Здравствуйте, нас зовут Сергей и Татьяна. Мы велотуристы-любители. Занимаемся велотуризмом с 2008 года.

Живем в городе Северске Томской области. Так что путешествуем пока преимущественно по окрестностям города Северска: Томский, Асиновский, Шегарский и Кожевниковский районы Томской области, Кемеровская область.
Здесь будут размещены отчеты наших путешествий из не столь далекого прошлого и будущие велопоходы, достойные упоминания в сети. А также краеведческая информация по югу бывшей Томской губернии.

От Конево до Белово

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Узнав, что дорога через Конево есть, мы радостно устремились на нее. Поля с видами на Полысаево сменились какой-то промзоной. Дорога резко почернела, как почернела и травка, и мостик через Иню. Ну, что делать - это же технологическая дорога. Пошла грунтовка - но по причине длительной жары без дождя, она вполне была сопоставима и с грунтовкой. Скорость мы невольно сбавили, но и до Белово оставалось немного. Постепенно черный цвет дороги стал бурым. Потом появилась железная дорога, и даже замелькали какие-то домики на той стороне. Должен быть и переезд, но его не было. Мы проскочили какую-то бытовку, возле которой нас облаял местный друг, товарищ и брат. А переезда не было. Мы уже решили, что он мог и исчезнуть, с грунтовками так бывает. И решили вернуться к бытовке и спросить у хозяев друга, товарища и брата, а далеко ли до переезда. Вышли два мужика, утешили, что километра через полтора-два будет нам щастье, а пока они отвечали, из бытовки вышел молодой котик. Понятно, мы попросили разрешения его сфотать.
- Да пожалуйста, - ответил мужик, - Серега, иди сюда.
Мы так и прыснули. Серега пояснил, что он тоже Серега, но то, что я его Котом зову, он не сказал :).
Ехали мы эти два километра долго - с железнодорожной насыпи на дорогу насыпалась щебенка, и по ней не разгонишься.
Переезд через пути и реку был замысловат, соединяя мост через речку, под железнодорожным мостом и выезд на дорогу асфальтовую.
Конево славится своим курганным могильником эпохи средневековья, но мы могильник промограли (потом в музеях показывали вещи из могильника, так что мы ничего не потеряли), зато запомнился колонкой с холодной свежей водой. Погода требовала охлаждения.
Трасса на Белово оказалась широкой и спокойной. Вообще это федеральная трасса Кузбасс-Алтай, и нас пугали, что асфальт на ней плох, и потому по ней очень мало ездят. Так вот, это гнусный поклеп, на самом деле асфальт там обычнокузбасский, то есть после Томской области кажется идеальным. Траффик небольшой. Серега сперва хотел обойти развязку, проехав через Убинский, но решил, что можно и по трассе. И правда, никаких сложностей.
На развязке меня довольно сильно напугала молодая беременная женщина. Она стояла у бортика трассы с безучастным видом. Не будь беременная - можно было бы подумать, что ждет клиента. А беременная? Такое отрешение от всего - что просто не по себе.
Белово меньше Ленинск-Кузнецкого. Пока ехали - посмотрели улицу Веры Волошиной и городской парк - место довольно запущенное.
Зато поселились на улице Ленина, прямо у самого вокзала. Первый этаж, центр города, умудрились скидку у хозяйки выпросить. Квартира хорошая, чистая.

Серега - суровый охотник.

Самарово, Остяко-Вогульск, Ханты-Мансийск

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Судьба забросила меня в этот очаровательный морозный город на семинар для музейщиков. Давно ли я ездила на такие семинары учиться, а теперь вот преподаватель, впрочем, это не исключает той части, которая "учиться", в том числе у учеников.
О научно-практическом семинаре я писать подробно не стану - о нем хорошо рассказано
Тут www.muzgeo.ru/?ELEMENT_ID=1970, тут www.muzgeo.ru/?ELEMENT_ID=1971 и тут www.muzgeo.ru/?ELEMENT_ID=1973
Расскажу лучше про город, который встретил меня Ночью - потому что начинается она часа в 4 дня, а заканчивается едва к 8-30 утра, то есть только в обеденное время я и видела солнышко. И Морозом - собственно, в Томске был такой же дубак, но я видела Хантымансийские морозы, а Томские -только утром в день прилета.
Прямых рейсов до Ханты-Мансийска нет, и надо либо 5 часов ехать до Новосибирска а потом лететь, либо лететь до Сургута и 5 часов ехать до Ханты-Мансийска. Второе явно приятнее и предпочтительнее.
И вот я прилетела в Сургут, без проблем купила билет на микроапвтобус и стала его ждать. Было довольно тепло - я бегала меж вокзалами нараспашку и без шапки. Кстати, аэропорт в Сургуте великолепный, благоустроенный и очень красивый. Даже с музейной зоной - выставка "Летающая Югра" с порога предупреждает: здесь вам земля Хантыйская, Югра. Летающая Югра.
В аэропорту я пообедала и пошла искать автовокзал. Поскольку потом возвращаться в Аэропорт - это снова досматриваться, то я осталась ждать автобус в автовокзале, хотя это была большаякрытая остановка с кофеавтоматом в углу и тепловой пушкой на д входом. Впрочем, светло.
Дальше были 5 часов дороги - Ну, 4,5 на самом деле. Причем смеркаться начало уже часа в 3, а к пяти стемнело. Я пыталась отснять виды факелов, но довольно безуспешно...
Гостинца "Югра" оказалась через три дома от остановки, и я поторопилась заселиться. К моему удивлению - в одноместный номер. Вода горячая, номер теплый, одеяло толстенное, но без чайника в номере. Пошла в бар - и там к моему восторгу мне обещали чайник в номер. Пока подднялась и сняла свитер - принесли чайник и обещали по первому требованию забрать...
Место отличное, но первую ночь я не могла заснуть - начинала семинар моя лекция, короче, просыпалась от всякого шума за окном или в коридоре.
Утром пошла на работу в Музей геологии, нефти и газа.
Надо сказать, что из-за жутких морозов и ранней темноты я посмотрела меньше, чем хотела. Но центр города довольно компактен, и потому я увидела довольно много. А в Самарово и Археопарк нас возили.
Самарово - это бывшая ямская слобода. Названа в честь хантыйского князька Самара, убитого Ермаком. Не одолел казак остяка силой, взял хтитростью. Как эксурсовод сказала: "Иной раз благие цели - присоединение к государству российскому - даются кровью" Я про себя хихикнула - Самару это расскажите, он бы сказал про благие цели...
Город Остяко-Вогульск - это уже 1935 год, строился, понятно, спецконтингентом, а расцвет связзан с освоением нефтяных месторождений.
Ну да ладно - вот фотки города, снятые моими коченеющими руками в коротких пробежках до работы и в обеденный перерыв. Ну, иногда я сбегала с лекций, радуясь, что я препод, а не студент :).
Дальше стоит Мать-Югра, окруженная группами первопроходцев, которые то казаки и священники, то всякие исследователи, а то геологи и советские первопроходцы.

Пока все. Археопарк достоен отдельного поста, а по музеям... Там, наверно, про некоторые выставки отдельно надо писать...

Минутка отдыха.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
В этой поездке было очень много котиков. Не удалось отснять одну кошечку нормально, и еще одну вообще не успела.

Поход на тюльберов и обратно.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Этим постом я начинаю серию отчетов о походе, который начался 19 июля и завершился 30 июля сего года. Общая протяженность проделанного на велосипедах пути составила 480 км. Длительность - 12 дней. Километраж вышел небольшой, потому что во-первых, мы много ходили пешком, во-вторых, вернулись из Кемерова электричками. Самой удаленной от Северска точкой был экомузей Тюльберский городок. Он находится на расстоянии чуть более 50 км от Кемерова.
Мы не ставили задачи совершть какие-либо рекорды, достичь новых рубежей в походе, или, допустим, понять новые рубежи выносливости для себя. Доехать до очередного интересного места и посмотреть: город, музей, красивое место.
Первоначально планы у нас были шире - хотелось не только посмотреть Кемерово и Тюльберский городок, но и Берзовский, Анжеро-удженск, даже Мариинск. Потом решили - будем ставить реальные цели.
В общем, наблюдения таковы.
Мы можем проехать за день более 100 км, но зачем нам это надо?
После двух дней езды надо обязательно делать лежку, а не доводить ситуацию до усталости.
Итак, самый трудный день был первый. Мы проехали по пути, уже дважды проделанному туда и обратно маршруту. От Северска до Иткары, где у нас живет знакомая, Татьяна Александровна.
Поэтому особенных фотографий у нас нет. Разве только, отмечали что-то новое и интересное. Например, видели, как машина в поле прессует и скатывает сено в рулоны и обертывает его чем-то белым.
А вот того мотоциклиста, которого фотографировала его подружка с розовыми волосами, не засняли. Место между Вершининым и ярским пустынное, и парень носился по трассе с диким ревом, на скорости километров так в 250. В общем, он нам ничем не угрожал, но нервировал ужасно.

Или что в Ярском начали строить церковь. Прямо на месте рядом с могилой убитого активиста. Но активиста не потревожили.
Или, что за ярским, прямо перед поворотом на проселочную дорогу, оказывается, есть родник с питьевой водой.
Путь был нелегок. Мы, конечно, тренировались, но на маленькие расстояния. С меньшим грузом. Было жарко, и традиционные купания на Казанке и на Бойце положение не слишком то спасали.
Заехали мы в Юрты Константиновы. У меня есть респондентка из этого села, и мне загорелось посмотреть на Юрты по-новому после общения с ней. Мечеть найти, в частности.
Так вот. Тот дом, что заворожил меня в прошлую поездку - это бывший клуб. А до культурной революции там была мечеть.

А идея у нас была, первоначально, ехать не до Иткары - это небольшой крюк в сторону от дороги, а до Яшкино. Чтобы наутро коазаться в Писанице раньше. Но Татьяна Александровна очень хотела с нами встретиться, и мы решили ехать в Иткару. По правде сказать - и правильно. До Яшкина было бы еще километров 30 с лишком, по довольно гористой местности (с плавным повышением рельефа там, где нет горок).
Так что все вышло замечательно, что мы решили все же встречаться с Татьяной Александровной и ночевать у нее.
А это уже иткаринский дом. По размерам судя - большая была семья и богатая, А судя по звезде - потеряли они в годы войны человека...

Татьяна Александровна спасла (кого подобрала сбитого, кого от утопления) и заботится о 9 кошках и 3 собаках. Дашу, Кроху и Малыша я явно научилась различать, а из кошек уверенно назову только молодого серого котика Прошу, который прошлый год был совсем маленький котенок.
В общем, переночевав в гостеприимном доме Татьяны Александровны мы двинули дальше.
Прошлый год мы ехали через Красноселки и Пачу, а теперь - через Ботьево и Дубровку. Так короче. Дорога от Лениского - гравийка, и местами очень даже хорошая, а местами - пыльная и тряская, рыхлая. Шины у нас - слики, специальные антипрокольные, и ехать на них по гравию было тяжко. Скорость порой колебалась где-то в пределах 12 км, иногда разгонялись до 16 и даже 20.
В Яшкино был уже хороший асфальт, но перед Яшкино несколько крутых подъемов , потом надо делать крюк до развязки, а потом, после Яшкино, еще три крутых подьема. На посдледнем я сдохла и пошла пешком. Муж отнесся с пониманием и даже скормил мне энергетическое желе Арена - приторно сладкий термояд - после него реально оживаешь и начинаешь ехать почти как живой. Тем более, дорога пошла почти ровная и по хорошему асфальту, мы разгонялись на ней до 25 - то есть как будто без рюкзаков. Особенно после поворота на Пачу, который записался у меня в памяти как "рукой подать" - на самом деле там километров 12 до Писаницы, но - это уже совсем рядом.
В результате до 15 часов мы оказались в вожделенной "Томской писанице". Оплатили кемпинг и пошли устраиваться. Понедельник у Писаницы - полувыходной. Если вы не были в Писанице - скучно не будет. Смотрите экспозиции, даже экскурсию можете прослушать. Но ни сувенирной лавки, ни кафе, ни вайфая - не будет... Кафе, впрочем, работает. То, что в Юрте. И напротив шашлычная. Мы поели в кафе - что-то предыдущие два дня сильно нас утомили. Не то жара сказалась, не то психологически показалось тяжело. лень было готовить.
Забавно, что в кемпинге не оказалось воды. Мы понадеялись, что она будет, а в воскресенье цистерну увезли. Воду набрали в заповеднике - за клеткой с медведем.
Итак, первые два дня - 102 км, и, соответственно, 78.

Дорога Писаница-Кемерово.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
21 июля мы намотали 26 км. По большому счету - по Писанице, только однажды довелось выбраться. Дело в том, что накануне муж обнаружил, что забыл дома длинные брюки. Вечером без них дискомфортно. Кроме того, продукты, годные к употреблению в дороге, требовалось пополнить. Мы собирались это сделать 22-го утром, а потом вдруг спохватились - едем то утром, так что магазины будут закрыты. Ломанули спешно в Колмогорово. Нам реально повезло. Промтоварный магазин работал до 18, но продавщица задержалась. Мы купили трико и закупили продукты. В Колмогорово есть мастерица, технолог по профессии, которая неимоверно вкусно солит сало. Кроме того, понравилась с прошлого года конина. Закупили. Утром двинулись, по пути пытаясь дозвониться до Тюльберского городка.
Это особая история.
Узнали мы о Тюльберском городке через публикацию в интернете. А там было отчасти описано: ворота закрыты, докричаться не могли, стали рыться в интернете, нашли кемеровский номер, а тот мужик из Кемерово позвонил в Тюльберы... Короче, вот такая путанная схема. Позвонили мы по означенному номеру и выяснили: номер уже не их, человек дал номер кафекдры в университете и наутро мы с 9 до почти 12 звонили по этому номеру, пока не дозвонились и не получили мобильник самого Кимеева.
Ну да ладно.
О дороге. Пока от Кемерова было далеко, трасса была асфальтовой, широкой и довольно безлюдной. ДО Пещерок - деревня такая, она была нам знакома по прошлому году. Довольно волнистая между Писаной и Колмогорово, а потом почти что ровная. Что дальше - неизвестно. Мы поехали по ней. Места более чем живописные. Местами видна Томь, а по другой половине дороги идут откосы. Когда дорога идет по надпойменной террасе, то она идеально ровная. По большому счету можно просто фотографировать все от и до. В обе стороны.

В одном месте параллельно трассе, которая стала более оживленной, чем у Писаной и Пещерок, параллельно трассе шла грунтовка. Мы искупались в Томи, и стали на нее. Но через пару сотен метров она кончилась. Мы вышли на трассу. Проехали метров 10 - она снова пошла. Но мы больше не повелись.
Трасса местами довольно узкая, и все более оживленная по мере приближения к городу, тем не менее была достаточно спокойна.
Какой-то источник. Грязный и без воды. Зато беседка.
По пути в Кемерово мы планировали посетить село Верхотомское (Верхотомку), где некогда стоял острог. Свернули. Спустились вниз и поднялись на горку. Кроме креста на месте острога обнаружили еще памятник убитому кулаками избачу, и памятники воинам, и памятник у избы, из которой на фронт ушли двоюродные братья, 6 человек, и не вернулись. А до места разрушеной церкви не доехали немного, но и не поехали.
Выехав из Верхотомки, мы вернулись на трассу. И практически сразу поняли - это - уже Кемерово.

Место возможного похода

14.07.2013 в 09:09
Пишет Вольфганг Шеффер:

Но я сказала: "Брат, мы все-таки пойдем вперед!" или Дорога Зашибана.
В общем, это была странная дорога. Странный поход. Когда муж все время сомневался в рациональности своих действий и делал их. А я периодически выдавала что-то в роде арии Галадириэли про "надежды нет, но там вдали горит восход".
В общем, дорога: Северск, Петрово, водоканалка, ветвь водоканалки на Победу, Зашибана дорога (лес и мимо брошенного кладбища), Победа. Киреевск, Зашибана дорога (Киреевск - Верхне-Сеченово) Верхнесеченово, Карбышево, Рыбалово (И конец 1 дня, 140 км) Рыбалово-Зоркальцево-Петрово-Северск. 44 км.
Прелесть этой дороги не в длине - проходили и больше, а в том, что на участке водоканалка-лес 13,5 км, примерно километров 6 - жидкая грязь. И на участке Киреевск-Сеченово - 16,5 км, дорога или настолько профилясто-колеястая, или профилясто-колеясто-травянистая, а то и вовсе болота. В общем, дважды в этом болоте мы увязали так, что надо было выползать из грязи на коленках.
Там, где дорога Зашибана, ехать нельзя. Можно идти. Сил, понятно, берет немеряно. Еще больше времени.
Добавить к этому тучи гнуса, и мы получаем нормальный сибирский экстрим.
При этом палатку мы не взяли. По счастью в Рыбалово отдыхала Инлинь с семейством, и они нас приняли и даже попарили в палаточной баньке.
В общем, проверено, дороги от Киреевска до Сеченова нет. Но в целом путешествие оставило приятное впечатление. Купались в Оби на очень приятном месте. В Киреевске нет реки (есть, но так далеко, что ну ее нах), но вкусный хлеб и очень красивые мета. Домик Инлинь - особая статья - мож, хоббиты и найдут эту пещеру неуютной, а на наш вкус - очень классно, дружно, уютно. Всем живущим там комфортно. Я посмотрела, как деловито Чибиуса таскает в баню дрова и как ловко они обходятся с бытовыми задачами - просто прелесть. Изумруд при нашем появлении спряталась под кровать. Оказывается, это она нас пугала :). Потом зайсы построили домик из подушек и даже пригласили в него меня. Домик хорош, но я в нем помещаюсь только в скорченном виде.
Впечатления от матраса, на котором лежу я, а по мне скачут Изумруд и Чибиуса, и знакомство с Тори (она сразу поняла, кто скорее даст ей печеньку, и села рядом со мной) - особо приятные впечатления. Кстати, при частичном отсутствии окон - полное отсутствие комаров - поставили морилку.
Ну и прикол напоследок. На КПП у ужа лопнула цепь. Ну лопнула и лопнула - я умею чинить цепи. Прижались к стенке здания КПП, чинимся. Вдруг за спиной веселый рык: "Это вы тут минируете?". Оказывается, наши скорченные позы вызвали у кого-то ассоциации (ну да, два террориста встали посередь бела дня у центрального хода общего КПП, и давай монтировать адские машины. ) Командир поржал с нами, и почапал восвояси.

Итого, за 2 дня - 184 км, из них примерно 18 - пешедралом. Первый день - 140 км, второй - 44 (а Кот говорил - 35 :)). Хорошо , что не поехали, а остались в Рыбалово).

Приветствую ПЧ! Flamiohotman, добро пожаловать.

Как я Товарища Свердлова косплеила.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Съездила я в Нарым. Но прежде, чем я расскажу, что там было - а мы закрывали грант "Нарым. Забыть нельзя сохранить", расскажу я про то, как я из Нарыма уезжала.
Надо сказать, что это замечательное село находится на реках. Река кормит Нарым даже в условиях почти отсутсвуиющей инфраструктуры для работы. Рыбу ловят все лица мужского пола, и лодки у домов встречаются раза в три чаще, чем машины. Но именно поэтому в Нарым трудно попасть и выехать из него легко и просто только в зиму. Потому что летом, а также в весеннюю и осеннюю нвигацию ты капитально зависишь от водного транспоорта. Катер КС, пассажирский, ходит регулярно, но в выходные он не ходит, и вообще - это не так часто случается - КС. А мостов, по которым могла бы проехать частная машина или такси - нет. Если ты хочешь в навигацию ехать до Нарыма непременно на машине - то паром ходит дважды в неделю. 7 утра в понедельник и среду. На КС плыть 2 часа, а на пароме - все 4. Для сравнения зимой на машине - час...
В то время, как навигация закрыта, а лед еще не встал в Нарым можно добраться только по воздуху...
В Нарым я уехала благополучно. Тревожные звоночки прозвенели во время праздника, в Пятницу, 13. Часть гостей не успела на праздник, поскольку КС сломалась и их отбуксировали назад в Парабель, а потом везли на КС Администрации.
Утром я в 8-20 должна была уехать из Нарыма, чтобы в 14 часов поехать на автобусе домой.
Перед этим заскочила к милейшей женщине за рыбой - рыба была заморожена до состояния камня и весила примерно 7-8 килограмм - все го то три судачка и одна щучка :). Хозяйка поинтересовалась: как я собралась ехать, если КС сломалось? Я пожала плечами: вдруг, починили или пригонят административное судно, или... В конце-концов, оставалась опция звонок другу - то есть директору музея с воплем: "Помогимтя-я!" Надеялась я и на предприимчивых представителей нарымского социума: томичи бы уже давно толпились у пристани, предлагая свои плавсредства всем рвущимся в Парабель.
Пришла на берег. Стою. День - по равнению с двумя предыдущими - теплый, 0 градусов. На берегу пусто, я развесила локаторы, пытаясь уловить полезную информацию. Точно, идет парень (на вахту собрался). Какой-то мужик радует его новостью, что КС сломался и что он едет на своей лодке в Парабель встречать когото-то там. Я галопирую туда. На берегу один парень. Я с ходу, не возьмут ли еще одного пассажира? Тот пошел искать мужика. Оказалось, и двух бы взяли. Но мужик, смерив нас взглядом, обещает, что по пути мы от холода поколеем.
А я командированная. У меня вещей - запасной свитер и парадные брюки. Джинсы зимние, но я в них замерзла в КС по дороге туда.
- Ладно, что-нибудь придумаем, - отвечет мужик, - Ну, и вдруг КС все же придет. КС не пришла. Пришел капитан м сказал, что будет она в 19 часов...
Но я уже была спокойна, как удав - нам же сказали, что возьмут. Парень оставил свои пожитки под мой присмотр и побежал домой утепляться. Пока я его ждала, решила, что купить кальсоны было бы неплохо, но куплю ли я утром эту важную вещь? Парень вернулся и сказал, что магазины работают. Время было - в конце-концов, подождали бы. Я поскакала до сельпо. Попросилась запустить меня куда-нибудь одеться: ну, не на пристани же мне штаны переодевать? Пустили в подсобку, посмеялись над ситуацией.
Мужик честно приехал, подогнав на тракторе лодку. А в лодке две огромных зимних куртки и жилеты для спасения утопающих. Впрочем, если мы бы перевернулись, по нынешним меркам это вряд ли нас спасло - вода ледяная, населенных пунктов между Нарымом и Парабелью почти нет.
Я надела бандану в позитивные черепа на уши и на нос и сидела в лодке, как правоверная мусульманка в никабе.
Но оказалось на удивление тепло. Мужик еще и чаем из термоса напоил. Спросил, не боюсь ли я на лодке плыть? А Обь была спокойная, и шансы, что мужик перевернет лодку с огромными крыльями ("Казанка", если что) - примерно такие же, как попасть в ДТП, даже ниже. Сказала, что в шторм, наверно, боялась бы, а так - нет. Он сказал, что в вал он сам не любит ходить.
Я ехала и представляла себя ссыльной, бегущей из Нарыма на Большую землю. Местные за умеренную плату помогали, что... Товарищ Свердлов где-то в близкое по времени время гда бежал на обласке, перевернулся и чуть не утонул.
Да Парабели добрались без приключений и даже не замерзшие. Кайф - налицо. Время в пути - отсилы минут 50. То есть выехав на час с лишним позже, я приехала аккурат в то время, в которое должна была прибыть в Парабель...
Это вид из лодки. Видите помороженое стекло? И оцените крастоу и простор Оби - мы шли примерно по середине реки.

9 августа, продолжение.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
На обратном пути с кладбища заехали в музей - приветливая вахтерша созвонилась с руководителем музея и еще с начальником охраны. Я вообще-то хотела пристроить в фойе Совета ветеранов-музея и еще какого-то там центра наши велики и посмотреть музей с Серегой, но Серега во-первых больше был настроен посторожить велики, во-вторых, в фойе их не пустили, и я, сдав паспорт вахтеру, пошла одна.
Фотографировать музей не разрешили. Да и трудно его фотографировать. Это типичный производственный музей - много фотографий, много документов, много личных историй. Кроме производственного зала - зал боевой славы. Ветераны Великой Отечественной все живые - завод послевоенный, кто вернулся, тот и работал. А вот ребята, погибшие в локальных конфликтах - эти да, есть. Так что душевный музей, хороший. И работают там хорошо, с любовью к своему предприятию. Руководитель музея - сама недавно с производства.
Посмотрев музей, мы двинули дальше. Впереди был памятник Гагарину, потом - клумба в виде Вагонетки, а на пересечении улиц Волошиной-Двужильного и бульвара Патриотов - храмовый комплекс Иконы Б.М. Утоли моя печали. Это все - уже и не совсем Кемерово, а выросший вокруг военного городка поселок Южный. Дальше предстояло решить, ехать ли на кладбище, либо смотреть деревянную скульптуру Кот Матроскин. Учитывая, что на пути к Матроскину было еще пара интересных мест, остановились на осмотре Матроскина. А кладбище - в Кемерово мы явно не последний раз, учитывая, что фестиваль авторской песни - это каждый год.
Обратно поехали. Серега заговорил, что хотел бы купить на губернском рынке вишни, но я уперлась: купить наконец бурундука маме Гале. Покупать послала Серегу, учитывая, что он лучше знает вкусы своей мамы, чем я. Бурундуков было два, разных, так что я предвидела сложный выбор. Ксати - не зря послала: Серега выбрал не того бурундука, которого взяла бы я.
Интересно, что нас продавщица запомнила. Кстати, еще в одном месте нас запомнили - и второе более удивительно, поскольку это точка в огромном супермаркете. Мы не были уверены, что покупали продукты на этом прилавке, и продавщица сказала: было дело, назвала, что брали, а на недоуменные вопросы, как она нас запомнила ответила Сереге: "Женщина у вас больно приметная" :).
А вот на базар мы опоздали.
День предсказуемо закончился на Щегловском базаре, закупкой продуктов на следующие дни, которые будут уже в Писанице.
Потому что в четверг мы собирались отчалить назад.
Но у нас остался непосмотренным проспект Шахтеров. И мы решили податься обратно не в четверг, а в пятницу.
Вечером начался проливной дождь, подтвердив таким образом правильность принятого решения.

Кладбище военнопленных

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Читая про кладбище военнопленных перед походом, мы заключили, что во-первых, н7айти его будет о-очень сложно, во -вторых, что место это глухое и опасное и по шеям надавать тут могут легко.
Ко второму сразу отнеслись наплевательски - во-первых, если верить народной карте мы сами живем в криминальном районе (ага :)), во-вторых, слава криминального места закреплена за многими населенными пунктами и районами: Итатка, Л-К - город понятий недетских и проч. В общем, если искать приключения, то может, и найдешь. Не искали.
Так вот, как выяснилось, кладбище находится сразу. Минуешь больничный, который искать не сложно, и там растоптанная тропка. И ведет она сразу на кладбище. Место же...

Общий вид центрального памятника

И вот ходили мы по этому кладбищу. Было тепло, но не жарко. Даже небо было не пасмурное. Я не помню, был ли ветер в реальности? Но в памяти моей остался именно ветер, гуляющий по пространству мемориала. Ветер, который у меня всегда в представлениях связан с дорогой и со смертью. Это был ветер смерти, чужой смерти, не моей. Живым он навевает возвышенные светло-грустные мысли и умиротворение. Так бывает на старых кладбищах, где нет уже свежего горя. Покойники прощены одними и оплаканы другими. Обихожены (бывшими врагами, которые не мстят мертвым), здесь их земля, даже если умерли они на чужбине. А живые идут дальше своим путем, не предъявляя умершим счетов за прошедшее былое. Сказывалось, кстати, и то, что покойные эти были "не свои". Разница между военным мемориалом на могиле, допустим, умерших советских воинов в госпиталях, и этим воинским мемориалом - налицо. Наши мемориалы - они всегда тревожные, с горечью.
Тут мне было хорошо, как на старом, ухоженном кладбище - я чувствовала прикосновение прошлого и его трагедии были тут разрешены с величайшим достоинством.

Непарадный Кемерово. 9 августа, утро.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Обычно туристы осматривают центр города, иногда забираются на окраины, но промышленная часть города чаще всего оказывается за бортом. А зря. Там много интересного.
В этот день мы приступили к плановому освоению той части города, которая по ту сторону Кузнецкого проспекта.
Там находятся несколько памятников - с каждого завода уходили парни на войну. Та ту Войну, на малые войны.
Апогеем путешествия должно было стать кладбище военнопленных. И стало, настолько, что ему будет посвящен отдельный пост.

Выехали мы рано. Настолько рано, что было рано зайти и купить бурундука маме Гале. Да, это целая эпопея.
Сперва мы пошли искать памятник "Советский рабочий". Вообще, как только главные проспекты Кемерова перебираются за Кузнецкий, они резко меняют свой стиль с помпезного на будничный и даже затрапезный. Современные памятники там сугубо по событиям, а вот старые - иногда вполне себе с декоративно-идейной нагрузкой.
По моей привычке придумывать городу конкретное лицо, я представляла себе Кемерово эдаким передовым рабочим. Вроде вот такого.
Кемерово, автопортрет. По крайней мере, мне кажется, что Кемерово выглядит именно так.

Березовский

Рудознатец Михайло Волков.

Мимо города Березовский мы проезжали еще в первый поход. Но тогда на него отвлекаться было некогда и мы поснимались у стеллы, которая стоит в начале ответвления дороги на Березовский от основного шоссе и поехали своим путем.
А на сей раз решили, что в Березовский мы все же попадем, но не на велосипедах - далеко - а на автобусе.
Накануне выяснили расписание. Утром встали - день хмурый. Пошли на вокзал, купили билеты. Удобно устроен автовокзал в Кемерово - над площадкой ожидания крыши, и они пригодились, потому что именно в это время не просто шел дождь, а дождь очень сильный. Автобус, вопреки ожиданиям, оказался Пазик, мы в него сели и тронулись в 9-40. Он очень долго выезжал из города, хотя расстояние небольшое. В пути были около полутора часов.
Пока ехали по трассе, останавливались у населенных пунктов, набились в автобус основательно. По трассе ехали - ровно было, а с поворотом на Березовский пошли горки.
Березовский город большой по площади, сильно разбросанный. И некторые районы - как бы самостоятельые поселки со своими ДК, памятниками, церквями и большим куском незастроенной территории до собственно центра. На обратном пути мы сообразили фотографировать эти здания и памятники из автобуса, так что фотографии въезда будут в конце.
Центральная часть Березовского - тоже на холмах и горах, и выглядит очень симпатично.
Хорошее начало

Автобус обратно ехал быстро. В общем, мы во-первых, до трех часов вернулись в Кемерово, во-вторых, ссадили нас на остановке близко к одному из "Сытых котов". С "Котами", правда, вышел облом - это ведомственные столовые в производственных зданиях - одно из них - МВД, другое - в каком-то заводе на закрытой для посторонних территории. Третий из трех искать не пошли.

Березовский музей.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)

В музей города Березовского мы пришли за 20 минут до обеда. Я спросила, не стоит ли нам прийти после обеда, но выяснилось, что три зала на реконструкции, а четвертый. Ну, понятно, что мы успеем за 20 минут. Билет - 20 рублей. Сверху спустилась сотрудница, мы договорились, что я не претендую на их обеденное время и подробной экскурсии не надо. Она сказала, что ничего страшного, если мы чуть задержимся, но мы в эти примерно 20 минут уложились.
Итак, музей. Бывший типовой садик, в который многие сотрудники музея в дестве ходили. Экспозиция расположена в зале для музыкальных занятий. На сцене - реконструкция жиилого комплекса по типурусской избы, в зале представлена палеонтология (не вышла, но за счет угольных разработок палеонтология в Кемеровской области представлена интересно. Археология бедненькая, зато этнография. Обычная этнография, но поскольку она тут строго индивидуальна - слушать интересно. Очень понравились макеты: как устроена лесопилка, выгонка дегтя, и миниатюрный угольный разрез. Бликующие витрины мешали фотографировать, но некторые экспонаты - слишком интересны. Например, старая каска, в просторечьи "картуз", по словам экскурсовода жутко неудобная. Для сравнения рядом каска современного образца. Еще один интересный экспонат - это свадебное платье Серебряного века. Увы, слегка отредактированное в 1950-е, юбку урезали, но вышивка осталась. Диванчик, на котором сидит куколка - трофей. Коньячный набор - просто старый знакомый, у нас в Северске такой есть, но не полный.
Собственно, экскурсия в силу краткости состояла из изюма: индивидуальные сведения, жемчужины коллекции. Много бытового.
А теперь слайды!

Боровой, она же Бутовка. 7 августа.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Мы поселились на одну ночь на проспекте Шахтеров около большого торгово-развлекательного центра. Но есть мы покупали не там, а прогулялись довольно далеко по Шахтеров. Ну как далеко. Пара кварталов. А проспект длинный, на осмотр с колес надо как минимум два-три часа. Это большой и очень нарядный проспект, больше из высоток, ближе к Томи есть 50-е. Мы еще в первый поход планировали его осмотр, но не сложилось. Решили, что посмотрим завтра. Сперва Боровой, а потом проспект. По идее должно было времени хватить. До Борового рукой подать, сам он невелик, а заселяться - после 17 можно.
Но как это часто бывает в августе, особенно в это сырое лето, погода ночью испортилась. Только что была такая жара и солнышко, а ночью молотит вовсю и утро туманное, то есть дождливое. Но мы поехали. Собрали рюкзаки и поехали.
Как выяснилось, до Борового все время под крутой уклон (ну, вы поняли, что будет на обратном пути). Предстояло посмотреть: Церковь св. Ксении Петербургской и Святой источник рядом.
Памятник героям Гражданской войны.
Памятник военных лет
Памятник жертвам на шахте Бутовской
ДК и комплекс вокруг АБК шахты Бутовской.
Мы со словами "Приключения продолжаются" двинулись в путь. Было довольно светло и небо высокое. Под этими обнадеживающими небесами осмотрели храм. Храм Матроны Московской, рядом часовня Андрея Первозванного, а чутьдальше - Конный клуб при храме. Красиво, цветы, дорожки. Пофотали, и добрались до источника.

Территория источника - очень красивая, ухожено и вообще - такой православный парк. Не настолько круто, как в Старо-Бачатах и Салаирском Иерусалиме, но вполне достойно. Шлагбаум, не пускают на великах - мы их оставили на пункте охраны. Прошли по территории, спустились к источнику. Оказалось, там очередь - мужик с дюжиной бутылок набирает - не из купальни, а из-под стока, разумеется. Вышло небыстро.
Набрали воды, умылись - и тут пошел дождь. Сперва скромненький и мы поехали прочь, но едва поднялись до трассы, он ливанул так, что ох-х! Мы надели анораки и спрятались на остановке. Стоим, и решаем, что ну ее, Бутовку, она же Боровой, поедем обратно. Но дождь кончился, и мы решили: раз до памятника героям Гражданской всего 800 метров, то обидно не доехать.
Поехали. Под горку разумеется. Пересекли переезд. Сразу свернули - маленький такой переулочек. Когда-то это была окраина, и там похоронили расстреляных. Потом поселок расстроился, но при этом могилу не тронули, выглядит она ухожено. Дальше решили: а почему бы не доехать до второго памятника. Небо чистится, а мы уже мокрые и терять нам нечего, тем более в анораках не холодно. Поехали - снова под горку, разумеется. Посередь горы остановились: вот так ли нам надо ехать до этого памятника? Ну вот не нужно - грязно, сыро. Но посмотрели дрруг на друга, на навигатор, нагорку - и поехали. Место удачное и без строений. А у памятника решили - что до ДК и памятника погибшим на шахте - неблизко и в гору, но какие мы туристы, коли не доедем до этого места, если до него меньше 2 км. Поехали.
Собственно, из таких мелочей складывается весь поход.
Приехали, АБК и ДК - самые красивые здания, которые мы увидели в поселке. И перед ДК - аллея очень ухоженная. Памятник погибшим на шахте нашли. Красивый, ухоженный, но какой-то очень маленький.
Потом мы посмотрели навигатор и выяснили, что до трассы есть другая дорога. Мы решили, что возможно, выедем на дорогу, котрая ведет в Кировский район, и интереснее же ехать другой дорогой. Вот только одного не учли - эта дорога нормальна и довольно коротка в сухую погоду. А в дождь... нет, конечно, не такая, как на Каменные ворота, но вывозились мы капитально.
И особо не срезали дороги. Была надежда, что мы выберемся в Кировский район, но попали на Ракитянского, которая ведет на Шахтеров и все так далее. Едем - горок поменьше, но не капитально, грязные. Едем, ищем два пункта: где поесть и где помыть велики. Потому что ехать на новую квартиру как-то совсем не хочется в такой грязи. Я заикнулась, что у Томи под мостом можно помыть, но Сергей видимо, на этот вариант, не сильно рассчитывал. И, увидев местных пацанят, Серега спросил, нет ли колонки. Колонка нашлась - из этой точки очень-очень далеко, а если выезжать - то сильно назад на трассу. Мы долго отмывались - благо погода давно наладилась до солнышка и лета. Отмылись, и поехали той дорогой, которая выводит на трассу. Вынырнули - глядим, стоит на обочине восточка. С террасой. Мы решили, что время уже три часа, и надо есть. Можно прямо на террасе. Но в кафе сказали: что на террасе никто не тронет наших коней, в случае чего шалычник присмотрит, а мы можем поесть в зале. Порции большие, вкусные. Все хорошо, кроме того, что времени на проспект Шахтеров опять не осталось - надо ехать и селиться на том берегу реки Томи.

Кедровка великолепная.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Собственно, не столько рассказ, сколько слайды, слайды! Оригинальный памятник Гражданской войне. самый молодой, постсоветский. Потрясающий способ показать детям, чем заняты их папы. Парк Победы находится по две стороны от самой оживленной улицы Кедровки. Жара, радостные дети плещутся в очень оригинальном фонтане. Рядом дремлет грозная военная техника... кусочек Греции в Сибири. Это все Кедровка.

Кошка с шахтерской мордашкой.

Красное, оно же Брюханово.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Движение по наклонной под горку прервалось примерно у поворота на Ариничево. И небо начало так хмариться, да еще и под порывами холодного ветра, что мы решили: счас польет. А у нас, тем не менее, не было ни малейших представлений, где мы будем ночевать. И палатки не было - мы решили рискнуть... На окраине села звоним директору Краснинского музея крестьянского быта - не берет трубку. В магазине покупаем хлеб, спрашиваем про возможность постоя - не в курсях, где тут есть ли гостевые дома или хостелы. Легкая паника прекращается после того. как у музея нас проходящая женщина вызывается проводить до дома директора.

Стучим в забор. Собака заходится - но ноль ампер. Потом появляется женщина. Оказывается, директор в бане, но как найти гостевой дом Вадима объяснила.
Пока мы искали приют небо очистилось. А так уже была мысль, не махнуть ли в Л-К. и ну его это Красное. Но гостевой домик как-то сразу внушил доверие и вообще хорошо, что не в доме, а полусамостоятельно.
В общем, посмотрев музей, мы пустились в дорогу. Это был фактически последний день нашего похода. Поскольку лежка в Кемерово - буквально лежка - ленивое гуляние пешком по центру, и день в электричке на поход уже катят чисто номинально.
А про последний день будет отдельный пост.

Даешь индустриализацию в отдельно взятой деревне.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Еще утром у нас не было уверенности, что из Гурьевска стоит уезжать. Море видели скраешку, Пещеры не нашли. Кроме того, дожди, которые обещал прогноз - не лучшее время для долгих переходов.
Но утром небо было ясным, и мы смазали велики, сдали ключи и тронулись в путь. Тем более Гурьевск послал нам на удачу видение котика, который сидел и вылизывал жопку. Один из тех трех, что тут постоянно тусовались.

На выезде Гурьевск собрал все красные светофоры, которые нашел, на нашем пути. Это при том, что в Гурьевске светофоров мало и на главных улицах они почти не встречаются.
Однако, едва покинули город, стало ясно, что уехать из Гурьевска легче, чем приехать. Салаирский кряж остался за спиной, и дорога пошла все больше под гору и под гору. Многокилометровые спуски без подъемов. А если ехать в Гурьевск - неслабые подъемы без спусков, соотвественно. Под Красным - от самой Христиновской (если не от Апрельки) - крутой спуск, полагаю, километров 6, не меньше. И не жарко - 20-22 градуса, не больше.
До Горскино мы докатились очень резво.
Горскино славно тем, что в 1925 году крестьяне скинулись, поднапряглись, и построили ПЕРВУЮ СЕЛЬСКУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ в Сибири.
Заехали в село, стали спрашивать. Местные про электростанцию знают, объяснили: едет е вот этой дорогой (прямо до церкви, а от нее прямо вниз, по полям, мимо пионерлагеря - или как их там зовут теперь?) Поехали. Отсыпаная гравием улица, потом пошло по полям прокатанное и обильно заминированное коровами. Мы этих телок потом встретили: в общем, у одной явно было расстройство желудка.
Вдобавок к навозу, начался дождик. Серега тотчас сказал: "Может, повернем". Мне хотелось увидеть электростанцию, тем более, гурьяне ее музеефицируют, грант - вроде нашего Нарыма. Но памятуя вчерашнее, я заняла позицию непротивления. Но пока мы надевали чехлы, Сергей решил, что потом будет больно и стыдно, что е посмотрели, и мы поехали, стараясь держаться травы и лавируя меж говен. Лагерь, мостик через реку. Эта станция полуразрушена, но все еще впечатляет. Кроме того, кто-то из Горскинских ветеранов это место уже мемориализовал, поставив небольшой памятник.

На том берегу Ура сидели рыбаки. Увидев нас, стали махать руками, кричать, в том числе что-то про столовую, которую мы нашли ли? Мы сперва решили, что они нас с кем-то путают, но что столовая в центре села есть. Потом дошло, что они видели нас в Салаире и там объясняли, где столовая. Пошутили, что приехав в Томск, мы встретим этих же рыбаков.
Поехали в Горскино. Дождь тем временем не прекращался, хотя небо над нами уже было лазурное. Мы выехали из села, когда дождь унялся, и ас пригрело солнышком.
Мы двигали дальше. Уже хотелось есть, но в Горскино столовых не было, и мы решили - Урск - село большое, (и молодое, старое название Борит). Столовок в Урске, правда, не нашлось, зато нашелся магазин с "Подорожником" и мы купили что-то из еды. Хотели поесть в скверике, но дождь моросил, и мы ели стоя. Завидуя козам, которые, судя по всему, меньше страдали от дождя. Потом решили - стоя хорошо, но надо посидеть и не в седле. Пошли к храму. Прекрасный храм, который имел еще и крыльцо с навесом, и послужил местом отдыха для двух странников. Сидя, я сказала, что к этой идиллии не хватает только котика, и котик явился пред нами. Очень настороженный мужик, я скажу. Тем временем солнышко выглянуло, и мы некоторое время блаженствовали.

Мы двинули дальше - мимо Копны, которая стоит почти у самой дороги, и мы даже нашли дорогу на вершину - с пологого спуска.
Дорога шла все время вниз и вниз. Потому ехалось легко, и мы без приключений добрались до Апрельки. Вернее, до карьера, который сейчас уже превращен в озеро. Лазурный цвет воды - это благодаря медному купоросу, которого в воде хватает, а славится озеро своими разноцветными глинами, якобы полезными. Мы решили еще до похода набрать глины на берегу озера. Это было непросто, берега отвесные. И до сих пор мы не решили, что нам с этой глиной делать. Наверно, надо из нее налепить котиков.
Вообще - походная усталость начала сказываться. По крайней мере, впереди нас ждало Красное, причем мы ничего не знали о том, где остановимся: директор музея дала свой телефон, сказав, что если нам не получится устроиться в гостевом доме у некоего Вадима, то она примет нас в своем доме, он большой. Но где искать директора мы были не в курсе. Кроме того, небо, было прояснившееся, снова начало хмариться. И все же мы сидели на берегу озера и просто наслаждались спокойствием.

Впрочем, как мы искали ночлег в Красном - совсем другая история.

Кемерово объясняет, сколько мы еще не видели! 8 августа

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Загадка: Для какой цели был построен сей дворец и что в нем сейчас?

Мы торопились уехать из Березовского, потому что в составленном дома списке к осмотру числилась уже упоминаемая столовая "Сытый кот". Наиболее удобная к доступу работала до 4 часов, та, что подальше - в 5. Нам повезло - автобус ехал из Березовского быстрее, чем туда. Пошлиискать ту, что до 4. Смутные подозрения начали терзать нас, когда мы увидели часовню Георгия Победоносца, знакомую с первого похода. Этот примыкающий к Парку Чудес квартал - почти полностью занят зданиями МВД, они все за забором и поняно, что столовки тут для посторонних. Пошли искать, где обедать, потому что жрать хотелось уже конкретно. В какой-то общаге нашли неплохую столовую: русская кухня и нормальные цены. Зал маленький, но мы не во время обеда попали, так что кроме товарища на раздаче в зале были только мы.

Котики всея Кузбасса

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Немного отдыха. Котики всея Кузбасса.