• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:06 

Кемерово. Первое знакомство.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Как обычно бывает, путешествуя, люди часто стремятся уехать далеко от дома. Кемерово - ближайший к Томску крупный город, потому я раньше его и не видела :).
Я уже писала, что первые километры по городу идут мимо кладбища и исправительной колонии, но, по правде сказать, это не испортило мне впечатления. А вот улочки, по которым пришлось кружить до моста - это нечто. Кемеровские велосипедисты по ним рассекают более чем уверено, но вот нам, да еще с рюкзаками... впрочем, в Томске есть районы, которые еще хлеще. Общий вид: есть неширокая проезжая часть, по которой едут машины разных габаритов. А пешеходы в этом районе отсутствуют, как класс. То есть тротуаров нет, а мимо заборов частного сектора тянется тропка.
Потом дорога становится шире, а потом и вообще появлются тротуары.
И памятник "Память шахтеров" скульптора Эрнста Неизвестного. Но о нем я потом расскажу, когда буду о Красной горке рассказывать.
А пока мы, потные и пыльные, крутим педали по правобережной части города Кемерово. Улица называется Нижняя гавань, весьма своеобразная. Слева - огромный откос, на верху которого виднеется полускрытая травой надпись "КУЗБАСС" и какой-то зеленый крест. Две девушки, пробиравшиеся в сторону моста от остановки на наш вопрос: "Что там за крест?" ответили лаконично: "Крест". Оказывается - памяти жертв второй мировой войны.

Мы ехали от старого моста к новому, через который идет ул. Терешковой, на которой размещается наша гостиница "Дружба". Частный сектор вполне себе обычного вида. Только у самого моста резануло: двухэтажное деревянное здание, а за ним другое - школа или какое-то явно для детей приспособленное здание. Я фотографирую его и спрашиваю двух взрослых, стоящих перед вооротами, что это такое и что за здание? Да, это школа, а деревянное здание - старое здание школы, построенное где-то в 1910-е годы, примерно в 1913 г.
Потом была развязка и мост. Мы в ней запутались капитально. Решили идти пешком. Перешли дорогу и двинули по пешеходной дорожке. Встречь движения транспорта. Шли через мост - чуть не сдуло. Потом выяснилось - перехода на нужную нас сторону трассы нет. Спустились вниз, нашли какой-то выезд.
Потом выяснилось - через ул. Терешковой идет трасса М53, которая ни ночью, ни днем передышек не знает. Но в городе поставлены светофоры, проблем с переходом улицы нет. А на въезде - есть.
читать дальше
Впрочем, как только в город вошли - сразу стало ясно - перед нами большой и благоустроенный город с продуманными инфраструктурами, в том числе - дорожными. И велосипедистов тут любят. Есть велодорожки. Съездов-пандусов, правда, почти нет, бордюры высокие.
читать дальше
Расстояние от Писаницы до города составило 42 км, до гостиницы - почти на 20 км. больше.
Вообще-то мы планировали в этот раз в гостинице не задерживаться, а ехать сразу в Тюльберский городок. Но прогноз погоды был неблагоприятный, а на следующий день - хороший. И мы решили не ехать не в четверг, а в пятницу, а обратно - в субботу. Потому как 12 км грунтовки в дождь становятся довольно неприятной дорогой, а город можно посмотреть и в дождь, особенно если это не проливной дождь, а временами начинающийся.
Итак,
у нас было полтора дня на осмотр.
В первый день мы пешком пошли по проспекту Ленина - от центра к окраинам. Там располагается соборная мечеть Мунира, названная так в честь матери Амана Тулеева. Это огромное здание в отдаленной части проспекта превосходно выглядит на парадных фотографиях. Высота купола 39 м.
Пошли.
Мечеть оказалась реально красивой, но окружение оказалось не на высоте. Какие-то стоянки, место покуда не обустроенное. Особенно это заметно на фоне самого Кемерова, его центральной части. Там много скверов, роскошнейшие клумбы, много садовой и уличной скульптуры.

читать дальше
Наутро мы сели на велосипеды и двинули по городу - мы решили не смотреть музеи и прочее. Только внешний осмотр.

15:55 

Дорога Писаница-Кемерово.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
21 июля мы намотали 26 км. По большому счету - по Писанице, только однажды довелось выбраться. Дело в том, что накануне муж обнаружил, что забыл дома длинные брюки. Вечером без них дискомфортно. Кроме того, продукты, годные к употреблению в дороге, требовалось пополнить. Мы собирались это сделать 22-го утром, а потом вдруг спохватились - едем то утром, так что магазины будут закрыты. Ломанули спешно в Колмогорово. Нам реально повезло. Промтоварный магазин работал до 18, но продавщица задержалась. Мы купили трико и закупили продукты. В Колмогорово есть мастерица, технолог по профессии, которая неимоверно вкусно солит сало. Кроме того, понравилась с прошлого года конина. Закупили. Утром двинулись, по пути пытаясь дозвониться до Тюльберского городка.
Это особая история.
Узнали мы о Тюльберском городке через публикацию в интернете. А там было отчасти описано: ворота закрыты, докричаться не могли, стали рыться в интернете, нашли кемеровский номер, а тот мужик из Кемерово позвонил в Тюльберы... Короче, вот такая путанная схема. Позвонили мы по означенному номеру и выяснили: номер уже не их, человек дал номер кафекдры в университете и наутро мы с 9 до почти 12 звонили по этому номеру, пока не дозвонились и не получили мобильник самого Кимеева.
Ну да ладно.
О дороге. Пока от Кемерова было далеко, трасса была асфальтовой, широкой и довольно безлюдной. ДО Пещерок - деревня такая, она была нам знакома по прошлому году. Довольно волнистая между Писаной и Колмогорово, а потом почти что ровная. Что дальше - неизвестно. Мы поехали по ней. Места более чем живописные. Местами видна Томь, а по другой половине дороги идут откосы. Когда дорога идет по надпойменной террасе, то она идеально ровная. По большому счету можно просто фотографировать все от и до. В обе стороны.
читать дальше

В одном месте параллельно трассе, которая стала более оживленной, чем у Писаной и Пещерок, параллельно трассе шла грунтовка. Мы искупались в Томи, и стали на нее. Но через пару сотен метров она кончилась. Мы вышли на трассу. Проехали метров 10 - она снова пошла. Но мы больше не повелись.
Трасса местами довольно узкая, и все более оживленная по мере приближения к городу, тем не менее была достаточно спокойна.
Какой-то источник. Грязный и без воды. Зато беседка.
читать дальше
По пути в Кемерово мы планировали посетить село Верхотомское (Верхотомку), где некогда стоял острог. Свернули. Спустились вниз и поднялись на горку. Кроме креста на месте острога обнаружили еще памятник убитому кулаками избачу, и памятники воинам, и памятник у избы, из которой на фронт ушли двоюродные братья, 6 человек, и не вернулись. А до места разрушеной церкви не доехали немного, но и не поехали.
читать дальше
Выехав из Верхотомки, мы вернулись на трассу. И практически сразу поняли - это - уже Кемерово.
читать дальше

07:33 

Мой 45-й день рождения. Томская Писаница.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
21 июля я хотела встретить в Писанице. Причина не только в особенности (особости) этого места, но еще и потому, что день рождения у меня, как правило, время энергетической ямы. А это не только утомляемость, но и рассеянность внимания. Мне не хотелось бы быть в этот день в седле.
Писаница же - надежная лежка.
День в Писанице полувыходной - я уже поясняла, что это значит. С другой стороны - прошлый год мы отлично рассмотрели музей и в сообществе это описано.
читать дальше
Мы ходили - искали в знакомом новое. Уволился товарищ, который владел кафе "У скалы" - жаль, мы брали у него хлеб, оставляли велосипеды. Сама Скала закрыта - частично. Идет реставрация. Два человека - один в алпинистском снаряжении, второй без. Чем заняты - не понятно простому смертному. Один сосредоточенно просеивал что-то желтое через сито, а второй висел на краю. Я полагаю, он убирал деревца и лишайники, чтобы они не разрушили скалу и изображения. Что просеивал второй, я так и не поняла, а он на настойчивые вопросы посетителей угрюмо отмалчивался.
Полюбовались тем, что было доступно. Пошли к капищам.
В Кезеке догнали экскурсию и с ней зашли в некоторые постройки. Экскурсия - явная обзорка, очень неподробно. Хотя описание шорского свадебного обряда - это весело. Например, что невесте плетут две косы. Правую плете старшая родственница жениха. И мажет ее мясной костью, которой потом кормит жениха. Левую косу плетет младшая родственница жениха, и она мажет косу сметаной.
Крохотный шалаш, служащий приютом новобрачным, выглядит нереальным.
Показали также и шорский самогонный аппарат.
Мы отстали от экскурсии и пошли на кладбище.
Кроме всех этнографических подробностей увидели мышку. Даже смогли ее заснять.
В Зоопарке исчез кабан - вернее, кабаниха. Она вошла в брачный возраст, и, во избежание проблем, ее обменяли на лося, кажется. Или на марала.
Медведи живы - оба. Рыси соизволили себя явить.
Мы также отсняли заново естественнонаучную экспозицию. Кстати, она требует реставрации - местами утрачены ведущие тексты. Ну да сделают.
А вот у часовни - новая экспозиция. Стендовая выставка, весьма стильная.
Искали велосипедные стоянки, но что-то не по глазам. А говорили, что они будут.


читать дальше
Православная выставка.

читать дальше
В общем, появилось у нас желание вернуться сюда на выходные. Однако, прогноз погоды все испортил. Сегодня мы уже дома. Но день рождения удался.

19:21 

Поход на тюльберов и обратно.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Этим постом я начинаю серию отчетов о походе, который начался 19 июля и завершился 30 июля сего года. Общая протяженность проделанного на велосипедах пути составила 480 км. Длительность - 12 дней. Километраж вышел небольшой, потому что во-первых, мы много ходили пешком, во-вторых, вернулись из Кемерова электричками. Самой удаленной от Северска точкой был экомузей Тюльберский городок. Он находится на расстоянии чуть более 50 км от Кемерова.
Мы не ставили задачи совершть какие-либо рекорды, достичь новых рубежей в походе, или, допустим, понять новые рубежи выносливости для себя. Доехать до очередного интересного места и посмотреть: город, музей, красивое место.
Первоначально планы у нас были шире - хотелось не только посмотреть Кемерово и Тюльберский городок, но и Берзовский, Анжеро-удженск, даже Мариинск. Потом решили - будем ставить реальные цели.
В общем, наблюдения таковы.
Мы можем проехать за день более 100 км, но зачем нам это надо?
После двух дней езды надо обязательно делать лежку, а не доводить ситуацию до усталости.
Итак, самый трудный день был первый. Мы проехали по пути, уже дважды проделанному туда и обратно маршруту. От Северска до Иткары, где у нас живет знакомая, Татьяна Александровна.
Поэтому особенных фотографий у нас нет. Разве только, отмечали что-то новое и интересное. Например, видели, как машина в поле прессует и скатывает сено в рулоны и обертывает его чем-то белым.
читать дальше
А вот того мотоциклиста, которого фотографировала его подружка с розовыми волосами, не засняли. Место между Вершининым и ярским пустынное, и парень носился по трассе с диким ревом, на скорости километров так в 250. В общем, он нам ничем не угрожал, но нервировал ужасно.

Или что в Ярском начали строить церковь. Прямо на месте рядом с могилой убитого активиста. Но активиста не потревожили.
читать дальше
Или, что за ярским, прямо перед поворотом на проселочную дорогу, оказывается, есть родник с питьевой водой.
читать дальше
Путь был нелегок. Мы, конечно, тренировались, но на маленькие расстояния. С меньшим грузом. Было жарко, и традиционные купания на Казанке и на Бойце положение не слишком то спасали.
Заехали мы в Юрты Константиновы. У меня есть респондентка из этого села, и мне загорелось посмотреть на Юрты по-новому после общения с ней. Мечеть найти, в частности.
Так вот. Тот дом, что заворожил меня в прошлую поездку - это бывший клуб. А до культурной революции там была мечеть.
читать дальше

А идея у нас была, первоначально, ехать не до Иткары - это небольшой крюк в сторону от дороги, а до Яшкино. Чтобы наутро коазаться в Писанице раньше. Но Татьяна Александровна очень хотела с нами встретиться, и мы решили ехать в Иткару. По правде сказать - и правильно. До Яшкина было бы еще километров 30 с лишком, по довольно гористой местности (с плавным повышением рельефа там, где нет горок).
Так что все вышло замечательно, что мы решили все же встречаться с Татьяной Александровной и ночевать у нее.
А это уже иткаринский дом. По размерам судя - большая была семья и богатая, А судя по звезде - потеряли они в годы войны человека...

Татьяна Александровна спасла (кого подобрала сбитого, кого от утопления) и заботится о 9 кошках и 3 собаках. Дашу, Кроху и Малыша я явно научилась различать, а из кошек уверенно назову только молодого серого котика Прошу, который прошлый год был совсем маленький котенок.
читать дальше
В общем, переночевав в гостеприимном доме Татьяны Александровны мы двинули дальше.
Прошлый год мы ехали через Красноселки и Пачу, а теперь - через Ботьево и Дубровку. Так короче. Дорога от Лениского - гравийка, и местами очень даже хорошая, а местами - пыльная и тряская, рыхлая. Шины у нас - слики, специальные антипрокольные, и ехать на них по гравию было тяжко. Скорость порой колебалась где-то в пределах 12 км, иногда разгонялись до 16 и даже 20.
читать дальше
В Яшкино был уже хороший асфальт, но перед Яшкино несколько крутых подъемов , потом надо делать крюк до развязки, а потом, после Яшкино, еще три крутых подьема. На посдледнем я сдохла и пошла пешком. Муж отнесся с пониманием и даже скормил мне энергетическое желе Арена - приторно сладкий термояд - после него реально оживаешь и начинаешь ехать почти как живой. Тем более, дорога пошла почти ровная и по хорошему асфальту, мы разгонялись на ней до 25 - то есть как будто без рюкзаков. Особенно после поворота на Пачу, который записался у меня в памяти как "рукой подать" - на самом деле там километров 12 до Писаницы, но - это уже совсем рядом.
В результате до 15 часов мы оказались в вожделенной "Томской писанице". Оплатили кемпинг и пошли устраиваться. Понедельник у Писаницы - полувыходной. Если вы не были в Писанице - скучно не будет. Смотрите экспозиции, даже экскурсию можете прослушать. Но ни сувенирной лавки, ни кафе, ни вайфая - не будет... Кафе, впрочем, работает. То, что в Юрте. И напротив шашлычная. Мы поели в кафе - что-то предыдущие два дня сильно нас утомили. Не то жара сказалась, не то психологически показалось тяжело. лень было готовить.
Забавно, что в кемпинге не оказалось воды. Мы понадеялись, что она будет, а в воскресенье цистерну увезли. Воду набрали в заповеднике - за клеткой с медведем.
Итак, первые два дня - 102 км, и, соответственно, 78.

17:07 

Кладбище ссыльных литовцев у пос. 86 квартал

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Поселок 86 квартал находится на Левом берегу Томи, недалеко от города Томска. От трассы, идущей мимо пос. Тимирязевский его отделяет около 23 км. дороги - асфальтированной вначале, а далее - отсыпанной песком. Поселок 86 квартал - остаток системы лесхозов, которые существовали тут еще в годы Великой Отечественной, а расцвет их пришелся на 1960-е годы. От 86 квартала тянулась к пос. Тимирязево узкоколейка, и еще в 1980-е годы по ней бегали поезда.

Но участки выработали, восстановили посадки и ушли. На месте поселков теперь урочища, иногда - брошенные кладбища и тайга-тайга. Правда, разбитая на кварталы.
Поселок 86 квартал когда-то был большой - школа, фельдшерско-акушерский пункт, отличный клуб, баня, магазины, столовая... Старожилы вспоминают о нем не без тоски, но лесхоз ушел, и все прелести с ним.
Но в годы войны, и в послевоенные в этих местах леса заготавливали совсем другие работники. Один из старожилов сказал определенно: "Разные тут были. И эстонцы, и латыши, и литовцы, даже калмыки - в районе 56 участка, там...
Сейчас от поселка ссыльных литовцев осталось урочище, а напротив - кладбище. Брошенное кладбище и потому очень жуткое.

Его я посетила во время велопоездки на 86 квартал. Отсняла, как могла. Местами есть повторяющиеся кадры - всегда боишься что-то упустить.
Вот мои впечатления.
Собственно, там не одни литовцы были, и русские есть. Приезжали люди из Литвы. Сделали ограду вокруг части кладбища, но часть литовских могил явно осталась за оградой. Выглядит кладбище странно для наших мест. Необычной формы кресты, надписи по-литовски. Страшная картина разрухи - последнее время люди проявляют к нему интерес, но все равно - хаос и запустение. Местами ямы - выкапывают своих и увозят на родину. Еще больше - безымянных могил, и я не уверена, что, проходя по кладбищу, я не тревожила чьи-то кости. Да простят меня эти люди.
Кладбище это заслуживает того, чтобы люди не просто знали о нем, но и привели его в порядок.

Это - страница очень непростой истории моей страны. Сама я считаю, что лежащие в этой земле люди не заслужили такой доли, которая им досталась.
Можно возразить, мол, как это - не заслужили? Известны зверства бандформирований националистического толка. Так ведь тех самых бандитов не на поселения ссылали. Их ссылали в лагеря. Осуждали на каторгу. За конкретные преступления. На территории моего родного Северска до 1953 года было немало таких каторжан, в основном - украинских националистов.
А тут другое. Это - спецпоселенцы 2 категории. Такие же, как хлебнувшие по полной лиха кулаки 30-х годов. Сосланы далеко от места первоначального проживания, без суда и следствия, с минимумом вещей и инвентаря. Не только взрослые, которые могли быть пособниками лесных братьев, но и дети.
Собственно, власть, отправляя их на спецпоселение, сама признавала, что они не так уж виновны. (По нынешним временам - их, возможно, вообще виновными бы не признали.)
Если без эмоций, только по фактам, то в Литве происходили депортации дважды. Первый раз перед войной, в июне 1941 года - новоприсоединенные территории, правительство пыталось обеспечить надежные приграничья. Численность депортированных по Прибалтике (по данным Мемориала) от 200 до 300 тыс человек, исследования по проблеме не смотрела. Потому цифра вполне может оказаться меньше.
Вторая волна - 1949 год, март, когда по всей Прибалтике выслали чуть меньше 95 тыс человек (94 779). Из них литовцев было 9518 семей или 31 917 человек.
Это была так называемая операция "Прибой". По ней высылке подлежали семьи кулаков, бандитских элементов и националистов. Что такое "кулак" - это и на русском материале в 1930-е годы хорошо объяснили. Чаще всего - именно работящий крестьянин, живший достаточно за счет своего тяжелого труда. Что такое националист - собственно, под это определение мог попасть представитель интеллигенции, духовенства. На счет бандитов - тут все понятно... На счет членов семьи - уже меньше. Помню в советского времени книге Г. Федорова, археолога, было описание работы литовского этнографа. Пришел в дом, где примерно неделю как арестовали семью. Сгреб все декоративно-прикладные вещички. Не удержался, посетовал русскому археологу, что вот как, семью всю сгребли. А на его ответ: а вдруг это пособники бандитов, тех самых, что в соседней деревне активиста убили? - ответил коротко. Показал на детское платишко и сказал: "Ну эта точно с бандитами не сотрудничала". Интересно, та девочка - выжила? Или лежит в безымянной могилке на таком вот кладбище?
А смертность среди ссыльнопоселенцев была. Не поголовная, возможно даже - меньше 12%, которые указаны в одной из статей.
Адаптация занимала много времени. Во время транспортировки особо уязвимы были старики, дети, а в период начала обустройства на местах - взрослые мужчины. Кормежка плохая, а работы много. Тяжелой работы.
Переселенец 2-й категории имел право на медпомощь и 7-летнее образование. Раз в 2 месяца он являлся на поверку к коменданту.
Переселенный по второй категории нацмен (эти литовцы в данную категорию входили), не имел право возвращения на родину. В 1948 г. был принят указ, запрещавший депортированным народам покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет. Но при этом представители депортированных народов не исключались из ВКП(б) и ВЛКСМ, не лишались избирательных прав. Вот это как понимать? Я имею ввиду членство в партии и комсомоле.
Снятия ограничений на перемещения пошли с 1956 года, и в 1958-59 многие из ссыльных стали возвращаться на родину. На начало 1960-х приходятся массовые отъезды. Сперва шли реабилитации, потом процесс заглох. Возобновлен был в Перестройку.

К тому времени, как разрешили возвращаться - крестьяне уже обжились. И, за исключением статуса врага народа по стилю жизни не слишком то отличались от колхозного крестьянина. Тот тоже не роскошно жил, и голодал, и в обносках ходил, и работал до седьмого пота - время то было тяжелое. Опять же - возвращение на родину депортированным разрешили скопом, без индивидуального разбора. Что снова говорит о том, что власть не считала их особо опасными.
А теперь зерна обиды всходят.
Одна из моих знакомых вспоминала: в Литве, уже в позднесоветское , подружилась с девушкой-литовкой. Ее родители отбывали тут, под Тимирязевым. Как стало можно - уехали. Так вот - они не говорили по-русски. Потому что звучание языка им напоминало время проживания в ссылке.
Каких времен наш поселок - военных (первой волны высылки) или послевоенных (то есть 1948 и позднее) я пока не нашла.
Вот фотографии кладбища.

читать дальше


Кстати о калмыках. В следующий поход мы через 56 участок поедем, вдруг, найдем их кладбище? Эти у нас точно с военной поры. Операция "Улусы" шла в после освобождения Калмыкии - в 1943-1944 году. Припомнили калмыкам сотрудничество с нацистами, дезертирство и службу на стороне врага. Опять же - всем скопом: и женщинам, и детишкам. Русским бабам, если были женами калмыков. И, кстати, если калмычка была замужем за русским - ее эта чаша миновала. 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, и в 1957-1958 гг. им было разрешено вернуться на родину. Даже национальную автономию восстановили.

17:56 

86 квартал.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Поселок 86 квартал - наследие эпохи леспромхозов, когда в тайге создавались мощные поселки с удобными домами, клубами, магазинами, школами и детсадами. Жизнь такого поселка показана в фильме "Девчата", например. Они вырабатывали участки леса, разбитые на кварталы, делали восстановительные посадки и... исчезали. 86 квартал - исключение, но неполное. После буйных и роскошных 1960-х поселок сильно сдал. Клуб разрушен. В школе вместо 400 детей учится 6 младших школьников. Учительница одна, она же директор школы. Старших возят на специальном автобусе в Березкино. Это через тайгу - километров 12. Есть фельдшерско-акушерский пункт, пара магазинчиков. Есть частная лесопилка. А еще есть тайга - пусть восстановленная, но все же изобильная, в озерах - рыба, на болотах - клюква. На лося можно ходить, а можно - на медведя. Но большинство предпочитает тихие охоты: грибы-ягоды в изобилии.
Оставляли после себя поляны обширных размеров, иногда - кладбища. В окрестностях Томска было несколько леспромхозов. Зачинали их, разумеется, не столько ударники соцтруда, а ссыльные. По словам одного из бывших жителей поселка: "Много их тут было: и литовцы, и эстонцы, и латыши, даже калмыки: но те дальше, на 56 участке были. Они умерли все"...
Старая карта, на которой хорошо видны лесоучастки.

В общем, узнав о наличии возле 86 квартала брошенного литовского кладбища и задумали мы поехать туда.
С дорогой сперва не думали мудровать: есть дорога с шоссе мимо Тимирязева, дак по ней.
А это наш трек.

В общем, чтобы потом не отвлекаться от достопримечательностей, опишу путь.

Из Северска через Эушту, Нижний склад и Тимирязево выбрались на нужную нам трассу, и поней поехали в сторону нашего вожделенного поселка. Указатель обещал 32 километра, на деле вышло около 22-23. По дороге мы миновали весьма мажорский поселок Примыканье, а за ним следом закончился асфальт. Пошла сперва гравийка, потом вовсе приглаженный грейдером песок. Дорога хорошая, хотя и автомобилисты жалуются, что в великую сушь в песочке буксуют. Что до нас, то мы поставили широкие колеса, и это слегка облегчило задачу. Но нас все равно заносило и дорога оказалась тяжелой. По дороге встретилось много машин - народ пошел грибы брать. Но это не мешало нам встретить по пути дикого зверя. Отсняли его, насколько могли и двинули дальше. По пути пересекли нефтепровод. А после него вскоре - как раз и поселок.
читать дальше
И все было бы хорошо, если бы не появилось у нас желание вернуться через Березкино-Зоркальцево и т.д. Чтобы меньше ехать по трассе. Встретившийся в деревне товарищ, дельно объяснивший, где найти литовцев и проч, про дорогу сказал, что давно не ездил, но дорога есть.
Мы посетили достопримечательности и двинули через лес. Вообще лесная дорога нам предпочтительнее песчаной, хоть песка в сосняках нам хватает. Доехали до р. Еловки. За нейразвилка. Наш консультант рекомендовал правую, хотя левая была короче. Поехали по правой. И вот едем мы, едем, смотрим по навигатору дорогу - и вдруг понимаем - ну вот явно не туда движемся, а развилок нет! Вернее есть, и мы на нее даже свернули... И не туда. Поблудили - видно на треке рожки - и даже лешего помянули. Я (чем черт не шутит), посоветовала мужу посмотреть спокойно на большом масштабе, а сама ему наизнанку бейсболку вывернула. И что же. Сразу поняли, куда ехать, но дело было бесполезное. Лесоповал изгадил нафиг дорогу и она, как это бывает с лесными дорогами, заглохла до непролазной. Решили вернуться к Еловке и стать на вторую дорогу. По пути сообразили, что пересекающий нам путь нефтепровод ведет туда же, и это будет чуток короче, чем вернуться на развилку. Вышли на второй путь и вскоре забурились а) в болотце, б) в развилку, где наша дорога вся была завалена партизанами. А время близилось к шести, надо домой засветло...
Решили не испытывать судьбу, а двинуть назад по нефтепроводу. И дальше по той дороге, которая нас сюда привела.
В общем-то, очень даже ничего дорога, но постоянный песок выматывает. И - в самом конце - длинная, метров 20 - лужа, которую мы, обозлясь, пошли брать в брод. Водичка теплая и чистая. Перешли.
читать дальше

И вынырнули мы на дорогу, которая шла почти по трассе бывшей узкоколейки, почти в самом ее начале. И километров 18 пилили по ней, наперегонки со временем.
Ну ничего, нормально так выбрались.
Теперь о поселке.
Сейчас много пустых мест, на которых раньше стояли дома, клубы. Много брошеных домов.
Но есть и жилые дома.Одной из достопримечательностей является Эверест - смотровая вышка высотой 35 метров. С нее оглядывают окрестности на предмет пожаров. Вообще на нее можно забраться, но мы нверх не поелзли - во -первых, потому что высоты я боюсь, во-вторых, время уже было хорошее, надо было домой ехать.
читать дальше
После кладбища мы снова вернулись в поселок. Пытались воды добыть, но так и не разобрались с водокачкой. Не то тянуть рукоять, не то толкать, не то вертеть. Вода есть, но где-то внутри, наружу только капает.
86 квартал. Общий вид. Только что миновали стадо коров.
читать дальше
Про кладбище отдельным постом - зело много фоток.

17:37 

Кокетливое кладбище. Введенское. Продолжение.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Чтобы не совсем пустой был пост - историческая справочка.
читать дальше
Отсюда, там еще схема есть.
www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/vvedenskoe-...

Собственно, я собиралась дойти до Восточного входа, посмотреть на план и оттуда танцевать. Но указатель говорил: к французским летчикам.
Ну, галантные парни из "Нормандии-Немана" мне были известны со времен "Воздушного извозчика" и "Чучело-чулело, ты меня подвело!" - лет с 5.
Но вот кого я не ждала там увидеть - так это лежащих под гордым монументом ребят из Великой армии Наполеона. Но они там, лежат, рядом с соотечественниками, занимавшими благотворительностью...
Мы находимся на земле Франции.
читать дальше
Потом я пошла назад, мимо разваливающейся часовни.
читать дальше

Ну вот, такое это было кладбище, на которое я обязательно еще раз приду. Правда, не знаю, когда.

17:47 

Введенское.

Ну очень кокетливое кладбище. Почему? Не знаю, но именно это слово у меня вертелось в голове все то время, покуда я ходила по этому месту.
Глубоко на окраине Москвы, меж сел Семеновское и Введенское, оно начало функционировать в 1771 году. Одно из чумных кладбищ.
Поскольку на нем хоронили в основном иноверцев, то получило репутацию "Немецкого", "Лютеранского" и "Иноверческого".
Однако, кроме носителей иностранных фамилий, среди которых Фран Лефорт, наполеоновские солдаты, летчикуи из Нормандии-Неман, обессмеритивший свое имя в названии салата Оливье, пленные немцы 1 мировой и еще куча народа той или иной степени известности. Но есть и русские. Михаил Артемьевич Кузнецов в частности. Увы, именно ради него я пошла на кладбище, и его то и не нашла. И братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы. И Михаил Пришвин. И...
Ладно.
Оговорюсь сразу. Я ознакомилась с кладбищем, я поняла, что буду искать новой встречи с этим кладбищем. Оно кокетничало со мной, я повелась и я вернусь. Как-нибудь, когда подвернется случай.

А пока.
Первый раз оне нас не приняли. Только с 9 утра, а мне в 10 на работу. Отпросилась. Приехала к 10. Зашла не с центральных восточных ворот, а с Западных. Пока дошла до указателей, обнаружила участок франции в России. Да-да, побывала во Франции. Это земля этой страны. Подивилась на французских летчиков и на наполеоновских солдат, пошла дальше.
Нашла могилу Озерова. Увидела хозяина кладбища - Василия. Увидела могилу некоей Жорданиа, урожд. Грибоедовой Ады - огромный памятник, но так и не нашла, кто это такая. Еще кучу всяких замечательных памятников узрела. Разгребать и разгребать.
А тут идти пора...
Но я вернусь.
Ворота. Западные. Архитектор Мейнгард.

читать дальше
Тут забавно. Дело в том, что на этот участок кладбища выходят окна довольно старого жилого дома. Вот позитивная картина из окон).
читать дальше
Уф. Это я иду к земле Франции. Устала. Продолжение следуеьт.

18:19 

Кладбища Москвы. Донское.

Готовясь к полету в Москов, я, разумеется, в культурную программу включила и посещение кладбищ. Хотела три, а если не получится - два. Программу минимум выполнила.
Первым по времени было Донское.
Прошлый раз я на нем была и ходила довольно, чтобы проникнуться очарованием этого места.
velosipedist.diary.ru/p203735543.htm
velosipedist.diary.ru/p203735559.htm
А это про новую часть Донского.
velosipedist.diary.ru/p203735527.htm

На сей раз я не собиралась на новую часть, а только на старую.
Зачем?
Хотела найти Чаадаева. Но Петр Яковлевич не принимали-с. Не нашла, хотя бродила где-то рядом. Разумеется, Норову - Татьяну Ларину, я тоже не нашла. Они рядом.
Зато нашла Федора Бяконта, которого пропустила прошлый раз.



Черниговский боярин Федор Бяконт, отъехавший в соседнее государство удостоился чести быть перехахороненным как отец митрополита Московского Алексея, очень много сделавшего для Москвы, ее возвышения, борьбы с татарским игом. Но мне он важен был по причине, что от Бяконтовых пошли Плещеевы, а Плещеевы в свое время разветвились на Плещеевых-Очиных и Плещеевых Басмановых, а с Басмановыми у меня отношения особые, раз e'; Федор Алексеевич надиктовал мне наиболее интересную часть моего дисера.
В общем, поклонилась я камню на могиле Федора Бяконта. Надеюсь, он при упоминании опричных отпрысков не икнул и не перевернулся.
И пошла я бродить, фотографируя могильные камни.
Ощущение, кстати, было, визита к добрым знакомым. Они сперва засмущались Ой, дескать, у нас неприбрано!" Правда, в монастыре ремонт идет.
На мои заверения на счет того, что срачем меня не напугаешь, они открыли двери.
Кстати, на сей раз я была одета неприметно: рубаха индийская, индийская же юбка типа плахты и платок. В общем, на фоне православных бабушек и тетушек терялась напрочь. Охранник меня принял за местную.
Монастырь открывался рано. В 7. Лавка, где на съемку давалось разрешение, - позднее. Поскольку пожертвование всего сотня рублей... ну, совестно было не заплатить. Я побродила, поснимала, вернулась, заплатила, пошла и поснимала еще.
Кстати - я на снимках часто присутствую - в виде тени. Увы, солнышко то всегда за спиной.
Охранник посоветовал спуститься вниз, в подклет, только минут через 20, после службы. Спустилась. Но внутрьне прошла. Там читал монах, а у входа толпились бабушки и тетечки. Пользуясь своей неприметностью (дресс-код выдержан, а то, что юбка распахивается при порыве ветра до пупа - ну там же нет ветра!), встала в толпе. И вдруг слышу, одна тетенька другой кажет куда-то в сторону иконы и шепчет: "Видишь. Это бесы!" Мне стало не по себе. Ежли они у иконы бесов видят, то вдруг разоблачат? Пошла наверх. Увидела гроб патриарха Тихона. Фотать не стала. Там народа было много, а все равно ведь церковь.
Ну их. Пошла дальше на кладбище. Уходить мне долго не давали. Я глядела на часы и думала: все, пора. На работу не опоздаю, но без завтрака останусь.
И только я поворачивалась - как видела что-то новое, или ракурс, или...
Я не жаловалась? У меня астигматизм левого глаза, плюс близорукость, плюс спазмы сосудов. И при таком раскладе , особенно боковым зрением увидеть в свете или в тени человечью фигуру - проще пареной репы. Разумеется, при смене ракурса (по-русски, когда повернешься и посмотришь в упор) они исчезают. Та к вот. Теней много, свет яркий, неровный. Мне доставляло удовольствие косить глаза налево - воображение подыгрывало: были там и дамы в кринолинах и шляпках, и господа во фраках. "Привидение. Это нормально!" (с) Мы же на кладбище, правда?
ПС, Я все же пришла на работу вовремя и даже успела позавтракать.
А теперь фотографии. Привидений на них нет :(. У фотоаппарата нет моих дефектов зрения. Зато там есть котик. Молодая особь, охотившаяся на птичек.
Немного контрабанды. Оказывается, туда ходить нельзя. Но охранник был вежливый, я тоже не залупалась. Немного сыграла простушку.
читать дальше

читать дальше

17:01 

04.06.2015 в 08:42
Пишет flamiohotman:

Собственно, я всегда представлял "загробную жизнь" как безвременное пространство, где нет никаких ограничений, где вся информация становится доступной при первом же мысленном запросе, причём в куда больших объёмах, чем при жизни. Оказывается, есть люди, пережившие подобный опыт самолично. Любопытно.

Откровения физика Владимира Ефремова, чудом вернувшегося с того света

URL записи

17:11 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
В одно прекрасное утро пошла я искать Введенское кладбище. Оно, как выяснилось, работало с 9 утра, и охранник не пустил, ссылаясь, что камера за ним следит и его не похвалят, но... собственно, не так все плохо.
Чтобы добраться до кладбища - надо выйти на метро Семеновская, и потом.
Приветливый таксист сказал, что это далеко, но вежливо объяснил упрямой пешеходке, куда и как идти. Я, разумеется, уверенности не имела, и на мой растерянный вид среагировал бомжеватого вида мужчина. Тоже все пояснил и показал.
Район выхода из метро Семеновское - новостройки. То бишь - в общем-то, как невесело, на фоне изобилия истории.
Но - улица же называется Госпитальный вал. Зря ее что ли так назвали. Вот кончились с одной стороны новостройки. Тут же торчал довольно модернового вида дом, а рядом - забор, за которым, как мне подсказало внутреннее чутье - ОНО! Правда, оказалось именно оно. Дальше обрелись ворота на Кладбище, по раннему времени запертые, а потом - я пошла дальше, уже поискать, где бы что зажевать - больница. А за больницей - парк, и за парком - снова та Москва, которая отстраивалась после пожара. Но сам парк тоже весьма интересен.
В общем, вот он, путь мой в то утро.
Станция, настраивающая на соотвествующий лад.
читать дальше

Памятник семеновцам.


читать дальше
Была у меня еще одна блажь - найти Бегемота. С Коровьевым.
Пробила в инете - где. И пошла искать.
Ну, правда, умудрилась обмишулиться - мне объяснили дорогу не к Патриаршьим, а к Чистым прудам и я добросовестно смоталась к ним, а потом до меня у метро доперло, что пруды-то не те! Впрочем, не беда. В Даевом переулке должны были обретаться другие памятники - кошкам. И я пошла в Даев переулок.
По дороге
читать дальше

15:52 

Москва.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Работал Интермузей с 10 до 19, что, при необходимости работать на стенде и слушать дискуссии, имело некоторе неудобство. В музеи сходить - ну никак. Разве что в ГИМ, который рядом и можно выбежать. К тому же вдру обнаружилось, что меня бесит идея "сбегать глянуть одним глазком".
В общем, была в музее. Одном, зато на двух большущих выставках. Более 2 часов, так что нормально.
была на кладбищах. Двух. На Донском - спокойно, на Введенском - пробегом, но в следующий раз если буду - пойду на него снова. Досматривать).

Зато что было в свободном доступе - это улицы Москова.
Надо сказать, что жили мы в отличном месте. Двухэтажное здание 19 века в двух шагах от Маросейки. Рядом - ХОСТЕЛ (!) "Наполеон" - роскошное сочетание.
читать дальше

Надеюсь, это не просто граффити и маленького котика не обидят?

В первый же день подбросило меня в 5 утра - на внутренних часах законный 8!
И пошла я гулять.
Выбрела на Армянский переулок, на роскошную кирху, на любимую мною Владимирскую церковь возле Иоанно-Предтеченского женского монастыря. На дома, на которых висят таблички: "Дом 19 века с палатами 17". Но где там упрятан этот 17 век - не нашла.
Лисичка, которая в свое время немало постранствовала по Москве, пояснила, что иногда его не очень то видно. Например, когда на наружном крыльце настраивают стенку...
А вот на палатах князей Шуйских и опытного глаза не надо - они особенные. Непохожие на окружение.
читать дальше
Ранним утром Москва не такой город, который видят туристы, командированные и прочие приезжающие.
Тихо и спокойно. Бегающие трусцой люди приветливо здороваются с одиноко бредущей женщиной.
А примерно часом позже - уже какие-то пацаны, тусующиеся возле ресторанчика, и драчка в метро
с воплями про хачей и пидоров. Жаль...
Но таки не скажу, что Москва произвела на меня впечатление негативное. Наоборот. Люди в массе своей были приветливы, охранники - вежливы и готовы пойти навстречу шибко любознательной туристке. Насколько могли.
Чувство, что века истории обступают меня, что они просто поскрипывают под ногами меня в этом городе не оставляет.
Ну вот например, бегу это я на работу.
Да, в центре суетно и шумно, торгуют всем! История на вынос и распивочно. И все же - обаяние этих улиц пересиливает все.
Ну, или с работы. Разными дорогами бегала. Никольская, Ильинка. Новая площадь. Утром звонят колокола, церквушечки такие махонькие... Велосипеды напрокат предлагают - кстати, вполне себе недорого.
читать дальше
Ну и где тут думать о торговле историей. Есть даже нечто забавное в этих девчонках, которые встали не то между молодым Иваном Грозным, не то Алексеем Михайловичем и .И. Лениным...Фоткаются.
Быть в Москове - да по Луянке не пройти - это выше моих сил. Еще с тех времен, когда я чувствовала себя Лизкой Громовой и жила в Большом Кисельном...
Вот Лубянка. На сей раз - от Садового кольца к площади.
читать дальше
А впрочем, продолжение следует, много было таких фоток.

17:43 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Международный фестиваль Интермузей, по внутриотраслевому статусу можно приравнивать к съезду музейных сотрудников.
Тут решается, чем дышит музейный мир и чем он будет жить дальше. Тут есть секции для начальства и для простых сотрудников.
Интермузей менялся с годами. Первый, который я видела, был в 2008 году, а второй - в 2013. Если фестиваль 2008 года был большой музейный базар, где соседствовали музей космонавтики и г. Лабытнанги, то теперь это (и отмечено было на открытии), более упорядоченное и строгое мероприятие. По правде сказать мне как раз толкучки и не хватало. На одном из снимков запечатлен музейный город - красавец со строгими улицами и единнообразными стенами. Ох, сколько раз я проскакивала мимо своего стенда - а мы были победители конкурса ММММ, то есть в некотором роде наши стенды были главными в этой тусовке).


Народ также понял, что куда проще, чем подлинники, тащить на выставку флешки с презентациями или хотя бы копии. Потому - масса плазменных панелей, масса копий и очень мало вещей. Увы, оргинальных экспозиций тоже не шибко много, по сравнению с прошлыми разами. Интерактива тоже.
Отожгли Дарвиновцы (если я не путаю, конечно),
музей современного искусства г. Перми и несколько литературных музеев. Хорош был музей современной истории.
И еще военный музей, эти просто были супер.
читать дальше
Были и просто ничем не выделяющиеся музеи, которые заявляли: Это наш кабинет, приходите и спрашивайте, мы расскажем.
Показывали оборудование.
Некоторые пытались по старинке заявить, что они есть и они хорошие - для провинций было крайне актуально. Музей кошки "Коготок" из Всеволжска за 700 верст вез мордочку своего музея. Кота по имени Бенедикт. У него был беджик.
Для музейных работников, разумеется, тут было чему посмотреть, однако, пускали на Интермузей всех. Второй раз увидела старушку, которая ходит и с маниакальной жадностью собирает всякие бумажки - наверно, бывший музейный работник, и теперь ей нужны какие-то символы былой активности? Или что? Но явно хапает без смысла, без разбора, и очень агрессивно пытается отнять. Часть явно немузейных товарищей шарашится в толпе с лицами "А че мы тут делаем, А? И вообще, это ЧТО?" Большинство - свои. Ходят, завязывают контакты, тырят явно или неявно фишки друг у друга - идеи то иногда потрясающие привозят. Например, велоэкскурсия по Садовому кольцу. Это и реальное дело музея Садового кольца - и методически интересная фишка - чем Томск в этом плане принципиально отличен от Садового кольца? В общем-то ничем. Ну не будем мы писать заявку о переселенцах, но раздатка ТОКМ - дает понятие о том, какие заявки и как можно написать в фонд Потанина. В общем, связи и идеи и партнерства завязываются здесь.
Еще тут учат. Проводятся лекции и дискуссии своих и зарубежных успешных спецов. Чем жители города отличаются от сообщества и как с сообществом работают? Что сегодня смотрят и как сформировать посетительский спрос на ваш продукт? Что такое местная история и как с ней надлежит работать музеям... Да мало ли. Это уже дело слушателя - взять идею или начать ворчать, что они наших условий не знают и потому это неприложимо. (Лично делала и то, и другое). Программа насыщенная. ВСЕ ТРИ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ МЕНЯ ДИСКУССИИ ШЛИ ОДНОВРЕМЕННО НА РАЗНЫХ ПЛОЩАДКАХ!!! Проклятье. Я посетила одну. Это было очень интересно.
Необходимость стоять на своем стенде и желание а) пообщаться, б) сходить на семинары и дискуссии, в) посмотреть город и его музеи создает напряжение уму непостижимое. Если первые две проблемы разрешимы, то последняя - стресс.
Я вставала в пять-шесть утра, выжрала кофе больше, чем за последние пол-года, один раз на полтора часа опоздала на работу, я ложилась спать в двенадцатом часу... Но... Я НЕ УСПЕВАЛА!!! Я НЕ НАСЛАДИЛАСЬ!!!!
Однако об Интермузее.
Это была целая опупея в первые дни.
Мы прилетали утром и к положенному часу должны были успеть в Манеж. Однако письмо. "Извините, а можете ли вы к 11"? Не шмогли мы... В результате: а в 14 вы можете заселиться, не раньше... Ладно, помотались до 14, вселились. Звоним начальству.
- Приходите к 18.
Пришли. Не пускают. Оказывается, Д.А. Медведев должен посетить Манеж, он оцеплен. Нет, я все понимаю, безопасность, но что он там смотрит, если ЭКСПОНАТОВ НЕТ? Ну, по крайней мере, у большинства?
Ладно, машины уехали. Я за это время успела открыть для себя камни Грота в Александровском саду
читать дальше
и полюбоваться на предка Солнца Русской Поэзии. Очень симпатичный африканец, который ходил в костюме Ибрагима Петровича Ганнибала. Временами начинал приплясывать, ему было трудно стоять. Рядом тусила женщина в современной И.П. Ганнибалу одежде. Белая. Держалась от И.П. подальше, что вполне соответствует исторической правде.


17:38 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Итоги работы фестиваля "Интермузей 2015"
17 июня 2015

11-15 июня 2015 года в Москве проходил фестиваль "Интермузей 2015" (imuseum.ru/ru/) - одно из ключевых событий культурной и музейной жизни России.

232 музея из самых разных регионов России представляли свои проекты публике и профессионалам в историческом центре Москвы в залах Центрального выставочного зала Манеж.

"Интермузей" посетили Глава правительства РФ Медведев Д.А., мэр г. Москвы Собянин С.С., Министр культуры РФ Мендинский В.Р. В работе форума участвовали ведущие отечественные и зарубежные специалисты в области музейного дела.

В ходе фестиваля сотрудники Томского областного краеведческого музея, при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина (www.fondpotanin.ru/), в рамках площадки "Музейный гид" представили коллегам, а также жителям и гостям столицы мемориальный, образовательный и исследовательский проект "Сибиряки вольные и невольные".

И приняли активное участие в семинарах, мастер-классах и панельных дискуссиях по актуальным вопросам развития музейной сферы: стратегия развития музеев, музей и местное сообщество, краудфандинг и фандрейзинг в музее, музей и индустрия туризма, информационные технологии в деятельности современного музея.

Проект музея «Сибиряки вольные и невольные» (сибиряки.онлайн/) стал победителем грантового конкурса Благотворительного фонда В.Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире" в 2013 году, а затем, год спустя, был отмечен экспертами Фонда как один из 6 лучших реализованных проектов (среди 17 проектов-победителей). Во время торжественной церемонии награждения руководитель проекта Перехожев С.В., директор Томского краеведческого музея, получил памятный знак и диплом из рук генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина Оксаны Орачевой.

Не менее значимым событием "Интермузе" явилось и награждение музея за победу в конкурсе "Меняющий музей в меняющемся мире" в 2015 году в конкурсе "Музейный старт" за проект "Чаинское крестьянское восстание (опыт документального театра в музее)".

Этот проект объединит усилия сотрудников музея, приглашенных драматурга, режиссера и актеров для создания и представления силами профессиональных актеров на площадке музея документального спектакля, посвященного восстанию спецпереселенцев («раскулаченных») 1931 г. Восстание охватило значительную часть Нарымского края и стало крупнейшим подобным восстанием в Зап. Сибири (ок. 1000 участников).
Оно изучено в историографии, имеются документы и материалы, часть которых хранится в фондах музея. Работы исследователей, музейные и архивные фонды станут основой для создания сценария спектакля.Он не только «вооружит» посетителя фактической и концептуальной информацией о событии,но и, по замыслу авторов проекта, окажет на него сильное образное и эмоциональное воздействие.

Зрители после просмотра получат возможность вступить в диалог с режиссером, сценаристом исследователями проблематики,а также друг с другом. Подобный формат позволит им «поговорить с прошлым», сформировать более яркую и многомерную картину произошедшего через «оживление» исторических источников. Будут созданы предпосылки для рефлексии относительно судьбы человека в России, смысла исторического процесса.

Уверены, что знания и профессиональные контакты, полученные музейщиками на Фестивале, позволят им по-новому взглянуть на концептуальные и прикладные аспекты деятельности музей, придумать и реализовать новые проектные инициативы.
Я


читать дальше

17:18 

Отчет о Дне Победы в Томске.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
На 9 мая далеко не уедешь - потому что хочется посетить парад и посмотреть праздники.
Для меня День Победы очень прочно связан с фигурой Предка-героя. Это и моя родная бабушка Таня, которая первая рассказывала мне о войне. Рассказывала смешно : одно присловье "Русские на Прут, Немец - за Серет" чего стоит. И страшно - о бомбежке поезда, на котором она ехала, о трупах в Днестре. Тут и мой дед Николай Громов, и папин отчим Александр Назаренко, и мамин дядя - Николай Устимов. Мамин дед - единственный, кого я помню, на войну не попал - но не по своей вине - вскрылась язва желудка, чуть не умер...
В общем, на День Победы мы всегда планируем большую поездку в Томск, но с обязательным посещением парада в Северске. Да, в Томске парад больше, но тут идут свои.
читать дальше
На сей раз стояли далеко, у меня и так нет хороших фоток с парада, а тут - особенно. Стояли далеко.
А потом мы поехали в Томск.
Одна из задач была - поехать и посмотреть памятник казакам, который наконец-то открыли при Воскресенской церкви. Ее настоятель, о. Петр Кадомцев, давно мечтал.
читать дальше
О церкви - вот.
www.voskresenskchurch.narod.ru/
От о. Петре могу сказать, что у этого бывшего военослужащего (военный строитель, насколько помню), отличное чувство истории. он смог восстановить 1000 пудовый Царь-Колокол, а фрески в храме вообще очень интересны. И старые, и новые, которые сделаны с явной ориентацией на стиль Дионисия и его последователей.
О колоколе. www.uc.tomsk.ru/news/tomsk/istorija_tomskogo_ca...

читать дальше

17:50 

Место возможного похода

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
12:37 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Решили мы сегодня съездить на кладбище пос. Сосновый бор. Того самого, который в просторечьи именуется также "Психой" и "Свечным" - там действительно еще с дореволюционных времен располагается психиатрическая лечебница. А в годы войны располагался специализированный эвакогоспиталь 3613, специализировавшийся на лечении больных с черепно-мозговыми и лицевыи ранениями, а также тех, кто в результате стресса или ранения имел психические расстройства.
Разумеется, в любом госпитале есть случаи смертей. Умерших хоронили недалеко от поселка. Потом на этом месте был поставлен памятник.
О его существовании я узнала еще в 2008 году, во время моих первых покатушек на велосипеде. Однако, тогда, давно, я не сфотографировала памятника, а потом второпях его не нашла.
И вот теперь поехали мы найти памятник сегодня.
Заодно осмотрели кладбище.
Но сначала о памятнике.
Представьте себе огороженную территорию, памятник на которой занимает примерно 1/5 площади, а вокруг - пусто и деревья. Плюс одинокие могилы. Присмотревшись, понимаешь, что в огороженной территории много оплывших могил - причем стоят они ровными рядами и насыпи большие. Полагаю, некоторые могилы такие большие не случайно - наверняка, хоронили не по одному.
На памятнике фамилии. Сам памятник ухожен и чист, вскопана земля - под цветы, надо полагать.



читать дальше

ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГРОЗНЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Взято тут. tokpb.ru/novosti/istriya-psikhiatricheskoy-pomo...,
Подробнее: cyberleninka.ru/article/n/tomskaya-psihiatriche...


читать дальше

Теперь о самом кладбище.
Новая часть в идеальном порядке. Могилы рядами. Много хороших, чуть ли не индивидуальных надгробий. И, увы, много молодых лиц...
Новое кладбище.
читать дальше
Старая часть изобилует столь любимыми мною "родовыми" участками огромных размеров. Оно тоже относительно просторно, но идеального порядка новой части там нет. Разумеется, подробное обследование помогло бы выявить старые могилы, но пока - такое чувство, что в основном послевоенные захоронения. То есть теми, вокруг кого стало нарастать кладбище, являются наши солдаты, умершие в эвакогоспитале 3613. Или все же раньше тут было кладбище?
читать дальше
Решили было поехать в Сосноый бор, но дорога через лес оказалась непроходимо грязной. Так что как-нибудь в другой раз о психе расскажу.

15:24 

Сегодняшняя покатушка.

38 километров до деревни Чернилщиково. Смотреть сибирскую весну.
читать дальше

17:50 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Сегодня мы впервые в этом году выбрались в Томск. Намотали 60 км. Выехали в город с одного конца и заехали... ну, не совсем с другого, вернулись через Кузовлево. День был довольно прохладный, весь день небо то хмарилось, то выглядывало солнышко, чтобы скрыться. Но мы все сделали. Даже нашли магазин на Мичурина, где продаются маленькие туристические топорики - самые дешевые в Томске.
Томск весенний.
читать дальше

читать дальше

16:48 

08.01.2015 в 19:26
Пишет Вольфганг Шеффер:

Самураи. Искусство войны.
Выставка путешествует по разным городам и весям, и я ее посмотрела.
Очень стильно и интересно. Черные стены, элементы, вызывающие ассоциации с японией, фильмы, очень содержательные, и грамотная разбивка на комплексы. Кимоно мерить не стала. А вообще можно.
читать дальше

Это фильм



URL записи
запись создана: 17.04.2015 в 14:58

Дневник велосипедистов

главная