Снова Кемерово. Путь назад

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Даже если ты был в городе всего год назад и уже ходил по этим местам - все равно, можно найти что-то новое. Например, на аллее Славы появилось новшество - в витринах выставлены музейные экспонаты. И я, например, как музейщик, сильно заволновалась: ну, наверняка, не основной фонд. Но ведь подлинники? А как сохранность? И т.д. Посмотрела стекло - толстенная органика - кое-где царапины видны, которые на обычных стеклах не бывают.

Или вот - прямо напротив аллеи Славы построили к острову понтонный мост. Там расположен чуть ли не главный пляж города. Впрочем, пляжей нормальных в Кемерово нет, и этот не ахти. Но мост хорош. Он пружинит и покачивается под ногами, идти по нему удовольствие.

Или вот нашли больницу им. Подгорбунского. Сергей сразу сказал: хоть табличка и на терапевтическом отделении, а он - хирург. Хирург - как выяснилось, вообще очень много сделавший для хирургического дела в области.
Ну или мелочи всякие - тут граффити, там оригинальное оформление магазина...

А то люди. Пока мы гуляли по набережной - еще одного велотуриста увидели - вряд ли местный с велика будет так самозабвенно снимать что-то.
А вот лыжница и ее тренер. Девчонка каталась по набережной бесконечно. Тренеру не нравилась скорость, грозил бросить бутылку с водой под горку, мол - хочет пить - пусть назад едет.
Приезжий
Вообще, понимаешь, что ы этот город еще очень мало видел. Вот, уезжаем, причем по тому пути, которым проехали сюда. И сколько увидела.

Прощай, Кемерово.

Кемеровский ботанический сад

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Еще одно место, которое осталось без нашего внимания в прошлый визит - Кемеровский ботанический сад.

Находится он тоже в центре, но это тот случай, когда свернув чуть-чуть с магистрали, попадаешь в очень странные районы. Однако, сад мы нашли и умудрились войти в него с черного хода. Впрочем, весьма обустроенного черного хода.
Идем, навстречу движется мужчина. Очень удивился, кто нас сюда пустил и провел в сам ботсад. Экскурсии нам не полагалось, хотя вот тут она не помешала бы. Сережа - врач, я вообще историк, посему мы наверняка не рассмотрели и не поняли многое из того, что нам предоставлялось узнать в экспозиции. Ну что, выдали нам билеты, объяснили, что теплицы три. Одна - собственно ботанический сад. С зонированием по регионам, с этикетками на деревьях и т.д. Две другие теплицы - это места, где в день свадьбы-юбилея-дня рождения можно устроить фотосессию, и закусить. Ухожено, убрано, оригинально. Ботсад также торгует цветами живыми и свежесрезанными, луковицами, а также огородными семенами. В общем, выживает.
Ну, забавно было посмотреть, как выглядят араукария, банан и многие известные растения из флоры Средиземноморья. Но это был единственное место, когда отсутствие гида ощущалось остро, острее некуда...
Итак, вот что вышло из нашего посещения. Старалась отснимать так, чтобы потом можно было бы идентифицировать зоны и соотнести фотографии с названиями растений. Однако, снимки жуткие - места мало, и моя мыльница чаще всего не могла захватить все красоты. Потому, пожалуй, ограничусь я изображениями из второй теплицы, устроенной именно для фотосессий, а если будет интерес - то уже подробнее размещу фотографии.
Вышли мы через реальный вход.

Отдел природы Кемеровского краеведчесого музея

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Прошлый раз мы не посетили отдел природы ККМ. Он был закрыт на реконструкцию. Так что на логичный вопрос: "А что мы будем в Кемерово делать?", ответ последовал незамедлительно: " В отдел природы пойдем!"
И пошли, едва только пообедали в полюбившемся с прошлого года "Блоке питания".
По пути временами запечатлевали виды города - в прошлый год фотографировали,, но иногда просто сил не было не щелкнуть затвором. Ну вот, например, как мимо Михайло Волкова пройти, если в Кемерово он мне самый родной и любимый человек? Ну, и не только. Иногда что-то новое видели.

Но не в этом суть. Отдел природы ККМ - это нечто! Во-первых, потому что первый раз вижу, чтобы под отдел природы отводилась такая площадь. Во-вторых, при таких природных богатствах территории - коллекции тоже закачаешься - хотя бы окаменевшие деревья из угольных шахт! А странное образование в виде диска! А затонувшая под еще не существовавшей деревней Шестаково семейка сибирских пситтакозавров! Чучела животных тоже местами представлены живописно. Но зоопарк с рептилиями и насекомыми - тоже интересно.
Сразу скажу - витрины с минералами очень сложно фотографировать - стоят у окон, против света камни не смотрятся.
Опять же, не всех динозавров можно фотографировать, тот же запрет на всю палеонтологическую коллекцию. Но то, что можно снимать - дает представление о том, что из себя представляет этот отдел.
А вот и жемчужина коллекции - сибирские пситтакозавры. Нашли разнополую и разновозрастную группу, более 10 особей - видимо, попали под проливной дождь, образовалась жидкая грязь, которую они пытались перейти и завязли :(. Увы, большубю часть скелетов, в том числе детских - нельзя фотографировать. Равно как и окаменевшие черепа сибирских крокодильчиков...

Вот какой динозаврик.

Кемерово - 2016

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Идея оставить основной багаж в Писанице и скататься налегке в Кемерово пришла мужу в голову еще на стадии подготовки похода. Сперва была идея съездить и вернуться в один день - там примерно 50 километров до Центра. Потом возникла мысль - а почему бы в гостинице не пожить ночь? В результате мы прожили в гостинице двое суток. Расстояние Писаница - гостиница "Дружба" на ул. Терешковой - 66 км.
Еще несколько расстояний: до границы Кемеровского района - 38, до границы города - ровно 40, как обещал дорожный указатель, а до кладбища - 42.
Но все было не так просто. Накануне как я писала, было холодно и сыро, и прогноз на вторник обещал облачно-малооблачное небо с периодически льющим дождем. Мы позвонили в гостиницу и собрали вещи, но не знали, поедем ли.
Однако, утром было достаточно солнечно и мы рискнули.
Мы уже почти доехали до Пещерок, когда нас взялся обгонять какой-то автомобиль. Бог бы с ним: он ехал быстро, но не стремглав, и дорога была пустая. Но он решил еще и посигналить. Я шарахнулась на обочину и навернулась там довольно капитально. Ободрала ладони, правую ногу, подрала водонепроницаемый мешок, приспособленный на бгажник вместо рюкзака... И тут вспомнилось, что аптечку мы не взяли... Сергей был готов повернуть назад - мы без аптечки не ездим даже на тренировки! Я готова была плакать и умолять не поворачивать. Тем более - падаю я нередко и никогда раны не обрабатываю. Кровь смоет грязь, а я потом ототру кровь. И мы поехали дальше.
Дорога до Кемерово неоднородна. До Пещерок идут горы - иногда крутые, но чаще - пологие и длинные. Потом начинается равнина, спуск к Подьяково. А потом дорога идет вдоль Томи и ровна и прекрасна: с одной стороны река, в другой - возвышается надпойменная терасса реки. У Верхотомки снова начинаются горы, но и до Кемерово остается километров 5.
Проехали мы до Кемерово часа за 2, не больше. Въехали - мимо кладбища, колонии и - по ул. Егорова до Инициативной. Сергей сказал, что кроме тех закоулков, по которым мы ехали прошлый раз, к Кузнецкому мосту ведет другая дорога. Она чуть более длинная, но идет по широким улицам. И мы решили ее посмотреть.
Не пожалели. Она идет через Кировский район, и район этот оказался большим, благоустроенным и интересным. Мы взялись его фотографировать, и mtv выдали себя с головой как туристов.
Как музейный работник заявляю - если ты работаешь в музее и видишь туристов - у тебя сперва срабатывает рефлекс экскурсовода, а потом ты уже начинаешь соображать, что люди пояснений не просили :).
Директор экомузея Тюльберский городок, судя по одежде, вышла из дома за хлебом, но на нас среагировала профессионально. Остановилась, спросила, откуда мы, посоветовала посмотреть набережную и пригласила в музей. От нее мы узнали, что Валерий Макарович Кимеев больше не работает в музее - был освобожден от должности и теперь уехал в Шорию, будет жить там. Хранитель - Максим Голубев - по-прежнему работает там, как и другие сотрудники, а директор - новый. Ну, надеюсь, что Музей будет развиваться дальше.
После чего директор двинулась своей дорогой, а мы - указанной ею улицей - на набережную... Не пожалели, хотя выглядит сие место более запущенным, чем набережная в центре. В общем, возникла идея при следующей поездке в Кемерово обследовать Кировский vРудничный районы.
На въезде в Кемерово

Остатки старой пристани - видно, насколько понизился уровень реки со времени его строительства. За ней сразу - Горелая гора - был там подземный пожар, где Михайло Волков в 1721 году нашел каменный уголь. Кстати Кемерово - это, в переводе с местных наречий, Горелая Гора.

Поход 2016 года. Общие сведения. Первые два дня.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Весь год мы готовимся и ждем этих неполных двух недель. Поехать куда-нибудь надолго, увидеть новое, пожить в палатке и гостиницах, набраться новых впечатлений.
В этот год планы резко скорректировались - Сергей перенес операцию по пересадке хрусталика, в результате запланированная на июль часть путешествия в Мариинск накрылась медным тазом. Остался Август - поездка на фестиваль "Спас на Томи" в Томкую Писаницу, и вокруг... Я настаивала на том, чтобы посмотреть Тайгу (город транзитный, потому мы либо в одну сторону спешим, либо в другую). Сергей (и не он один :)) тосковал о Кемерово - при всей молодости этого города, а также развитой промышленности - с вытекающими последствиями - город этот нам очень понравился в прошлом году. И кое-что мы не досмотрели...
Итак, что вышло.
Расстояние - 337,5 км, по сумме вышло - меньше 15 тыс. рублей, время, когда мы крутили колеса - 23 часа. Остальное время мы нахаживали неучтенные километры по Кемерово, Писанице или сидели на фестивале.
Ну, в общем...
Поход этого года оказался скромным. Начался он 7 августа, завершился 16. Не совсем верно будет обозначать маршрут как Томск - Тайга - Писаница-Кемерово - Писаница - Тайга - Томск. Потому как дорога от Томска до Тайги в обе стороны преодолевалась электричкой. Первый раз - потому что прогноз на понедельник был прискорбный (и оправдался) - становиться на длительную стоянку под дождем - дело неблагодарное. Потому что Татьяна Александровна уехала из Иткары в санаторий с дочерью. Можно было, конечно, сделать лишние 30 км до Яшкино или заночевать в палатке - но хуже, чем застрять в Яшкино на дождливый день - застрять в Иткаре в палатке. :) Решили, что нечего строить из себя рекордсменов - для нас велосипед - это транспорт в первую очередь, а не средство самоутверждения (вернее - в этом качестве он вторичен). И потому едем до Тайги электричкой, а потом становимся на колеса и лагерем - посуху и в теплый день.

Итак, утро. Выехали.
Вагон оказался вельми неудобен и вдобавок - воскресенье. На дачи ехали все, кому не лень, и кому лень... Мы поставили велики в тамбуре и простояли всю дорогу возле них - временами удерживая от падений, пару раз - отодвигая от проходов, если платформа оказывалась слева от поезда. 100 км. - 2,5 часа.
Так что в Тайге, прежде, чем двинуться, пришлось немного посидеть. Заодно пообедали - буфет там вполне себе нормальный с точки зрения качества продукции. Не ресторан, однако, вполне съедобно.
И встали на дорогу. Сперва выезд за пределы Тайги, потом около 30 км. гравийки - я уже жаловалась на покрытие. В жару - меловая пыль, в дождь - плохо отмываемая меловая грязь.
Однако, едем, без эксцессов. Сухо и немного транспорта.
Потом добрались до Яшкино и двинули дальше. За Яшкино, как известно, три горы, и прошлый год я на последней подохла. Впрочем, подохла я на ней после того, как накануне доскакала до Иткары, а потом были еще подъемы перед Яшкино. Так что на сей раз я добралась до вершины горы без приключений.
А как горы проедешь - до Писаницы уже меньше 20 км.
Так что долетели мы до нее довольно рано - в три часа уже точно были на месте. Очень хотелось в реку и поскорее завершить труды праведные с постановкой лагеря. Но в Писанице шел фестиваль ретроавтомобилей, так что... Толпы народные и на Поляне праздников тоже люди.
Нами заинтересовались - вроде бы, велосипедисты из Томска тут не редкость, но народ по-прежнему охает: "Из Томска? Что, правда?"
Наконец, народ снялся, и мы, успевшие начать ставить палатку, двинулись мыться.
Вообще, мы хорошо отработали нашу экипировку и снаряжение. Нашли хороший шампунь. И мылись в реке.
Итак, Писаница в воскресный день. Вернее, это подъезды к ней, в саму Писаницу мы в этот день не успели.
А это наш бивак.
Утро было еще терпимым. Мы съездили в Колмогорово за продуктами, а вот потом началось. Был даже долгий проливной дождь, очень холодный. В общем, мы не смогли выбраться в Писаницу до вечера.
Проехали, с удовольствием отмечая новшества, а именно: обозначенные велодорожки, знаки и парковки для великов.

Вот такой вариант велопарковки мне жутко понравился.

Сургутский областной краеведческий музей

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Собственно, правильнее было бы сказать - Музейный центр, потому что под одной крышей и на очень большой площади находится два музея - Краеведческий и художественный.
Я должна была с аэропорта ехать сюда, но что-то подсказало мне, что надо сперва музеи посмотреть спокойно, а уже потом думать о еде и ночлеге. В результате я поехала прямо в музей и прошлась по ним спокойно и с удовольствием.

Строилась эта громада под торговый центр, но предприниматель задолжал городу, и было принято соломоново решение: он отдал здание под музеи, а ему простили долги. В общем, теперь очень добротное и просторное здание.
Художественный музей находится на третьем этаже, и в нем категорически нельзя фотографировать. А жаль. Во-первых, потрясная совершенно выставка к косторезного промысла, во -вторых, потрясающее по решению экспонирование археологии.
В общем, обычно культовое литье рассматривается с точки зрения истории - и, кстати, в нашем музее тоже - и раскрывается по принципу: это археологическая культура, которая имеет распространение тут-то, в такие-то годы, у нее вот такое оружие, такое вот хозяйство, вот такой тип мировоззрения и самое известное там - это культовое литье. Я, наверно, после 8 марта отсниму нашу выставку и покажу.

А тут искусствоведы решили, что надо говорить только о шедеврах. И в черной-черной комнате в витринах размещены шедевры, над ними - плазменные экраны с показом ведущих текстов - что то или иное изображение может значить - и вырезанные из бумаги огромные изображения зверей. Не знаю, как назвать это - не то оригами, поскольку они объёмны, не то карвинг. Но классно. Играет музыка - не знаю, к сожалению или к счастью, но не горловое пение, иначе было бы полное погружение в нижние миры. Это непривычно, это изящно. Это... Ну, не хуже, чем у нас, а в некоторых местах берет новизной...
В общем, за неимением лучшего, помещаю афишу, она дает хотя бы отдаленное представление о бумажных зверях и совсем уж отдаленное о кулаёских предметах

В завершение о художественном музее: была привозная выставка Пикассо и Дали - акварели, гуаши и графика. заплатила за это деньги (ну, вы же понимаете, что как музейщик я хожу на большинство выставок бесплатно), я не пожалела об этом, мне даже очень понравились некоторые работы. Увы, я не искусствовед, я не настолько тонко чувствую такое искусство, чтобы полной мерой насладиться им.

Но первые два этажа - это мне как раз понятно.
В общем, про войну, наверно, я отдельным постом и сразу про два музея. Я про стационарную экспозицию.
Это классический краеведческий музей, то есть тут не только про историю говорят, тут и про природу тоже. И начинается с образования территории и с ответа на вопрос, почему тут динозавров не находят (ответ банален - тут море было, и есть обитатели моря, современные наземным динозаврам и даже старше их...) А заодно откровение, что черная нефть - это банально для территории Сибири, а нефть, добываемая на Ближнем востоке может быть и цвета мочи печеночного больного - красновато-желтая.

Резюме - посмотреть было интересно, хотя оборванная на 19 веке история слегка удивила.
Из недостатков моего репортажа.
Два мужика в витрине портреты двух декабристов, которые очень много сделали для просвещения края. Это В.К. Тизенгаузен и А.И. Шахирев.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Очень подробная статья о Тюльберском городке от автора.
www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/Vest1...

Сургут

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Итак, славный град Сургут был посещен мною ради семинара, на котором я выступала чуть ли не в качестве ведущего специалиста. Мне дали час на выступление, я, кажется, уложилась в меньшимй срок, но никто не обиделся. Кроме меня выступали и сургутяне из краеведческого - по 15 минут, и сотрудница Ханты-Манситйского музея Природы и человека - во многом повторившая сургутянку. Но у этой тоже был час.
Я почти не посмотрела город - впрочем, старины там немного, а больше застройка старше 1960-х. Даже так - 1980-е, 1990-е и 2000 рулят.
У города Сургута была сложная история: основанный в 1594 году (на 10 лет старше Томска), он стал форпостом. И наши Нарым (1596 г.) и Томск (1604 г) основаны сургутскими служилыми людьми. Но если Томск рос и крепил свою экономическую мощь (Не удивительно, он стоял на главном пути - Сибирском тракте), то более северный его сосед оказался в стороне. И постепенно терял свое военное и экономическое значение. В конце-концов он оказался заштатным городом Тобольской губернии, а в советское врея низведен до села.
Если бы не открыли месторождения нефти, наверно, Сургут и Нарым были бы сопоставимы меж собой.
Но нефть открыли, и село сперва стало поселком, а в 1965 году обрело статус города, и стало расти. В результате в нем сейчас без малого 400 тыс. населения, он больше Ханты-Мансиийска, который столица сего автономного округа. В него тянутся туристы - ибо - отец городов Сибирских. Ну, или один из отцов.
Город богатый, это и видно.
И очень молодой.

Чтобы напомнить миру, что город этот стар, а земля эта и до русских историю имела - есть тут музеи. Самый, пожалуй, интересный - это "Старый сургут". Это не совсем музей - а туристическо-развлекательный комплекс. Официальный статус - Историко культурный центр. Это историко-этнографический комплекс, расположенный в живописном месте центральной части города на берегу реки Саймы. На территории находятся 14 деревянных домов. Все они представляют собой реконструкцию старых зданий, когда-то стоявших в различных частях города, но впоследствии собранных в единый архитектурный ансамбль. Историко-культурный центр "Старый Сургут" дает наглядное представление об историческом облике, который имел Сургут на рубеже XIX - XX вв., и открыт для посетителей с 1999 года. Впрочем, не достроен, и развивается. Церковку срубили, башни и стены острога рубят.
У входа стоит Черный Лис. Любимец Сургута и сургутян - символ истории, культуры, всего. Как пришел с герба, так и красуется повсюду.

Фотка не моя, поскольку снять его с выгодной позиции не смогла.
Я попала в этот комплекс под занавес рабочего дня, да еще в их выходной. Мы отработали программу в доме купца Клепикова, и я задала организатору семинара Людмиле Васильевне Степановой невинный (казалось бы) вопрос: а можно, пока народ пьёт чай и разъезжается, я сбегаю быстро в "Старый Сургут". В результате она позвонила, договорилась об открытии ряда выставок для меня лично (выходной у них был). Обычно это я по завершении рабочего дня жду гостей на выставке. Было неловко, но сургутяне водили меня с экскурсией, рассказывали с азартом, будто я пришла в разгар рабочего дня и они не хотят домой. Спасибо им.

Раз уж я начала про Лиса и Сургут, то и продолжу про эту нечаянную радость.
Я посетила выставку о казачестве и ряд выставок по генеалогическим материалам. Еще бы коренных народов - и счастье было бы полным, но я уж не квакала. Приеду в другой раз, начну со Старого Сургута.
В общем, казачья выставка расположена в крохотном домике, но она настолько выразительна. Особенно 3Д модель Сургутского острога. Поскольку мои кадеты сейчас такую же деревню строят, то я смотрела внимательно.
Итак, заходишь в рубленный дом, перед тобой слева комната малая, потом вторая, а далее нарисован казак - но оружие у него настоящее. Справа - очень объемная диарама про Ермака с картины Сурикова, потом макет Сургутского острога, а далее изображение остяка с реальным оружием. Всё добротно и интересно, но в центре экран. Распахиваются ворота, и стреляет пушка - домик аж дрожит. Внутри ездят всадники, кони ходят, бабы есть. Постройки явно должны у посетителя вызывать радость узнавания: вот она крепость Всех святых Сибири - а вот её 3Д модель. Можно зайти в храм - иконостас брали с иконостаса 17 века. Можно за пределы острога выйти - там рубленный посад. То есть на дворе уже никак не 1594, а что-то постарше. Томск уже тоже стоит.
Ну, большая часть снимков - мои потуги снять живые картинки.
Еще один Лис.

Про краеведческий музей и Клепикова потом.

Я была в Сургуте

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Создай свою Карту Путешественника!

Летние рыцари.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Исправленный и дополненный отчет о поездке в Тюльберский городок.
velo.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=28502

Лето близко.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Очень дельный блог с очень интересными материалами.
navigation-dip.livejournal.com/1349.html
Вот еще.
inkhazadum.ucoz.ru/blog

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Обнаружила, что летом не написала по горячим следам об одном замечательном музее в Кемерово. Ну что же, зимние каникулы предоставляют время для такой мелочи.
Так получилось, что краеведческий музей в Кемерово располагается в разных зданиях. Природно-палеонтологическая экспозиция была закрыта на реконструкцию, а военный музей находится рядом с памятниками военной тематики довольно далеко от музея. Ну как далеко - два квартала по Весенней в сторону Набережной.
Вообще, нельзя не признать, что расположение музея очень удачное.
Во-первых, эта часть Весенней - аллея славы. Особенно - начиная с последнего квартала это заметно. По переходу идёшь - дом уже оформлен соответственно.
Готовишься к тому, что тебя ждет место памятное.

Музей археологии, этнографии и экологии Кузбасса.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)

По логике вещей следующий рассказ должен был быть о Музее Боевой славы, поскольку это тожде - Краеведческий музей. Но именно музей при КемГУ компенсировал мое разочарование и чувство досады: вот мол, темой не злободневны для имиджу, и соотвественно, экспозиция беднее.
И был еще один когнитивный диссонанс. Томск богат ВУЗовскими музеями. И попасть в них вот так, человеку с улицы, просто зайдя и купив билетик, невозможно. Надо предварительно созваниваться, записываться, иногда - токмо группой. Музей Археологии и этнографии ТГУ хорош по фондам, но чтобы увидеть эти фонды в экспозиции? Когда делают выставки, они кунсткамерного типа, как правило.
А тут...
Во-первых, четко видно, что музей строился для студентов. Как сейчас вижу, что привели сюда студентов и читают им лекцию по археологии. Комплексы размещены так, что видно: вот один археологический период, вот характерные для него черты. Вот другой, внутри него выделяют вот такие культуры, и видно, чем та или иная сообщность жила, занималась и чем от другой отличалась. Жилища, занятие, культура, погребальный обряд и т.д.
При этом схемы дополняют интересные подлинники. Некоторые комплексы вызывают мысль о том, что неужели все, что не нарисовано - подлинное? Или все же волосы там не настоящие?
Во-вторых, художник в этом музее явно был и работал в компании с научными сотрудниками. Есть очень симпатичные попытки реконструкции, есть разной степени художественности манекены.
В-третьих, техника. Камеры видеонаблюдения вместо смотрителя (правда, большинство экспонатов - в витринах, просто так не уведешь). QR- коды, и т.д.
Сами работники считают, что музей маленький и скромный. Но на фоне краеведческого (невоенной части), они реально смотрятся интересно.
Итак, вот фотографии из музея.
А далее идет этнографическая часть.
Помнится, на этнографии нам продиктовали 33 народа, (или 36?), которые считаются коренными. А на контрольной просили их написать по памяти, при этом положительная оценка начиналась после 20 перечисленных. Так вот, народы Кузбасса тоже вельми многочисленны, причем выделили некоторые как отдельный этнос довольно поздно. Собственно, выделяют там три тюркоязычных этноса: шорцы, телеуты и татары. Но ведь внутри себя эти этносы тоже распадаются на подгруппы. Так Тюльберы - это скорее все же телеуты, хотя их и татарами зовут, а калмаки - это татары, смешанные с телеутами. И т.д.

Кемерово. Краеведческий музей.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
У музейной сферы Кемеровской области среди специалистов высокая репутация. В первую очередь - благодаря экомузеям, типа Томской Писаницы и Тюльберского городка. Потому визита в Кемеровский краеведческий музей я ждала с нетерпением. Но видно, удача была не на моей стороне. Во-первых, потому что отдел природы и эксплораториум были закрыты на реэкспозицию, а во-вторых, потому что ожидания от краеведческого музея были так велики, что не оправдались.
Музей невелик. По сути дела - это два зала - один неправильной формы, так что его можно рассматривать как два или даже три, но маленьких, а второй - выставочный. В нем располагалась выставка шоколада, коммерческая.
Фотографирование в музее бесплатное.
Археология представлена буквально двумя витринками и двумя кубами, а этнография - парой комплексов.
Дальше, насколько позволяет пространство, идут комплексы по темам:
Строительство острога, открытие месторождений угля в Кузбассе, Этнография русских, Сибирский тракт, Почтовое дело в Кузбассе, Развитие промышленности в Кузбассе, Кузбасс в Советские годы (Кузнецкий металлургический комбинат и разработка угольных месторождений), Кузбасс и Космос, Подарки А. Тулееву.
В качестве объединяющего мотива использованы наличники, баннеры по комплексам, на их фоне представлены предметы. Этикетки вынесены на турникет.
Среди советских экспонатов интересен комплекс вещей академика Бардина, того, что поднимал Кузнецк. Интересна и космическая страничка - настоящий скафандр (правда, не леонова), вещи, еда космическая - старая и сеодняшняя. Последнюю можно купить - по космическим ценам.
Тут же мини-выставка - Музейный взрыв - старые предметы подвешены к потолку и довольно неплохо соседствуют со скафандром.
Не скажу что плохо - скорее - хорошо, но мало. Уже то положительно, что не попытались в зал все втиснуть и не перегрузили экспозицию вещами.
Есть разные местечки, где детки, пока родители ходят по экспозиции, могут поиграть: сложить пазл, порисовать.

Но что интересно - это то, что от музея по всему Кузбассу ездят экскурсии, рассчитанные на день. Посещение музеев, экскусия по городу, питание - все включено. Программа анонсируется заранее...
Однако, мы не поехали по двум причинам: на дворе было воскресенье и мы не планировали другие выходные в Кемерово. И потом... все места были на ближайшие выходные раскуплены.
Приятное впечатление произвела выставка художника Кирчанова, который много писал по этнографическим мотивам. Такая добротная живопись советской школы. Собственно, в музее Археологии и этнографии были картины, похожие на его работы. Я даже поинтересовалась - не его ли. Нет, другие. Писали шорцев и телеутов.
В общем, музей в исторической части невелик, динозавров мы не увидели и чувство некоей неудовлетворенности осталось. Но нельзя сказать, что и поучиться у кемеровских коллег нечему. Однако... пожалуй, это самый сдержанный отзыв из всей серии моих впечатлений.
Но.как говорится, талант и фонды - это одно, а деньги - они не лишние. Музей боевой славы Кемеровской области - это отдел Краеведческого музея. Но явно более важен руководству, были приглашены местные художники, денег потрачено на создание экспозиции больше... В общем, музей на Притомской набережной меня приободрил.

Снова в Кемерово. Красная Горка или визитка города.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)

Вернулись мы в Кемерово в субботу в середине дня, но пока приводили себя в порядок, устраивались и т.д. - время за 4 перевалило. Я с чего-то решила, что в Краеведческом музее застряну надолго, а он до 19 работал. А Красная Горка, которую мне настойчиво рекомендовали, до 21! В общем, поехали мы на Красную Горку.
По правде сказать, лучше бы наоборот: как выяснилось, краеведческий музей в Кемерово невелик и особо много времени на ознакомление не потребовал. Красная Горка заслуживала более свежих сил, чем у нас были. Но что сделано.
Еще въезжая в город первый раз мы увидели памятник Эрнста Неизвестного "Памяти шахтеров Кузбасса". Большая аллея, с красивыми клумбами, и с монументом в конце. Позабавил туалет, стоящий в самом начале аллеи - тогда мы к ним еще не привыкли.
И вот когда проходишь по аллее, понимаешь, что шахтер повернулся лицом к городу, а к аллее спиной. Но пройдя мимо памятника видишь город - с мостом, с промышленной частью, дымящими трубами и факелом, с Томью. И некоторое время на памятник ты не смотришь, а смотришь туда же, куда смотрит шахтер. Погибший шахтер. Не знаю, вкладывают ли кемеровчане в этот памятник этот смысл, но для меня этот памятник - именно заупокойный мемориал, очень трагичный. Памятник этот виден и с того берега Томи, правда, хороших снимков мне не далось сделать - все разы мы бывали на набережной в погоду ненастную.

С аллеи указатель призывает свернуть вбок и дошагать до Красной Горки. Мы шли долго - мимо увитых зеленью изгородей и обычных бараков. Это остатки иностранной голландской колонии. Тут, говорят, на пару недель раньше все зеленеет.
Идти надо долго. Но забавно, что до нас тут только что прошла свадьба, и путь наш был усыпан лепестками роз.
Надо сказать, что история развития угольной промышленности в Кузбассе, конечно, уходит корнями в 18 век к Михайло Волкову, открывшему Горелую гору, но собственно в Щегловске вешкой является создание Копикуза.
читать дальше.
После революции на территории Щегловска была основана колония, во главе которой стал голландец Рутгерс. Он основал тут АИК "Кузбасс", предприятие, которое имеет короткую и спорную историю. Но тем не менее - Рутгерса в Кемерово чтут, назвали его именем улочку рядом с колонией, в здании разместили музей города... Подробнее вся эта история - тут: www.karate42.ru/index.php?id=785
Музей делится на три части. Внешнюю: угледобывающая техника, аллея городов Кузбасса, пара статуй, фотовыставки и святая Варвара на смотровой площадке), надземную (История города) и подземную - имитация шахты. В последней водят экскурсии всем желающим.
Сразу становится ясно - музей есть визитная карточка города, ритуально обжитая часть музейного пространства, идеологически востребован и все такое.
Сюда водят гостей и делегации, тут подчеркивают, что по степени влияния Голландии на историю города Кемерово занимает третье место в России, тут стоят сувенирные боты голландца на фоне меленки.

Делать музеи молодых городов сложно. Документы-фото-тексты. Художник решил поставленную задачу, но, по правде, не хватало экскурсовода. Интересно, многие посетители внимательно рассматривают стенды и читаю тексты? В Северске - пока живой человек не вмешается, большинство посетителей проходит от вещевого комплекса к другому и жалуются, что мало.
Образцы формы горных инженеров. Много, но не все хорошо вышли.
Вот по правде интересно у них с фотографиями вышло на улице. Вид, историческая справка. И за планшетом - город. Особенно если ты его уже успел увидеть - интересно смотреть. А все почему? Один модуль - один экспонат.
Фотовыставка тоже неплохо вышла. Стенды о Копикузе - также не перегружены, но вполне в традиции музея.
Лишнее подтверждение мысли, что фотки в музее должны быть немногочислены и крупные!
Наконец мы спустились в шахту. Она оказалась маленькой и закольцованной. Однако, стены - типа уголь, крепежи, потолки низкие и на головы посетителям надевают каски, поясняя, что красная - это шахтер, а белая - маркшейдер. Горный инженер. Белых касок меньше, большинство народа всегда в красных касках. Рядом раздевалка, и подробно рассказывается, что и зачем носит шахтер. Все продумано - не простыть, не ушибиться, не повредиться.
Напротив шкафчик - типа витрина. Запрещенные в шахтах предметы - открытый огонь запрещен. А лампы - по хронологии. От открытого огня (да, сетан взрывается, люди гибнут), до современных. Еще одна деталь. Про канареек в шахте. Птичка суетливая и небольшая. Травится быстро. Замолкли канарейки - эвакуируй людей. На западе канареек в шахты носили исправно. А в России не носили никого - дорого...
Следом сцена в старой шахте. С кайлом и тем силачом, который на карачках вытаскивал уголь из шахты. 250 кг за раз (даже по рельсам - это как?), 2 т. за смену, а рабочий день - не 8 часов.
В общем, завершается все весьма оптимистичным фильмом про открытый способ добычи, гигантскую технику, но все равно... не всякий уголь можно добывать открытым способом. Только тот, что залегает на глубине не более 250 м.

Квинтессенция. Экомузей "Тюльберский городок".

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
От Северска до Иткары -105 км, до Томской писаницы вышло 75, итого 180, до Кемерова от Писаницы - 42 км, да еще клади по самому городу 20. Итого 242. К ним надоприбавить еще 62. Формула счастья как исполнения мечты. Исполненная мечта стоит 304 км. по жаре и кемеровским горкам.
Мечта называется Тюльберский городок, экомузей. И счастье нежданное - я познакоилась с самим Валерием Макровичем Кимеевым, директором Тюльберского городка, бывшим директором Томской Писаницы. Челвеком, который создал Кемеровской области репутации интересного с точки зрения музейщика места. ru.wikipedia.org/wiki/Кимеев,_Валерий_Макарович
Мы нашли на сайте карту музея
и я ее пол-года изучала.
То, что обозревалось через ворота, и, тем более, по проходе, показало некое несоответствие карте. Не было воеводской избы, была самая настоящая современная бревенчатая постройка, в которой откровенно проживали современные люди. И даже надпись "Воеводская изба" выглядела студенческой шуткой. Однако кроме башен имелись и избы явно стилизованные прод аутентику. Башни были не все. Музей еще не достроен.
Но то, что было - будет ли соотвествовать моим ожиданиям?
Собственно, реконструкция типичного ибирского острога - это хорошо, но острога то тут как раз и не было. Меня волновала та часть, что на плане стоит под номером 2.
В общем, покуда мы смывали пыль дорог и переоблачались, вопрос меня не на шутку тревожил.
Но вот мы готовы и пошли к хозяину: ведите, мол, нас, грешных.
Поскольку мы представились как музейные работники, экскурсия была построена соответсвенно.
Показывая на плане то или иное строение, Валерий Макарович честно признавался, что части музея неравноценны для него. Вот археология - это прямо на том месте, где все стояло, а острог - потому что надо как-то осваивать университетскую базу, включать ее в музейное пространство. Потому избы частично ободрали, но понятно, какие они острожные. Башни - это да, сделано по-честному. Брались исследования археологов, которые копали. Ширина, Черной, Майничевой - и делались реконструкции. Например Никольская башня - это башня Томского острога. В отличие от той, что стоит на Воскресенской горе - более аутентичная. Александровская - это Сосновский острог, который копал в 1997 году в том числе и сам Кимеев. Но часть деталей привнесены от сторожевой башни в Иркутске. А проездная Борисоглебская - это отчасти Верхотомский острог, а отчасти - Кызымский. Что до Георгиевской - то это - Братский острог.

Заселение русской части острога еще впереди. Пока по настоящему создана только казачья караульная изба и упомянутые башни. В избе интерьер воссоздан, и сама она красива. Есть еще Аманатская юрта - для содержания заложников-аманатов. По правде сказать, выглядит холодноватой. Даже на те непритязательные времена.
В Александровской башни интересна экспозиция - остроги притомья, разные варианты изображений - от старых планов и чертежей до научных реконструкций.
На башню пускают полазать, чем мы не преминули воспользоваться. Она выходит на Томь и виды оттуда красивейшие.
Да, есть еще небольшая археолого-этнографическая экспозиция в павильоне: дань представлению, что музей должен иметь экспонаты в шкафах и находиться под крышей. Довольно неплохая коллекция, представлена стандартно, но это разве плохо?
Но самое главное - археология. Памятник этот был открыт еще до революции - землемером, которому показал памятник крестьянин Николай Бурдин. Потом о памятнике благополучно забыли все, кроме этого самого Бурдина. И он все же дождался, когда ученые мужи доберутся до исследований.
Памятник своеобразен. Ров, вал, жилища. Плавильные горны. Вроде бы поселение, но... люди там не жили.
в 10-12 веках на это место приходили тюрки для того, чтобы предать огню своего героя, помянуть его сообразно обычаям и уйти. Могильные курганы рядом были, городище - надежно защищенное по тем временам, с домами - было. Видимо, где-то рядом были и поселения - но они давно запаханы, этот памятник чудом уцелел.
По словам Валерия Макаровича тризны справлялись в домах, и, возможно, там и умершего кремировали. В последнее не верится. Негде ему там гореть, разве что вместе с домом. Наверно, покойного жгли все же на открытом воздухе, а вот тризну в случае непогоды справляли в домике. Домиков было найдено 9 штук. Один - круглый, другие - четырехугольные. То, что в них ели и пили сомнения не вызывает. Справа от входа (и слева от очага) была вырыта яма, куда после каждой тризны сгребали кости и бой посуды. В домиках было идеально чисто.
Сейчас на территории памятника восстановлены расчищенный ров и вал, стена (столбы вкопаны ровно в те места, где были несущие конструкции древней стены, высота, полагаю, все же предположительная. Два жилища - круглое и прямоугольное, место жертвенника и кремации, по этнографическим данным - помост для жертвоприношений. И литейная мастерская с кузницей. Причем камни в ней - подлинные древние камни, на которых ковали металл, в том числе и серебро ("Не знаю, где они его брали - заметил Кимеев, - Грабили, наверно").
Весь этот комплекс работал на погребение и прочие заупокойные нужды. Не закрыли еще и часть раскопа - сохранили бровку, зачищенные места. Но раскоп старый, оплывает и зарастает, Кимеев им крайне недоволен. С двух сторон к городищу вел конный спуск к воде - крутой и довольно неудобный с моей современной точки зрения.
Напротив аманатской избы реконструированы курганы - не на историческом месте, но такие, как надо - довольно высокие и продлговатые в сечении.
В общем, вот такой погребальный комплекс.

Хороший музей. Рекомендую.

На Тюльберский городок.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
В Кемерово мы еще вернемся. Я расскажу еще про храмы Кемерова, про сквер Жукова, и, разумеется, про музеи.
Но впереди меня ждет рассказ о самом важном для этой поездки месте, Тюльберском городке, и потому - последую логике нашего путешествия.
Еще 22 мы созвонились с Валерием Макаровичем Кимеевым, директором музея, договорились на 23 июля, но прогноз погоды нам подгадил. Кимеев, правда, успокаивал, мол, дождей особых нет, дорога укатанная, но мы решили дождаться гарантированного солнца.
И вот, 23 июля, утром, мы выехали.
Тюльберский городок находится примерно в 62 километрах от Кемерова, ехать к нему надо через Елыкаевскую развязку, через Елыкаево, Ляпки и Старочервово. До Старочервово ходят автобусы, что же до дачного городка и музея (они соседствуют), то можно на машине ехать, а нет машины или велика - идти пешком 8-12 км. Некоторые ходят. За 500 рублей можно не только музей посмотреть, но и в домике пожить, и в сауне посидеть.

Трасса на Старочервовов отличается довольно привередливым рельефом. Туда ехать труднее - ландшафт, конечно, постоянно ныряет то подъем, то низинка, но при этом тенденция к повышению преобладает. Среди спусков два повергли меня в легкий душевный трепет. Под Елыкаево мы не крутили педали, несясь вниз, примерно 4 км. А потом от детских лагерей и центра реабилитации наркозависимых - под длинный уклон на д. Ляпки, и через них - в Старочервово, все вниз и вниз. Оба спуска - подъема - 8%. Для сравнения - 6% - это довольно круто, но вменяемо, бывают и 14%, но они, как правило, короткие. А эти - длинные. Это было так резво, что невольно думалось: и какой же, блин, будет подъем из этого приятного спуска. Однако, забегая вперед, скажу, что у страха глаза велики. На обратном пути мы влезли на оба подъема, и, несясь под уклон, понимали главное: мы на пути туда не менее заунывные тягуны проходили. Особенно возле д. Журавлево - очень похожий спуск на те два. Ничего, живы!
Кстати, за Елыкаевской развязкой поток автомашин резко иссякает, асфальт хороший, обочины - тоже.
В общем, не удивительно, что Кемеровские велосипедисты тренируются на этой трассе. В субботу утром мы ехали обратно, и нам встретилось много спортсменов. В том числе тот впечатливший нас одноногий парень, который радостно попривествовал нас.
А вообще - логика Кемеровских дорог проста. Едешь на юг - будут пологие тягуны, дорога свернула и идет по надпойменной террасе - будет ровной и спокойной - пока не отвернет от реки или не наткнется на притоки Томи.
А еще там красиво. Очень. И нет ничего удивительного, что там много баз отдыха, детских оздоровительных лагерей и дачных городков.
И именно поэтому в пятницу там было тише, чем в первую половину дня в субботу: ехали на дачи, на отдых, детишек навещать.

Вот такая дорога:

Елыкаево - село, которое в списки достопримечательностей попало благодаря монастырю и православному девичьему детскому дому. Основание села относят к 1800 году. Название оно получило по фамилии одного из первопоселенцев. В 1911 году в селе насчитывалось 85 дворов и 490 жителей, в 1920 — 153 двора и 882 жителя, в том числе и обрусевшие тюльберы Баянской инородческой управы. Елыкаево входило в Верхотомскую волость Кузнецкого уезда, с 1924 года — в составе Кемеровского района Кузнецкого края.

Итак, монастырь. Сто лет назад здесь была женская православная миссионерская община, и работа для нее была - местные жители - тюльберы, тюрки, были не мусульманами, так что их торопились обратить в христианскую веру.
Потом монастырь закрыли и новый отстроили только в постперестроечное время. О чем и гласит летопись монастыря elykaevo.prihod.ru/letopis_monastyrja_razdel/vi....
А вот виды монастыря.

В настоящее время в Свято-Успенском женском монастыре 5 монахинь и 3 послушницы. 2 явно стары, 2 - около 40 лет. Настоятельницу зовут Михаила.
Кроме корпусов, в которых есть церковь, на территории есть второй храм. На сайте написано: " В нашем монастыре пребывают такие святыни:

список с Кикской иконы Божией Матери; мощи свят. Макариря Алтайского, который благословил открытие прихода на нашем месте; мощи преп. Василия Площанского; мощи преп. Василиска Сибирского; камень от гроба Божьей Матери; камень от первого храма в Коринфе где проповедывал ап. Павел. Девочка показывала еще две иконы, писанные в греции.(находится в алтарной стене под иконой ап. Павла".

Монастырь обладает небольшим хозяйством. Есть теплицы, а в здании детдома - трапезная, изоляторы для больных и танцевальный зал. Есть и детская площадка.

При монастыре действует православный девичий детдом "Покров". Одна из воспитанниц детского дома, Ксюша, выступила нашим экскурсоводом.
Вообще девочка произвела впечатление хорошее. Она не была ни елейно-набожной, ни нагловатой. Хорошая, бойкая, умная девчонка. Разумеется, девочки бывают на службах и изучают Закон Божий. Но учатся они в светской школе, ходят в кружки, Елыкаевскую Музыкальную и Художественные школы. По окончании 9 классов они выбирают профессию: настоятельница их благословляет на выбор. Две выпускницы стали медсестрами, одна - и вовсе журналистом. Ксюша хочет быть художником. Живут в общежитиях. Но если вдруг прижмет - их приютят в монастыре и деньгами помогут. Деньги идут от благодетелей - среди них несколько раз вспомнили имя Опарина. Я так поняла - главный спонсор. Занят в бизнесе.
Девочки настроены на светскую жизнь.
Режим дня нормальный. Есть летний вариант, есть осенне-весенний. Встают в 9 (каникулы!), умываются, молятся, бегают вокруг монастыря 5 раз вместо зарядки, принимают душ. Убираются, потом свободные дела, сон час (2 часа), работа на огороде не более часа, катания на роликах и скейтах (в монастыре, чтоб машина не сбила). Отбой между 10 и 11. В другое время года режим жестче - учатся. Едят, как положено, 5 раз. Врач работает в местной поликлинике и у них.
Они не соблюдают постов. Если хотят - настоятельница советует им "поститься на язык" - то есть воздерживаться от ссор. Мало того, им часто кроме пятиразового питания, покупают сладости и мороженое.
Воспитанницы были в Питере, в Сочи, в Крыму, в Греции.
Монастырь навещают важные гости - епископ, благодетели. И бывшие воспитанницы.
В общем, такая вот жизнь. Кстати, воспитанниц - 20 человек. Старшей почти 17, самой маленькой - 3 года.
Разумеется, никто из нас не стал спрашивать, живы ли родители этих девочек.

В общем, ознакомившись с монастырем и прикупив продукты в местном магазине, двинули мы дальше. Как я уже говорила, до Старочервово нам встретилось много оздоровительных учреждений.
Созваниваясь с В.М. Кимеевым, я спрашивала, как проехать. Он объяснил. Тем не менее, мы удачно промахнулись при выборе дороги. Есть верхняя дорога до Тюльберского городка, мимо кладбища. А есть нижняя, мимо святого источника. Верхняя на 4 км. длиннее. Но она отсыпана гравием, и, наверно, жители дачного городка ей пользуются чаще.
Приехали аккурат на дачи. Местные объяснли нам, где искать музей.
Ну, а мимо острожных башен проехать весьма сложно. Ворота, впрочем, подкачали. Обычные железные решетчатые ворота.
Музей, впрочем, не завершен, и некотрые вещи, обещанные картой, в проекте.
Но о музее я в следующем посте расскажу. А пока - материальное.
некогда здесь располагалась база отдыха "Энергетик". Они построили павильоны, кухни, дома и домики. И сохранили средневековый памятник, потому как вал городища приняли за окопы времен Гражданской войны.
Так что есть там и домики (персонал живет в них), и охрана, и вода, и электричество. Сейчас база принадлежит КемГУ, там проходят практику историки, культработники и биологи - у последних - своя программа. Студентов не было. Нас поселили в домике на двоих и В.М. пообещал экскурсию.
Сразу скажу, что жить в этих домиках, пользоваться кухней и т.д. - удобно. Мылись же мы в реке, потому как не было у нас в планах подолгу задерживаться в Тюльберах.
читать дальшечитать дальше

Кемерово. Молодой город.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Кемерово - молодой город, и потому свою историю любящий. На почтамте - выставка истории. На Красной Горке - несколько. Имя Михайлы Волкова постоянно всплывает в музеях, в названиях площадей. Полагаю, что владелец сети магазинов А. Волков не зря назвал ее своей фамилией.
Едешь по улицам и понимаешь. Вот самая старая часть, вот - более молодая. Отсюда строиться начал, а тут еще будет строиться.
Итак Михайло Волков, то ли из семьи Переяславль-рязанских крепостных, то ли Тобольский казачий сын. karate42.ru/index.php?id=650
Эта фигура для Томска малоактуальна, но для меня знаковая. в 1975 году посещали мы с папой Томский краеведческий и там статуя гигантского мужика, истово прижимающего к груди куски каменного угля мне запомнилась больше чучела медведя. (Обычно - наоборот, учитывая мой возраст). Я запомнила это имя. А в 1984, кажется, году, вышла забавная такая фильма Свердловской киностудии в жанре "истерн". "Тайна Золотой горы", называется. Наш российский супермен, крепостной, который хотел бы жениться на вольной казачке, ищет руды во благо государства Российского. Тут тебе и милый нечик-ученый (Олег Афанасьев, Томский поэт и актер), и беглый крестьянин, который никак не может уйти в такую даль, где его бы не нашли, и дурковатый силач, и разбойники потешные и опасные. И пейзажи... хм. Пейзажи у кузбасцев вызывают реакцию от агрессии до ххота. Они уральские, а не Кузбасские. Сэкономили свердловчане.
Ну, в общем, забавный фильмец такой и в душу мне запал песней про "Три подарка" и радостью узнавания.
Кому интересно - вот!
1kinobig.ru/adventure/15969-tayna-zolotoy-gory-...
В общем, площадь Волкова Михайлы находится на карте Кемерова легко. И на магнитиках светлый образ растиражирован. По правде сказать, тот вариант памятника, что у нас в музее, мне нравится больше, тут парадный кафтанец и просветленное лицо как-то мало вяжутся с тяготами жизни простого рудознатца. Ну, автору виднее. А памятник вот.

Кстати, увековечивание истории города кемеровчане производили неоднократно. На бульваре Весеннем стоит памятник "Дружбы народов", причем, чтобы не сочли за обычную советскую агитацию про 15 сестер - рядом сделали зону вайфая и QR - код/ Чтобы любой мог знать, что у города Кемерова в Ноградском районе Венгрии есть побратим - такой же город-шахтер Шалготарьян.
Ну, и сквер сам по себе милый.
Сквер находится за драмтеатром, после ул. Ноградской
Кстати, улица Ноградская - центральная, но при этом явно не помпезная. Обычные дома. Много граффити. Глубокомысленные размышления "Ну и как эту жизнь жить?" и намеки, что тут есть кальян.

Но самое мощное впечатление производит аллея по улице Весенней. От набережной до Драмтеатра. В 1960-е годы проживающие в Кемервоской области Герои Советского союза и прочие достойные фронтовики посадили деревца на аллее. Потом у деревца поставили таблички - кто посадил и чем прославлен человек, посадивший дерево.
Потом привезли земли с мест концлагерей и мест боевой славы. Поставили обелиск на берегу реки, а стену прилегающего дома (Там - филиал Краеведческого музея) - превратили в стелу. И стены домов использовали как часть обрамления.
ну и немного видов улиц и сквериков, которые оказались в поле нашего зрения. Я нарочно брала в кадр не только парадные виды, и нет в кадре тех молодых людей в спортивных костюмах, которые довольно колоритны и с виду агрессивны, но к нам не цеплялись. Равно как и других людей в спортивных костюмах: на великах, с пробежками. Одного так сильно жалею, что не успела щелкнуть. Это был велосипедист с одной ногой. Вторая была протез. Восхищена.

Кемерово. Набережная. Сквер "Орбита" и "Парк чудес".

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Мы выбрались на набережную. На пересечении набережной и Арочной есть сквер Орбита, названый так по причине расположения там системы космической связи.
Кемеровская система космической связи "Орбита" способна кроме теле- и радиотрансляции передавать в открытый космос и другие потоки информации в частности предназначенные для представителей Внеземных Цивилизаций и их космических кораблей НЛО.

Комплекс "Орбита" является Местом Силы и мощным каналом связи по которому информационные потоки, предназначенные Другому Разуму, могут направляться в Космос.

Кроме того, сквер Орбита расположен на стрелке улиц Арочная и Притомская Набережная и у места слияния древних рек Томь и Искитимка, что указывает на сильную энергетику этого пространства и благоприятность места для медитации и энергетических практик.

Читать далее: Станция космической связи "Орбита" (Кемерово).
И еще - там стоит памятник Лобсангу Рампе и его кошке. Лобсанга Рампу я не читала и, скорее всего, в ближайшее время - не буду, но КОШКА!!! - это святое :).
Лобсанг Рампа со своей кошкой.

Памятник Лобсангу Рампе и его кошке. Лобсанг Рампа - английский писатель-мистик. Кошка, говорят, ему одну книгу надиктовала. Ее зовут миссис Фифи Грейвискерс.

Потом мы поехали по набережной. Любуемся разными памятниками.

Кемерово. Лицо города. Дух города.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Город Кемерово - крепкий работящий мужик. Он работяга, но статус имеет высокий и отвественность перед людьми понимает. Следит за культурным уровнем, за внешним виддом, за порядком. А если у него где не а высшем уровне, так это не будет выставлено напоказ, будет где-то в стороне от больших путей. Причем он не показушник. Он просто любит порядок, правильное поведение, уважение к людям. И красивое, нарядное. Этим он сродни Северску и, наверно, Новосибирску, и очень не похож на рас раздолбаистый, по-профессорски рассеянный и старый Томск.
Кемерово не суетлив, но он искренне не понимает, как можно не знать элементарных вещей. Например, где остановка на ул. Рутгерса. Таких недоуменных интонаций о том, где тут остановка (музей, улица такая-то) я в Томске не слышала. В Северске - да, слышала, но там все понятно: в Северске гости бывают редко.

Если бы надо было охарактеризовать этот город одним словом, я бы долго выбирала между нарядный и приятный. Экология в городе должна быть ах - потому как за железной доорогой дымят трубы и неугасимо горят факела. И потому кемеровчане ценят скверики, газоны, клумбы и зеленые зоны. Зелени там много. И чисто. Очень. Везде урны, везде мусорные контейнеры и туалеты. Они стоят на виду - у входов на мемориалы, по углам главной площади, на бульварах и в парках. Так что напоминания про чистый город излишни: просто стыдно гадить где попало.

А теперь факты.
Итак, жили мы на Терешковой и ближайшей к нам улицей была Ленина. И наутро, не смотря на хмарное небо, двинули в сторону центра по Ленина. Вскоре отклонились. Ее пересек Пионерский Бульвар, на котором располагались музей паровозов и детская железная дорога. Но пока мы добрались до них - увидели мемориал. Учитывя красоту рельефа (горки, холмы и обрывы), выглядело здорово.
Мы тут же нарушили собственные планы и пошли осматривать этот музей. Собственно, меня впечатлили не паровозы и локомотивы, а вогоны. Возле "столыпина" предвоенного сфотографировалась. Но там еще кухня есть. А от санитарного поезда - оперционная и тоже кухня.

Внутрь вагонов и локомотивов не пускают, и вообще на экспонаты лазить нельзя, но зато у каждого стоит табличка с описанием параметров вагонов и т.д.
Вообще, музей интересный, и удовольствие от его посещения мне дождь не испортил.
Посмотрели, поехали дальше.
Переехав черз Искитимку по Университетскому мосту, мы оказались на главной улице - Советской.
Потом мы решили поехать на Набережную. И повернули на улицу Орджоникидзе, которая упирается в площадь Пушкина.
Правда, там и памятник нашему Солнцу русской поэзии, и вообще тема Пушкина и его любви обыграна.