магазины, столовая... Старожилы вспоминают о нем не без тоски, но лесхоз ушел, и все прелести с ним.
Но в годы войны, и в послевоенные в этих местах леса заготавливали совсем другие работники. Один из старожилов сказал определенно: "Разные тут были. И эстонцы, и латыши, и литовцы, даже калмыки - в районе 56 участка, там...
Сейчас от поселка ссыльных литовцев осталось урочище, а напротив - кладбище. Брошенное кладбище и потому очень жуткое.

Его я посетила во время велопоездки на 86 квартал. Отсняла, как могла. Местами есть повторяющиеся кадры - всегда боишься что-то упустить.
Вот мои впечатления.
Собственно, там не одни литовцы были, и русские есть. Приезжали люди из Литвы. Сделали ограду вокруг части кладбища, но часть литовских могил явно осталась за оградой. Выглядит кладбище странно для наших мест. Необычной формы кресты, надписи по-литовски. Страшная картина разрухи - последнее время люди проявляют к нему интерес, но все равно - хаос и запустение. Местами ямы - выкапывают своих и увозят на родину. Еще больше - безымянных могил, и я не уверена, что, проходя по кладбищу, я не тревожила чьи-то кости. Да простят меня эти люди.
Кладбище это заслуживает того, чтобы люди не просто знали о нем, но и привели его в порядок.

Это - страница очень непростой истории моей страны. Сама я считаю, что лежащие в этой земле люди не заслужили такой доли, которая им досталась.
Можно возразить, мол, как это - не заслужили? Известны зверства бандформирований националистического толка. Так ведь тех самых бандитов не на поселения ссылали. Их ссылали в лагеря. Осуждали на каторгу. За конкретные преступления. На территории моего родного Северска до 1953 года было немало таких каторжан, в основном - украинских националистов.
А тут другое. Это - спецпоселенцы 2 категории. Такие же, как хлебнувшие по полной лиха кулаки 30-х годов. Сосланы далеко от места первоначального проживания, без суда и следствия, с минимумом вещей и инвентаря. Не только взрослые, которые могли быть пособниками лесных братьев, но и дети.
Собственно, власть, отправляя их на спецпоселение, сама признавала, что они не так уж виновны. (По нынешним временам - их, возможно, вообще виновными бы не признали.)
Если без эмоций, только по фактам, то в Литве происходили депортации дважды. Первый раз перед войной, в июне 1941 года - новоприсоединенные территории, правительство пыталось обеспечить надежные приграничья. Численность депортированных по Прибалтике (по данным Мемориала) от 200 до 300 тыс человек, исследования по проблеме не смотрела. Потому цифра вполне может оказаться меньше.
Вторая волна - 1949 год, март, когда по всей Прибалтике выслали чуть меньше 95 тыс человек (94 779). Из них литовцев было 9518 семей или 31 917 человек.
Это была так называемая операция "Прибой". По ней высылке подлежали семьи кулаков, бандитских элементов и националистов. Что такое "кулак" - это и на русском материале в 1930-е годы хорошо объяснили. Чаще всего - именно работящий крестьянин, живший достаточно за счет своего тяжелого труда. Что такое националист - собственно, под это определение мог попасть представитель интеллигенции, духовенства. На счет бандитов - тут все понятно... На счет членов семьи - уже меньше. Помню в советского времени книге Г. Федорова, археолога, было описание работы литовского этнографа. Пришел в дом, где примерно неделю как арестовали семью. Сгреб все декоративно-прикладные вещички. Не удержался, посетовал русскому археологу, что вот как, семью всю сгребли. А на его ответ: а вдруг это пособники бандитов, тех самых, что в соседней деревне активиста убили? - ответил коротко. Показал на детское платишко и сказал: "Ну эта точно с бандитами не сотрудничала". Интересно, та девочка - выжила? Или лежит в безымянной могилке на таком вот кладбище?
А смертность среди ссыльнопоселенцев была. Не поголовная, возможно даже - меньше 12%, которые указаны в одной из статей.
Адаптация занимала много времени. Во время транспортировки особо уязвимы были старики, дети, а в период начала обустройства на местах - взрослые мужчины. Кормежка плохая, а работы много. Тяжелой работы.
Переселенец 2-й категории имел право на медпомощь и 7-летнее образование. Раз в 2 месяца он являлся на поверку к коменданту.
Переселенный по второй категории нацмен (эти литовцы в данную категорию входили), не имел право возвращения на родину. В 1948 г. был принят указ, запрещавший депортированным народам покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет. Но при этом представители депортированных народов не исключались из ВКП(б) и ВЛКСМ, не лишались избирательных прав. Вот это как понимать? Я имею ввиду членство в партии и комсомоле.
Снятия ограничений на перемещения пошли с 1956 года, и в 1958-59 многие из ссыльных стали возвращаться на родину. На начало 1960-х приходятся массовые отъезды. Сперва шли реабилитации, потом процесс заглох. Возобновлен был в Перестройку.

К тому времени, как разрешили возвращаться - крестьяне уже обжились. И, за исключением статуса врага народа по стилю жизни не слишком то отличались от колхозного крестьянина. Тот тоже не роскошно жил, и голодал, и в обносках ходил, и работал до седьмого пота - время то было тяжелое. Опять же - возвращение на родину депортированным разрешили скопом, без индивидуального разбора. Что снова говорит о том, что власть не считала их особо опасными.
А теперь зерна обиды всходят.
Одна из моих знакомых вспоминала: в Литве, уже в позднесоветское , подружилась с девушкой-литовкой. Ее родители отбывали тут, под Тимирязевым. Как стало можно - уехали. Так вот - они не говорили по-русски. Потому что звучание языка им напоминало время проживания в ссылке.
Каких времен наш поселок - военных (первой волны высылки) или послевоенных (то есть 1948 и позднее) я пока не нашла.
Вот фотографии кладбища.

читать дальше


Кстати о калмыках. В следующий поход мы через 56 участок поедем, вдруг, найдем их кладбище? Эти у нас точно с военной поры. Операция "Улусы" шла в после освобождения Калмыкии - в 1943-1944 году. Припомнили калмыкам сотрудничество с нацистами, дезертирство и службу на стороне врага. Опять же - всем скопом: и женщинам, и детишкам. Русским бабам, если были женами калмыков. И, кстати, если калмычка была замужем за русским - ее эта чаша миновала. 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, и в 1957-1958 гг. им было разрешено вернуться на родину. Даже национальную автономию восстановили.

17:56 

86 квартал.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Поселок 86 квартал - наследие эпохи леспромхозов, когда в тайге создавались мощные поселки с удобными домами, клубами, магазинами, школами и детсадами. Жизнь такого поселка показана в фильме "Девчата", например. Они вырабатывали участки леса, разбитые на кварталы, делали восстановительные посадки и... исчезали. 86 квартал - исключение, но неполное. После буйных и роскошных 1960-х поселок сильно сдал. Клуб разрушен. В школе вместо 400 детей учится 6 младших школьников. Учительница одна, она же директор школы. Старших возят на специальном автобусе в Березкино. Это через тайгу - километров 12. Есть фельдшерско-акушерский пункт, пара магазинчиков. Есть частная лесопилка. А еще есть тайга - пусть восстановленная, но все же изобильная, в озерах - рыба, на болотах - клюква. На лося можно ходить, а можно - на медведя. Но большинство предпочитает тихие охоты: грибы-ягоды в изобилии.
Оставляли после себя поляны обширных размеров, иногда - кладбища. В окрестностях Томска было несколько леспромхозов. Зачинали их, разумеется, не столько ударники соцтруда, а ссыльные. По словам одного из бывших жителей поселка: "Много их тут было: и литовцы, и эстонцы, и латыши, даже калмыки: но те дальше, на 56 участке были. Они умерли все"...
Старая карта, на которой хорошо видны лесоучастки.

В общем, узнав о наличии возле 86 квартала брошенного литовского кладбища и задумали мы поехать туда.
С дорогой сперва не думали мудровать: есть дорога с шоссе мимо Тимирязева, дак по ней.
А это наш трек.

В общем, чтобы потом не отвлекаться от достопримечательностей, опишу путь.

Из Северска через Эушту, Нижний склад и Тимирязево выбрались на нужную нам трассу, и поней поехали в сторону нашего вожделенного поселка. Указатель обещал 32 километра, на деле вышло около 22-23. По дороге мы миновали весьма мажорский поселок Примыканье, а за ним следом закончился асфальт. Пошла сперва гравийка, потом вовсе приглаженный грейдером песок. Дорога хорошая, хотя и автомобилисты жалуются, что в великую сушь в песочке буксуют. Что до нас, то мы поставили широкие колеса, и это слегка облегчило задачу. Но нас все равно заносило и дорога оказалась тяжелой. По дороге встретилось много машин - народ пошел грибы брать. Но это не мешало нам встретить по пути дикого зверя. Отсняли его, насколько могли и двинули дальше. По пути пересекли нефтепровод. А после него вскоре - как раз и поселок.
читать дальше
И все было бы хорошо, если бы не появилось у нас желание вернуться через Березкино-Зоркальцево и т.д. Чтобы меньше ехать по трассе. Встретившийся в деревне товарищ, дельно объяснивший, где найти литовцев и проч, про дорогу сказал, что давно не ездил, но дорога есть.
Мы посетили достопримечательности и двинули через лес. Вообще лесная дорога нам предпочтительнее песчаной, хоть песка в сосняках нам хватает. Доехали до р. Еловки. За нейразвилка. Наш консультант рекомендовал правую, хотя левая была короче. Поехали по правой. И вот едем мы, едем, смотрим по навигатору дорогу - и вдруг понимаем - ну вот явно не туда движемся, а развилок нет! Вернее есть, и мы на нее даже свернули... И не туда. Поблудили - видно на треке рожки - и даже лешего помянули. Я (чем черт не шутит), посоветовала мужу посмотреть спокойно на большом масштабе, а сама ему наизнанку бейсболку вывернула. И что же. Сразу поняли, куда ехать, но дело было бесполезное. Лесоповал изгадил нафиг дорогу и она, как это бывает с лесными дорогами, заглохла до непролазной. Решили вернуться к Еловке и стать на вторую дорогу. По пути сообразили, что пересекающий нам путь нефтепровод ведет туда же, и это будет чуток короче, чем вернуться на развилку. Вышли на второй путь и вскоре забурились а) в болотце, б) в развилку, где наша дорога вся была завалена партизанами. А время близилось к шести, надо домой засветло...
Решили не испытывать судьбу, а двинуть назад по нефтепроводу. И дальше по той дороге, которая нас сюда привела.
В общем-то, очень даже ничего дорога, но постоянный песок выматывает. И - в самом конце - длинная, метров 20 - лужа, которую мы, обозлясь, пошли брать в брод. Водичка теплая и чистая. Перешли.
читать дальше

И вынырнули мы на дорогу, которая шла почти по трассе бывшей узкоколейки, почти в самом ее начале. И километров 18 пилили по ней, наперегонки со временем.
Ну ничего, нормально так выбрались.
Теперь о поселке.
Сейчас много пустых мест, на которых раньше стояли дома, клубы. Много брошеных домов.
Но есть и жилые дома.Одной из достопримечательностей является Эверест - смотровая вышка высотой 35 метров. С нее оглядывают окрестности на предмет пожаров. Вообще на нее можно забраться, но мы нверх не поелзли - во -первых, потому что высоты я боюсь, во-вторых, время уже было хорошее, надо было домой ехать.
читать дальше
После кладбища мы снова вернулись в поселок. Пытались воды добыть, но так и не разобрались с водокачкой. Не то тянуть рукоять, не то толкать, не то вертеть. Вода есть, но где-то внутри, наружу только капает.
86 квартал. Общий вид. Только что миновали стадо коров.
читать дальше
Про кладбище отдельным постом - зело много фоток.

17:37 

Кокетливое кладбище. Введенское. Продолжение.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Чтобы не совсем пустой был пост - историческая справочка.
читать дальше
Отсюда, там еще схема есть.
www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/vvedenskoe-...

Собственно, я собиралась дойти до Восточного входа, посмотреть на план и оттуда танцевать. Но указатель говорил: к французским летчикам.
Ну, галантные парни из "Нормандии-Немана" мне были известны со времен "Воздушного извозчика" и "Чучело-чулело, ты меня подвело!" - лет с 5.
Но вот кого я не ждала там увидеть - так это лежащих под гордым монументом ребят из Великой армии Наполеона. Но они там, лежат, рядом с соотечественниками, занимавшими благотворительностью...
Мы находимся на земле Франции.
читать дальше
Потом я пошла назад, мимо разваливающейся часовни.
читать дальше

Ну вот, такое это было кладбище, на которое я обязательно еще раз приду. Правда, не знаю, когда.

Дневник велосипедистов

главная