Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Здравствуйте, нас зовут Сергей и Татьяна. Мы велотуристы-любители. Занимаемся велотуризмом с 2008 года.


Живем в городе Северске Томской области. Так что путешествуем пока преимущественно по окрестностям города Северска: Томский, Асиновский, Шегарский и Кожевниковский районы Томской области, Кемеровская область.
Здесь будут размещены отчеты наших путешествий из не столь далекого прошлого и будущие велопоходы, достойные упоминания в сети. А также краеведческая информация по югу бывшей Томской губернии.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:12 

От Конево до Белово

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Узнав, что дорога через Конево есть, мы радостно устремились на нее. Поля с видами на Полысаево сменились какой-то промзоной. Дорога резко почернела, как почернела и травка, и мостик через Иню. Ну, что делать - это же технологическая дорога. Пошла грунтовка - но по причине длительной жары без дождя, она вполне была сопоставима и с грунтовкой. Скорость мы невольно сбавили, но и до Белово оставалось немного. Постепенно черный цвет дороги стал бурым. Потом появилась железная дорога, и даже замелькали какие-то домики на той стороне. Должен быть и переезд, но его не было. Мы проскочили какую-то бытовку, возле которой нас облаял местный друг, товарищ и брат. А переезда не было. Мы уже решили, что он мог и исчезнуть, с грунтовками так бывает. И решили вернуться к бытовке и спросить у хозяев друга, товарища и брата, а далеко ли до переезда. Вышли два мужика, утешили, что километра через полтора-два будет нам щастье, а пока они отвечали, из бытовки вышел молодой котик. Понятно, мы попросили разрешения его сфотать.
- Да пожалуйста, - ответил мужик, - Серега, иди сюда.
Мы так и прыснули. Серега пояснил, что он тоже Серега, но то, что я его Котом зову, он не сказал :).
Ехали мы эти два километра долго - с железнодорожной насыпи на дорогу насыпалась щебенка, и по ней не разгонишься.
Переезд через пути и реку был замысловат, соединяя мост через речку, под железнодорожным мостом и выезд на дорогу асфальтовую.
Конево славится своим курганным могильником эпохи средневековья, но мы могильник промограли (потом в музеях показывали вещи из могильника, так что мы ничего не потеряли), зато запомнился колонкой с холодной свежей водой. Погода требовала охлаждения.
Трасса на Белово оказалась широкой и спокойной. Вообще это федеральная трасса Кузбасс-Алтай, и нас пугали, что асфальт на ней плох, и потому по ней очень мало ездят. Так вот, это гнусный поклеп, на самом деле асфальт там обычнокузбасский, то есть после Томской области кажется идеальным. Траффик небольшой. Серега сперва хотел обойти развязку, проехав через Убинский, но решил, что можно и по трассе. И правда, никаких сложностей.
На развязке меня довольно сильно напугала молодая беременная женщина. Она стояла у бортика трассы с безучастным видом. Не будь беременная - можно было бы подумать, что ждет клиента. А беременная? Такое отрешение от всего - что просто не по себе.
Белово меньше Ленинск-Кузнецкого. Пока ехали - посмотрели улицу Веры Волошиной и городской парк - место довольно запущенное.
Зато поселились на улице Ленина, прямо у самого вокзала. Первый этаж, центр города, умудрились скидку у хозяйки выпросить. Квартира хорошая, чистая.
читать дальше

Серега - суровый охотник.

читать дальше

08:43 

Самарово, Остяко-Вогульск, Ханты-Мансийск

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Судьба забросила меня в этот очаровательный морозный город на семинар для музейщиков. Давно ли я ездила на такие семинары учиться, а теперь вот преподаватель, впрочем, это не исключает той части, которая "учиться", в том числе у учеников.
О научно-практическом семинаре я писать подробно не стану - о нем хорошо рассказано
Тут www.muzgeo.ru/?ELEMENT_ID=1970, тут www.muzgeo.ru/?ELEMENT_ID=1971 и тут www.muzgeo.ru/?ELEMENT_ID=1973
Расскажу лучше про город, который встретил меня Ночью - потому что начинается она часа в 4 дня, а заканчивается едва к 8-30 утра, то есть только в обеденное время я и видела солнышко. И Морозом - собственно, в Томске был такой же дубак, но я видела Хантымансийские морозы, а Томские -только утром в день прилета.
Прямых рейсов до Ханты-Мансийска нет, и надо либо 5 часов ехать до Новосибирска а потом лететь, либо лететь до Сургута и 5 часов ехать до Ханты-Мансийска. Второе явно приятнее и предпочтительнее.
И вот я прилетела в Сургут, без проблем купила билет на микроапвтобус и стала его ждать. Было довольно тепло - я бегала меж вокзалами нараспашку и без шапки. Кстати, аэропорт в Сургуте великолепный, благоустроенный и очень красивый. Даже с музейной зоной - выставка "Летающая Югра" с порога предупреждает: здесь вам земля Хантыйская, Югра. Летающая Югра.
читать дальше
В аэропорту я пообедала и пошла искать автовокзал. Поскольку потом возвращаться в Аэропорт - это снова досматриваться, то я осталась ждать автобус в автовокзале, хотя это была большаякрытая остановка с кофеавтоматом в углу и тепловой пушкой на д входом. Впрочем, светло.
Дальше были 5 часов дороги - Ну, 4,5 на самом деле. Причем смеркаться начало уже часа в 3, а к пяти стемнело. Я пыталась отснять виды факелов, но довольно безуспешно...
читать дальше
Гостинца "Югра" оказалась через три дома от остановки, и я поторопилась заселиться. К моему удивлению - в одноместный номер. Вода горячая, номер теплый, одеяло толстенное, но без чайника в номере. Пошла в бар - и там к моему восторгу мне обещали чайник в номер. Пока подднялась и сняла свитер - принесли чайник и обещали по первому требованию забрать...
Место отличное, но первую ночь я не могла заснуть - начинала семинар моя лекция, короче, просыпалась от всякого шума за окном или в коридоре.
Утром пошла на работу в Музей геологии, нефти и газа.
Надо сказать, что из-за жутких морозов и ранней темноты я посмотрела меньше, чем хотела. Но центр города довольно компактен, и потому я увидела довольно много. А в Самарово и Археопарк нас возили.
Самарово - это бывшая ямская слобода. Названа в честь хантыйского князька Самара, убитого Ермаком. Не одолел казак остяка силой, взял хтитростью. Как эксурсовод сказала: "Иной раз благие цели - присоединение к государству российскому - даются кровью" Я про себя хихикнула - Самару это расскажите, он бы сказал про благие цели...
Город Остяко-Вогульск - это уже 1935 год, строился, понятно, спецконтингентом, а расцвет связзан с освоением нефтяных месторождений.
Ну да ладно - вот фотки города, снятые моими коченеющими руками в коротких пробежках до работы и в обеденный перерыв. Ну, иногда я сбегала с лекций, радуясь, что я препод, а не студент :).
читать дальше
Дальше стоит Мать-Югра, окруженная группами первопроходцев, которые то казаки и священники, то всякие исследователи, а то геологи и советские первопроходцы.



читать дальше
Пока все. Археопарк достоен отдельного поста, а по музеям... Там, наверно, про некоторые выставки отдельно надо писать...

12:10 

Минутка отдыха.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
В этой поездке было очень много котиков. Не удалось отснять одну кошечку нормально, и еще одну вообще не успела.

читать дальше

19:21 

Поход на тюльберов и обратно.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Этим постом я начинаю серию отчетов о походе, который начался 19 июля и завершился 30 июля сего года. Общая протяженность проделанного на велосипедах пути составила 480 км. Длительность - 12 дней. Километраж вышел небольшой, потому что во-первых, мы много ходили пешком, во-вторых, вернулись из Кемерова электричками. Самой удаленной от Северска точкой был экомузей Тюльберский городок. Он находится на расстоянии чуть более 50 км от Кемерова.
Мы не ставили задачи совершть какие-либо рекорды, достичь новых рубежей в походе, или, допустим, понять новые рубежи выносливости для себя. Доехать до очередного интересного места и посмотреть: город, музей, красивое место.
Первоначально планы у нас были шире - хотелось не только посмотреть Кемерово и Тюльберский городок, но и Берзовский, Анжеро-удженск, даже Мариинск. Потом решили - будем ставить реальные цели.
В общем, наблюдения таковы.
Мы можем проехать за день более 100 км, но зачем нам это надо?
После двух дней езды надо обязательно делать лежку, а не доводить ситуацию до усталости.
Итак, самый трудный день был первый. Мы проехали по пути, уже дважды проделанному туда и обратно маршруту. От Северска до Иткары, где у нас живет знакомая, Татьяна Александровна.
Поэтому особенных фотографий у нас нет. Разве только, отмечали что-то новое и интересное. Например, видели, как машина в поле прессует и скатывает сено в рулоны и обертывает его чем-то белым.
читать дальше
А вот того мотоциклиста, которого фотографировала его подружка с розовыми волосами, не засняли. Место между Вершининым и ярским пустынное, и парень носился по трассе с диким ревом, на скорости километров так в 250. В общем, он нам ничем не угрожал, но нервировал ужасно.

Или что в Ярском начали строить церковь. Прямо на месте рядом с могилой убитого активиста. Но активиста не потревожили.
читать дальше
Или, что за ярским, прямо перед поворотом на проселочную дорогу, оказывается, есть родник с питьевой водой.
читать дальше
Путь был нелегок. Мы, конечно, тренировались, но на маленькие расстояния. С меньшим грузом. Было жарко, и традиционные купания на Казанке и на Бойце положение не слишком то спасали.
Заехали мы в Юрты Константиновы. У меня есть респондентка из этого села, и мне загорелось посмотреть на Юрты по-новому после общения с ней. Мечеть найти, в частности.
Так вот. Тот дом, что заворожил меня в прошлую поездку - это бывший клуб. А до культурной революции там была мечеть.
читать дальше

А идея у нас была, первоначально, ехать не до Иткары - это небольшой крюк в сторону от дороги, а до Яшкино. Чтобы наутро коазаться в Писанице раньше. Но Татьяна Александровна очень хотела с нами встретиться, и мы решили ехать в Иткару. По правде сказать - и правильно. До Яшкина было бы еще километров 30 с лишком, по довольно гористой местности (с плавным повышением рельефа там, где нет горок).
Так что все вышло замечательно, что мы решили все же встречаться с Татьяной Александровной и ночевать у нее.
А это уже иткаринский дом. По размерам судя - большая была семья и богатая, А судя по звезде - потеряли они в годы войны человека...

Татьяна Александровна спасла (кого подобрала сбитого, кого от утопления) и заботится о 9 кошках и 3 собаках. Дашу, Кроху и Малыша я явно научилась различать, а из кошек уверенно назову только молодого серого котика Прошу, который прошлый год был совсем маленький котенок.
читать дальше
В общем, переночевав в гостеприимном доме Татьяны Александровны мы двинули дальше.
Прошлый год мы ехали через Красноселки и Пачу, а теперь - через Ботьево и Дубровку. Так короче. Дорога от Лениского - гравийка, и местами очень даже хорошая, а местами - пыльная и тряская, рыхлая. Шины у нас - слики, специальные антипрокольные, и ехать на них по гравию было тяжко. Скорость порой колебалась где-то в пределах 12 км, иногда разгонялись до 16 и даже 20.
читать дальше
В Яшкино был уже хороший асфальт, но перед Яшкино несколько крутых подъемов , потом надо делать крюк до развязки, а потом, после Яшкино, еще три крутых подьема. На посдледнем я сдохла и пошла пешком. Муж отнесся с пониманием и даже скормил мне энергетическое желе Арена - приторно сладкий термояд - после него реально оживаешь и начинаешь ехать почти как живой. Тем более, дорога пошла почти ровная и по хорошему асфальту, мы разгонялись на ней до 25 - то есть как будто без рюкзаков. Особенно после поворота на Пачу, который записался у меня в памяти как "рукой подать" - на самом деле там километров 12 до Писаницы, но - это уже совсем рядом.
В результате до 15 часов мы оказались в вожделенной "Томской писанице". Оплатили кемпинг и пошли устраиваться. Понедельник у Писаницы - полувыходной. Если вы не были в Писанице - скучно не будет. Смотрите экспозиции, даже экскурсию можете прослушать. Но ни сувенирной лавки, ни кафе, ни вайфая - не будет... Кафе, впрочем, работает. То, что в Юрте. И напротив шашлычная. Мы поели в кафе - что-то предыдущие два дня сильно нас утомили. Не то жара сказалась, не то психологически показалось тяжело. лень было готовить.
Забавно, что в кемпинге не оказалось воды. Мы понадеялись, что она будет, а в воскресенье цистерну увезли. Воду набрали в заповеднике - за клеткой с медведем.
Итак, первые два дня - 102 км, и, соответственно, 78.

15:55 

Дорога Писаница-Кемерово.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
21 июля мы намотали 26 км. По большому счету - по Писанице, только однажды довелось выбраться. Дело в том, что накануне муж обнаружил, что забыл дома длинные брюки. Вечером без них дискомфортно. Кроме того, продукты, годные к употреблению в дороге, требовалось пополнить. Мы собирались это сделать 22-го утром, а потом вдруг спохватились - едем то утром, так что магазины будут закрыты. Ломанули спешно в Колмогорово. Нам реально повезло. Промтоварный магазин работал до 18, но продавщица задержалась. Мы купили трико и закупили продукты. В Колмогорово есть мастерица, технолог по профессии, которая неимоверно вкусно солит сало. Кроме того, понравилась с прошлого года конина. Закупили. Утром двинулись, по пути пытаясь дозвониться до Тюльберского городка.
Это особая история.
Узнали мы о Тюльберском городке через публикацию в интернете. А там было отчасти описано: ворота закрыты, докричаться не могли, стали рыться в интернете, нашли кемеровский номер, а тот мужик из Кемерово позвонил в Тюльберы... Короче, вот такая путанная схема. Позвонили мы по означенному номеру и выяснили: номер уже не их, человек дал номер кафекдры в университете и наутро мы с 9 до почти 12 звонили по этому номеру, пока не дозвонились и не получили мобильник самого Кимеева.
Ну да ладно.
О дороге. Пока от Кемерова было далеко, трасса была асфальтовой, широкой и довольно безлюдной. ДО Пещерок - деревня такая, она была нам знакома по прошлому году. Довольно волнистая между Писаной и Колмогорово, а потом почти что ровная. Что дальше - неизвестно. Мы поехали по ней. Места более чем живописные. Местами видна Томь, а по другой половине дороги идут откосы. Когда дорога идет по надпойменной террасе, то она идеально ровная. По большому счету можно просто фотографировать все от и до. В обе стороны.
читать дальше

В одном месте параллельно трассе, которая стала более оживленной, чем у Писаной и Пещерок, параллельно трассе шла грунтовка. Мы искупались в Томи, и стали на нее. Но через пару сотен метров она кончилась. Мы вышли на трассу. Проехали метров 10 - она снова пошла. Но мы больше не повелись.
Трасса местами довольно узкая, и все более оживленная по мере приближения к городу, тем не менее была достаточно спокойна.
Какой-то источник. Грязный и без воды. Зато беседка.
читать дальше
По пути в Кемерово мы планировали посетить село Верхотомское (Верхотомку), где некогда стоял острог. Свернули. Спустились вниз и поднялись на горку. Кроме креста на месте острога обнаружили еще памятник убитому кулаками избачу, и памятники воинам, и памятник у избы, из которой на фронт ушли двоюродные братья, 6 человек, и не вернулись. А до места разрушеной церкви не доехали немного, но и не поехали.
читать дальше
Выехав из Верхотомки, мы вернулись на трассу. И практически сразу поняли - это - уже Кемерово.
читать дальше

17:50 

Место возможного похода

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
16:11 

14.07.2013 в 09:09
Пишет Вольфганг Шеффер:

Но я сказала: "Брат, мы все-таки пойдем вперед!" или Дорога Зашибана.
В общем, это была странная дорога. Странный поход. Когда муж все время сомневался в рациональности своих действий и делал их. А я периодически выдавала что-то в роде арии Галадириэли про "надежды нет, но там вдали горит восход".
В общем, дорога: Северск, Петрово, водоканалка, ветвь водоканалки на Победу, Зашибана дорога (лес и мимо брошенного кладбища), Победа. Киреевск, Зашибана дорога (Киреевск - Верхне-Сеченово) Верхнесеченово, Карбышево, Рыбалово (И конец 1 дня, 140 км) Рыбалово-Зоркальцево-Петрово-Северск. 44 км.
Прелесть этой дороги не в длине - проходили и больше, а в том, что на участке водоканалка-лес 13,5 км, примерно километров 6 - жидкая грязь. И на участке Киреевск-Сеченово - 16,5 км, дорога или настолько профилясто-колеястая, или профилясто-колеясто-травянистая, а то и вовсе болота. В общем, дважды в этом болоте мы увязали так, что надо было выползать из грязи на коленках.
Там, где дорога Зашибана, ехать нельзя. Можно идти. Сил, понятно, берет немеряно. Еще больше времени.
Добавить к этому тучи гнуса, и мы получаем нормальный сибирский экстрим.
При этом палатку мы не взяли. По счастью в Рыбалово отдыхала Инлинь с семейством, и они нас приняли и даже попарили в палаточной баньке.
В общем, проверено, дороги от Киреевска до Сеченова нет. Но в целом путешествие оставило приятное впечатление. Купались в Оби на очень приятном месте. В Киреевске нет реки (есть, но так далеко, что ну ее нах), но вкусный хлеб и очень красивые мета. Домик Инлинь - особая статья - мож, хоббиты и найдут эту пещеру неуютной, а на наш вкус - очень классно, дружно, уютно. Всем живущим там комфортно. Я посмотрела, как деловито Чибиуса таскает в баню дрова и как ловко они обходятся с бытовыми задачами - просто прелесть. Изумруд при нашем появлении спряталась под кровать. Оказывается, это она нас пугала :). Потом зайсы построили домик из подушек и даже пригласили в него меня. Домик хорош, но я в нем помещаюсь только в скорченном виде.
Впечатления от матраса, на котором лежу я, а по мне скачут Изумруд и Чибиуса, и знакомство с Тори (она сразу поняла, кто скорее даст ей печеньку, и села рядом со мной) - особо приятные впечатления. Кстати, при частичном отсутствии окон - полное отсутствие комаров - поставили морилку.
Ну и прикол напоследок. На КПП у ужа лопнула цепь. Ну лопнула и лопнула - я умею чинить цепи. Прижались к стенке здания КПП, чинимся. Вдруг за спиной веселый рык: "Это вы тут минируете?". Оказывается, наши скорченные позы вызвали у кого-то ассоциации (ну да, два террориста встали посередь бела дня у центрального хода общего КПП, и давай монтировать адские машины. ) Командир поржал с нами, и почапал восвояси.

Итого, за 2 дня - 184 км, из них примерно 18 - пешедралом. Первый день - 140 км, второй - 44 (а Кот говорил - 35 :)). Хорошо , что не поехали, а остались в Рыбалово).

URL записи

05:29 

Приветствую ПЧ! Flamiohotman, добро пожаловать.


12:25 

Даешь индустриализацию в отдельно взятой деревне.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Еще утром у нас не было уверенности, что из Гурьевска стоит уезжать. Море видели скраешку, Пещеры не нашли. Кроме того, дожди, которые обещал прогноз - не лучшее время для долгих переходов.
Но утром небо было ясным, и мы смазали велики, сдали ключи и тронулись в путь. Тем более Гурьевск послал нам на удачу видение котика, который сидел и вылизывал жопку. Один из тех трех, что тут постоянно тусовались.

На выезде Гурьевск собрал все красные светофоры, которые нашел, на нашем пути. Это при том, что в Гурьевске светофоров мало и на главных улицах они почти не встречаются.
Однако, едва покинули город, стало ясно, что уехать из Гурьевска легче, чем приехать. Салаирский кряж остался за спиной, и дорога пошла все больше под гору и под гору. Многокилометровые спуски без подъемов. А если ехать в Гурьевск - неслабые подъемы без спусков, соотвественно. Под Красным - от самой Христиновской (если не от Апрельки) - крутой спуск, полагаю, километров 6, не меньше. И не жарко - 20-22 градуса, не больше.
До Горскино мы докатились очень резво.
Горскино славно тем, что в 1925 году крестьяне скинулись, поднапряглись, и построили ПЕРВУЮ СЕЛЬСКУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ в Сибири.
Заехали в село, стали спрашивать. Местные про электростанцию знают, объяснили: едет е вот этой дорогой (прямо до церкви, а от нее прямо вниз, по полям, мимо пионерлагеря - или как их там зовут теперь?) Поехали. Отсыпаная гравием улица, потом пошло по полям прокатанное и обильно заминированное коровами. Мы этих телок потом встретили: в общем, у одной явно было расстройство желудка.
Вдобавок к навозу, начался дождик. Серега тотчас сказал: "Может, повернем". Мне хотелось увидеть электростанцию, тем более, гурьяне ее музеефицируют, грант - вроде нашего Нарыма. Но памятуя вчерашнее, я заняла позицию непротивления. Но пока мы надевали чехлы, Сергей решил, что потом будет больно и стыдно, что е посмотрели, и мы поехали, стараясь держаться травы и лавируя меж говен. Лагерь, мостик через реку. Эта станция полуразрушена, но все еще впечатляет. Кроме того, кто-то из Горскинских ветеранов это место уже мемориализовал, поставив небольшой памятник.
читать дальше


На том берегу Ура сидели рыбаки. Увидев нас, стали махать руками, кричать, в том числе что-то про столовую, которую мы нашли ли? Мы сперва решили, что они нас с кем-то путают, но что столовая в центре села есть. Потом дошло, что они видели нас в Салаире и там объясняли, где столовая. Пошутили, что приехав в Томск, мы встретим этих же рыбаков.
Поехали в Горскино. Дождь тем временем не прекращался, хотя небо над нами уже было лазурное. Мы выехали из села, когда дождь унялся, и ас пригрело солнышком.
Мы двигали дальше. Уже хотелось есть, но в Горскино столовых не было, и мы решили - Урск - село большое, (и молодое, старое название Борит). Столовок в Урске, правда, не нашлось, зато нашелся магазин с "Подорожником" и мы купили что-то из еды. Хотели поесть в скверике, но дождь моросил, и мы ели стоя. Завидуя козам, которые, судя по всему, меньше страдали от дождя. Потом решили - стоя хорошо, но надо посидеть и не в седле. Пошли к храму. Прекрасный храм, который имел еще и крыльцо с навесом, и послужил местом отдыха для двух странников. Сидя, я сказала, что к этой идиллии не хватает только котика, и котик явился пред нами. Очень настороженный мужик, я скажу. Тем временем солнышко выглянуло, и мы некоторое время блаженствовали.
читать дальше

Мы двинули дальше - мимо Копны, которая стоит почти у самой дороги, и мы даже нашли дорогу на вершину - с пологого спуска.
Дорога шла все время вниз и вниз. Потому ехалось легко, и мы без приключений добрались до Апрельки. Вернее, до карьера, который сейчас уже превращен в озеро. Лазурный цвет воды - это благодаря медному купоросу, которого в воде хватает, а славится озеро своими разноцветными глинами, якобы полезными. Мы решили еще до похода набрать глины на берегу озера. Это было непросто, берега отвесные. И до сих пор мы не решили, что нам с этой глиной делать. Наверно, надо из нее налепить котиков.
Вообще - походная усталость начала сказываться. По крайней мере, впереди нас ждало Красное, причем мы ничего не знали о том, где остановимся: директор музея дала свой телефон, сказав, что если нам не получится устроиться в гостевом доме у некоего Вадима, то она примет нас в своем доме, он большой. Но где искать директора мы были не в курсе. Кроме того, небо, было прояснившееся, снова начало хмариться. И все же мы сидели на берегу озера и просто наслаждались спокойствием.
читать дальше



Впрочем, как мы искали ночлег в Красном - совсем другая история.

16:53 

Котики всея Кузбасса

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Немного отдыха. Котики всея Кузбасса.
читать дальше

16:11 

Гурьевск и окрестности. Горы и воды

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Гурьевск - город в лощине меж гор.
читать дальше


Но мы отвлеклись. Я помнится, говорила, что мы на Гавриловский пляж хотели поехать на автобусе. Но мы пошли и купили пряники и пошли домой - забили купленный на почту ящик и отнесли отправлять его. 8 килограмм. ВОСЕМЬ! Из них едва два занимают пряники, остальное - это то, что мы возили с собой, не использовав или использовав один раз отсилы... Посмеявшись, сколько мы зря таскали, мы отправили почтой. Кстати, эта посылка была дома раньше нас дома.
Потом спохватились, что обедать надо будет, как решили вопрос с обедом - уже поздно, вроде. Решили, что завтра поедем на пляж, автобусом. Посмотрим Петропавловскую церковь, святой источник и пляж. А то движение, горы... Ага...
Но это позже. Пока - я уже показала подгорную часть Гурьевска, а теперь - наше путешествие на гору. Гора стоит на окраине Гурьевска и Гурьевск с нее как на ладони виден. НО на горе тоже люди живут. Частный сектор, церковь.
Кстати, с горы мы поехали сперва на святой источник, и по пути посмотрели парк и санаторий "Серебро Салаира", который рассматривали как возможный приют, но отказались - дорого. И потом поехали смотреть Гурьевское море. Надо сказать, что море мы посмотрели не в том объеме, в котором хотели. Но в первый день помешал вечер и усталость, а во второй - дождь.
А вообще - купаться на этот пляж люди ходят, хоть и далеко идти, и по скале скакать, и тропа козья. Есть хороший подъезд. Но далеко. Мы его не нашли, увы.
А теперь - слайды!
Вид на город со смотровой площадки. Пищекомбинат, завод


читать дальше

15:52 

Гурьевск

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Город Гурьевск - самый старый из всех городов на нашем пути.
Населённый пункт был основан на реке Бачат как посёлок при Гавриловском сереброплавильном заводе, пуск которого состоялся 15 ноября 1816 года, в день святого Гурия, в честь которого завод и посёлок получили своё имя. По другой версии, посёлок был назван в честь министра финансов (1810—1823) Гурьева Дмитрия Александровича. В 1826 году начат выпуск чугуна на доменной печи и завод перепрофилировался в железоделательный (Гурьевский металлургический завод). Это маленький город, пожалуй, первый из малых городов Кузбасса, который отдаленно напомнил мне города Европейской России.
Мы приехали в город и поселились на ул. Ленина, недалеко от центра города. И тут же обнаружили, что жить в Гурьевске непросто. Магазины большей частью работали до 18 часов (в выхордные - до 16), и это продуктовые! Едва купили что-то поесть, мыло и зубную пасту в "Магните", который был какой-то Гурьевский, не похож на остальные супермаркеты. Потом мы нашли таки магазины, которые работают по современным меркам аж до 10 вечера, в том числе "Ермолино", в котором Сергей привык покупать продукты.
Мы решили, что утром мы сходим в музей и купим знаменитые Гурьевские пряники. Это особые пряники, бренд города. Но купить их где-то за пределами Гурьевска и даже в самом Гурьевске вне магазина при Пищекомбинате - проблема. Зато в городе есть памятник этому прянику :).
Просыпаемся - в окне - тьма, сгущающаяся над Ершалаимом. Положили в рюкзаки анораки. Выходим, идем в сторону музея - небо ясное и день откровенно жаркий.
Серега предложил поехать на автобусе на пляж Золотые Пески и на Гавриловский святой источник. Не будь у нас плана, мы бы пошли и сели на автобус. Но у нас была сверхзадача: купить пряник и отправить его из Гурьевска посылкой и в ней еще и всякие малонеобходимые в этой части похода вещи. Надо было облегчить рюкзаки максимально, и вечером мы провели суровую ревизию всего.
Но перед пряниками надо было сходить в музей - это бывший дом купца Наркиза Ермолаева, стоящий на берегу Малого Бачата. Думаю, что это самый красивый дом дореволюционного Гурьевска. Интересно, что прямо через мостик и речку - Гурьевский металлургический завод им. Курако. Этот потрясающе талантливый металлург, который многое сделал для становления кузбасской металлургии в начале Советского периода - умер он от тифа в самом начале советского строительства - 1920 год.

Михаил Константинович Курако.
Пришли в музей. Здание красивое, модерн, но сильно обветшавшее. Рядом - новая церковь, еще не открытая. Вторая - где-то на Горе. Гора - это часть города, застроенная частным сектором. Кроме того, на Горе - памятник и смотровая площадка.
Дождались открытия музея. Заходим. Я вижу знакомое лицо. Ирина Богачева - руководитель проекта "Даешь индустриализацию!" (Такой же, как наш "Нарым. Забыть нельзя сохранить", расставить стенды и музеефицировать памятники истории, которые не имеют пока статуса популярного туробъекта. И, во многом, спасти их от разрушения). так вот, Ирина Богачева - директор музея, но она выступила и в роли кассира, и экскурсовода для нас. Мало сотрудников в музее. Экспозиция частично свернута (злой рок этого похода!), но Гурьевское литье (похожее на Каслинское, но отчасти свое) выставлено, про Наркиса Ермолаева выставлено, а Ирина поясняет, что каждый кусочек экспозиции связан с Гурьевском. Шкаф от этих людей, сервиз, предметы. Отдельная часть экспозиции посвящена Федору Александрову, создателю музея, человеку, который не просто создал музей. Человек, который добивался проведения раскопок в зонах, отведенных под индустриальные объекты - это подвижник.
gur-muzeum.kmr.muzkult.ru/requiments/
Интереснейшая экскурсия получилось. А стенды коллег посмотреть не удалось: как и мы, гурьяне спланировали один маршрут, а потом его пришлось расширять. Но у нас это вышло с нашего почина, а гурьян попросили грантодатели.
читать дальше

Здание музея



читать дальше

Город
Гора и памятник на смотровой площадке


читать дальше
Продолжение следует.

13:59 

Старобачаты и святой источник

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Святой источник в Старобачатах
За Бачатским угольным разрезом начинается гористый рельеф. Сами Старобачаты расположены на холмах, и святой источник, точного местоположения которого мы не знали, находится на холмах. Старобачаты - село немаленькое. Мы посмотрели на памятник (а еще оказался сквер с мемориальным камнем в честь основания этого села в 17 веке, но его мы заметили только на обратном пути) и нашли наконец дорогу. Надо проехать через все село до ул. Озерной. Озеро там действительно есть, и на нем пляжи. Миновав поселки, видишь немалую гору с телефонной вышкой, за холмом еще неслабый взгорок. Слева от дороги - озеро, а прямо - комплекс, наросший вокруг этого самого источника. В Кузбассе это отработанная технология: сдделать парковку, поставить часовню, купальни, сам источник, чтобы набрать водичку. Насадить кедровый парк, поставить еще одну часовенку. Мы пошли посмотреть часовню. ОТ охраны нам закричали, что там никого нет. Мы повернули, а к нам поспешила было женщина в платочке и длинной юбке. Но сообразила, что это не паломники, а туристы, которым не помолиться и купить, а пофотаться. Остановились у купальни: окунаться или нет. Был ужасно жаркий день, мы отмахали по горам уже более 50 километров, народа не было... И мы решились.
Наверно, мы вели себя довольно невоспитанно: вошли в одну раздевалку, там и переоделись. Окунались по очереди - я нырнула с головой. Вода + 4, родниковая. Ощущения - дикие. Не удивительно, если вдруг после этого я увлекусь моржеванием...
Поехали обратно. На пути оттуда и разглядели скверик.
читать дальше

16:25 

Человеку нравится чувствовать себя маленьким и слабым, и поэтому его тянет к БелАЗам

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)


Я не большой любитель техники. Но все же одно из самых сильных впечатлений этого путешествия - это Бачатский угольный разрез и БелАЗы. Нам не довелось увидеть самый большой, грузоподъемностью в 450 тонн (ни работают под городом Березовским, на Черниговском разрезе), но 320 - это тоже такой дом-пятистенок на подклете с мансардой...Неторопливые красавцы. Кемеровчане (расширительно, а не только жители Кемерова) с удовольствием используют отработанные покрышки этих монстров в качестве ограждений или что-то там еще.
Бачатский угольный разрез единственный имеет оборудованную смотровую площадку. Мы поехали на нее. Дорога умеренная, почти без транспорта, в местах пересечения с технологическими дорогами не асфальтирована, а вокруг объявления стоит: "Осторожно, работают БелАЗы!"
Въезд на площадку огорожен покрышками от БелАЗовских колес. Вблизи видно не только размеры, но и насколько стерты эти покрышки.
Карьер огромен. По дороге туда - день был пасмурный, и карьер был скрыт дымкой, в которой можно было увидеть крошечные машинки и эксковаторики. Но на обратном пути дымка развеялась и хотя мыльница не позволяет сделать качественные снимки, но объемы и размеры отдаленно передает.
Как сказал один из наших случайных собеседников сказал: "Я как начал тут работать, так сына и жену повез посмотреть на то, где я работаю!" По правде сказать, я прикинула, как гордо ребенок может заявить, что его папа работает на Белазе! Одно избавит его от звездной болезни - тут папы почти у всех на этой махине работают. А если бы я на такой машине работала, я чувствовала бы себя если не Валей Терешковой, то Пашей Ангелиной точно... Мы смотрели на них долго, стоя на обочине технологической дороги, по которой ездили эти гиганты.
Подъезд к смотровой площадке хитрый, а выезд еще хитрее. Мы еле нашли его, выехали через КПП, нас никто не одернул. Но когда мы поехали обратно, то нас тут не пустили. Пришлось по трассе ехать туда, где огромные покрышки Белазов перекрывают вход. Мы на великах легко проникали везде. А вот на машине не подъедешь...
Кстати, обратно мы ехали не через Шанду, а через Бачатский и Финнскую деревню. Горы и гравий, дорога тяжелая. Но вполне доехали к 17 вечера до Гурьевска и заветного дома...
читать дальше

Вот тут виден масштаб этой машинки.


читать дальше

15:04 

Дорога на Бачатский угольный разрез

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Следующий день подарил нам встречу с гигантами. Все гигантское - и размеры разреза, или как его называют сами работники - "яма" ("Мы из ямы грязные выходим, так ноги моем, прежде чем в АБК войти"), и Белазы, которые возят груз. И масштабы.
А началось знакомство вот с этого:

Но обо всем по порядку.
Выезд из Белово я уже отчасти описывала. Мы легко проскочили мимо Челухоево и Беково. Впереди нас ждало еще одно телеутское поселение - Шанда. Оно уже в Гурьевском районе. Там тоже есть некая этноплощадка при ДК, на которой проводятся праздники типа Пардакай (забавный симбиоз культа березы в телеутской традиции и русского троицкого культа) - по времени Пардакай как раз в это время и проводится, близко к Троице, или Пельменек который по времени близок к Святкам, но кроме хождения в гости и поедания угощения ( в смысле - пельменей) другое сходство надо искать с пристрастием. Разве что ряженье :).
В общем, там пока все строится. Зато на горе Шан-туу (Колокол-гора) стоит выразительый памятник - старая телеутка жждет сына с войны, а сын не приедет. И колокол над ней имеется, однако.
читать дальше
Посмотрев поселок, мы двинули обедать - нам порекомендовали автобазу, и не зря. По дороге к автобазе настиг меня звонок. Дело в том, что чем меньше город, тем тяжелее снять квартиру. В Гурьевске, кажется, только этот и был. Отказал нам - квартира занята. А тут клиенты сорвались. И он перезвонил нам: не поселитесь ли. Мы, конечно,забронировали номер в гостинице, но квартира явно была привлекательнее. Зато он ограничил нас во времени: забрать ключ до полшестого. Потом контора в доме, где мы поселимся, закрывается...
Но до полшестого была еще уйма времени, а нас ждали Бачатский угольный разрез и святой источник в Старобачатах.

16:30 

Беково+Челухоево=Чолкой

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Мы приближаемся к одной из наиболее волнующих и важных страниц моего путешествия.
Вернувшись после осмотра Белово, мы подумали, что если вдруг на проезде Белово - Гурьевск музей окажется закрытым, то... для меня это означало, что я лишаюсь самого важного пункта путешествия. И Сергей предложил на следующий день поехать в Чолкой, благо недалеко - километров 12, а если нам не доведется посмотреть Чолкой завтра, будет хотя бы еще один день на повторную попытку. Не говоря уже про то, что на переезд планировался еще и осмотр пгт Бачатского, Бачатского угольного разреза, Старобачатского и св. источника при нем. А Чолкой - ну, у меня редко получается смотреть музей меньше часа, а с экскурсоводом и по маленькому музею можно проходить часа два. Чолкой же - это музей в ДК и примузейная реконструкция жилищ...
Решено - сделано. Утром мы выехали в два практически слившихся селения: Беково и Челухоево. Граница между ними уже настолько условна, что ею можно считать улицу - поворот с трассы.

Посмотрев по пути скверы и новостройки 3-го микрорайона, выехали в направлении вышеназванных телеутских селений.
Телеуты - малая народность, коренные жители этих мест. Сейчас их что-то около 2,5 тысяч, и три поселеиния: Беково-Челухоево, Шанда и микрорайон в Белово - места их компактного проживания. В Челухоево-Беково за сохранение культуры взялись серьезно - в школе уроки телеутского языка, в садике - азы телеутской культуры. Национальные праздники и все такое...
Едем. Трасса - средней загруженности, асфальт хороший. Расстояние до вожделенной телеутской землицы оказалось меньше, чем мы ожидали - только вот Белово покинули, и нате вам - видно селение, церковь в нем...
Решили не заезжать в село по первому свертку, а добраться до официального заезда. Добрались - у дороги стоит памятник. Герою Советского Союза конному разведчику Четонову, погибшему в самом конце войны, при форсировании Одера. Начали мы его фотографировать - идет мимо женщина, телеутка. Ну, понятно, разговоры: кто такие, откуда. Велосипед, надо сказать, сильно облегчает туристам коммуникации. Он хорошо обращает на себя внимание.
- А Владимир Ильич сегодня выходной. Ну, давайте, я ему позвоню, предупрежу. А то - заходите ко мне в школу, если что, я помогу вам. Только не слишком долго, пока я на работе.
читать дальше


Понятно, что мне после этого захотелось рвануть в сторону музея, но Сергей решил - сперва в церковь, купить маме Гале иконку Пантелеймона, и в музей. Нашли дорогу к церкви не сразу. Промахнулись мимо переулка к церкви, и пришлось пробираться к церкви кустами. Храм был на ремонте. Но один из рабочих сходил к матушке и продал нам иконку. Я тут испугалась - у меня в кошельке не было мелких денег, а у рабочего - сдачи. Это, выходит, ждать, пока он к матушке зайдет, да добудет. Но чудом в кармане оказался полтиник и две десятки. Отдав их рабочему, я так рванула к выходу, что застряла рюкзаком в дверях, которые из-за лесов едва открывались. Но вот мы едем к ДК.
На площади перед ДК, у юрты - кто-то возится с пологом. Я к нему. Лицо мне было знакомо по фильмам и фотографиям. Челухоев Владимир Ильич, директор и создатель этого музея.
"Музей этот не народный и не общественный, - потом скажет Владимир Ильич, - Он семейный. Я уйду - мой сын уже все знает, примет музей"
Идея создать музей пришла Владимиру Ильичу в голову при достаточно трагических обстоятельствах. В 1990-х он пережил тяжелую операцию. Лежал в Кемерово, смотрел телевизор - какая-то бойня с матерками и стрельбой. Ну, понятно, тогда этого барахла много было... Владимир Ильич - человек старой закалки. Кстати, в недавнем прошлом - партийный работник и Глава Челухоевско-Бековской Администрации. И вот он подумал: "Если я выберусь - сделаю на родине что-то для души". И не только своей. И вот этот человек взялся создавать музей родного народа. Сперва - с одной комнатки на втором этаже ДК. Комнатку новый глава дал не сразу. Хотя второй этаж был заброшен настолько, что туда забредали посетители дискотеки на первом этаже справить нужду. Владимир Ильич привел ее в порядок почти самовольно - беловское начальство одобрило. Так с одной комнатки началось все, а теперь музей имеет площадь 800 кв. м. И расширяется.
Мы начали с улицы. С юрты. Народ теле - древний кочевой народ. Только с приходом русских они стали постепенно переходить к оседлому образу жизни и осваивать земледелие. Это и сказалось на жилище.
Обычно в Чолкой приезжают группы. Их встречают зажженным костром, и все работники музея - их пятеро - представляют перед экскурсантами спектакль. Начинается с костра прямо на площади, с музыкального приветствия. С нами работал только Владимир Ильич, и это была классическая экскурсия. Но это все равно позволяет оценить музей.
читать дальше

15:40 

Инской и Беловский музей

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Обкатав технологию познания городов на Л-К, мы твердо решили, что Белово - это на два дня. С Инским. А по пути в Гурьевск посмотрим Чолкой - музей телеутской этнографии в с. Беково. Потом спохватились - а вдруг не получится попасть? А как тогда, если Чолкой (для меня по крайней мере) - это самое важное из того, что я хотела увидеть в Белово и в походе, пожалуй, тоже в первой тройке.
Но в тот день, когда мы двинулись познавать Белово, мы не совсем осознали, что нам грозит.
И начали мы с того, что решили - в Инской и Старобелово едем на автобусе. Ибо устали и не хотим нагружать себя, аки вьюношей безусых, велосипедом.
В общем, вышли мы из дома с мыслью - сперва музей, потом Инской(ПГТ, официально - с 1963 года, фактически создан раньше). Но до открытия Музея - примерно пол-часа, мы пошли смотреть вокзал (и оценили, что он реально крут). И пока мы по вокзалу ходили, осенило - вдруг погода испортится, а быть в Инском и не искупаться в Беловском море - это обидно! И мы решили, что музей от нас не уйдет, и с вокзала двинули на остановку 108. Автобус отходил от остановки, но притормозил и взял нас. Билеты стоят так. По Инскому - 12, по Белову -15, а если из города в город - то 24. На камне - если сойти на одной остановке - то 12 рублей, а если на следующей - то уже надо доплачивать...
В дороге нам пояснили, где надо сойти, чтобы попасть на пляж, что есть прямая дорога, но вы по ней не идите, вдруг заблудитесь.
Спрыгнув на остановке, мы тут же убедились, что Инской - Поселок городского типа , построенный для работников Беловской ГРЭС после 1954 года, тоже часть питерского ареала и известное блюдо тут пишут как шаверма.
Поселок небольшой, дома - от современных, до классицизма 1950-х. Уютный и выглядит вао многом как приморский город. Море, правда, рукотворное.
Сверяясь с навигатором и с людьми, пошли искать пляж. ДПС-ники, которые корректировали наш навигатор, удивились, что мы не приехали сюда с палаткой пожить. Действительно, как только показалось море - пошли вдоль него платные территории пляжей.
Сказал бы мне кто-нибудь лет 7-8 назад, что ходить тяжелее, чем ехать. Но в жару - именно так. Идем, платные пляжи тянутся нескончаемо, жар припекает. Навстречу идет девушка, пьяная в дымину. Шатает. Поковыляла в сторону пешеходного мостика через канал. Мы решили, что идет она как раз с дикого пляжа, а учитывая время - наверно, отдыхали всю ночь. Потом попались еще трое - два парня и девушка - не лучше, чем первая. А потом и правда, дикий пляж нарисовался.
На платных пляжах песочек, тут - травка, но вода везде одинаковая. Над водой господствуют трубы ГРЭС, которые видно отовсюду. Мы разделись и полезли в воду. Дно ровное, приятное ногам, вода - теплейшая.
Искупались, однако, лежать на пляже не стали - надо посмотреть поселок да и Белово зовет!
читать дальше
Это типа я после посещения музея... Волк меня внимательно слушает.

11:55 

Белово

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Продолжаю рассказ о нашем кругокузбасском походе.
Итак, Белово. Город это молодой, 1938 года - но поселение на этом месте стоит с 1726 года - когда крестьянин Федор Белов и два его сына обосновались на берегу реки Бачат и основали заимку, названную без затей по имени первопоселенцев. Потом открыли тут уголь - предварительно вырубив для нужд металлургических заводов соседних Гурьевска и Гавриловки все березовые леса в окрестностях. Шахта - Бачатская копь, существует с 1851 года и, кажется, это старейшая шахта Кузбасса. Но до 1921 года, ж-д строительства железной дороги, поселение не играло заметной роли в истории края. Зато после строительства железной дороги, потом - появляется Цинковый завод, и еще несколько заводов. Название "Цинкач" в этих местах такое же обыденное, как в других "Шахтер", "Горняк" или "Нефтяник".
Росту города и его промышленности способствовала Великая Отечественная. Не так заметно, как в Томске, но некоторые предприятия, типа радиотехнического завода - наследники эвакуированных.
Перестройку город перенес тяжело. Очень. Тот факт, что город выглядит не самым лучшим образом, мимо меня не прошел. При том, что город мы осматривали в течение неполного дня. Он невелик, и в основном интересные объекты сосредоточены на улице Юбилейная - бульвар, идущий от вокзала, а также на Ленина, Советской и Октябрьской.
Самая красивая улица - Юбилейная.
Но сперва про Старобелово. Название народное.
читать дальше
Центральная часть производит впечатление от крайне приятного до неприятно-запущенного почти без перехода.
читать дальше

Это тоже на той же линии. Четкий такой пацан.


читать дальше

17:33 

Прощаясь с Л-К

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Напоследок хочу показать маленькую фишку - найти это можно только в Л-К и только в маленьком магазинчике на автозаправке Лукойл. Это черное мороженое "Сибирский уголь", черное от обертки до стаканчика. Крашено активированным углем.
читать дальше


17:25 

Немузейный город.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Вы заметили, что я уже столько рассказала о Л-К, но при этом не рассказываю о музеях. Ну что поделать, с музеями нам не повезло. Музей шахтерской славы закрыт в связи с отпуском работника, в Музее пожарной охраны нас встретили три милых котенка, но сама сотрудница "Ушла и сегодня больше не придет", и молодой парень из пожарки открыл нам гараж с техникой.
читать дальше

А это тот самый пожарный танк



Техника, кстати, вся в идеальном порядке и на ходу. А может и в бой пойти прямо с постамента. Он интересно рассказывал, как это все работает. Особо впечатлил пожарный танк. О том, как он работает я знаю, благодаря Маме Лав. Парень, выслушав мой рассказ, подтвердил - да, так и есть. В случае особо сложного пожара танк торит дорогу массой, поливая огонь водой. И да, водитель этого танка редко принимает участие в тушении обычных пожаров, но в тех случаях, когда он все же принимает - это может стать последним его выходом на задание. Да, эти люди часто гибнут на работе...

Что до Краеведческого музея, то мы в него попали в день отъезда с ура. Перед нами извинились, что в здании ремонт и часть экспозиций разобрана. Но та часть экспозиции - с восстанием, гражданской войной и индустриализацией, не пострадали.
Экспозиция устарела не морально - пожалуй, ее привязка к месту и содержательность искупают некоторые моменты типа шпалерной развески и старых фотокопий... Но физически... Именно под это и начата реконструкция: изменить оформление, материалы, этикетки.
начало экспозиции было больше затронуто ремонтом, мы потом прошли в залы природы. Так что начали осмотр с середины. Крестьянский быт.
читать дальше

Вообще работать в таких музеях трудно: штат маленький, не только волочет чисто музейные виды работы (и научную, и экспозиционную, и культурно-образовательную), но и ведет клубную работу.
Северский музей тоже муниципальный, но он живет по сравнению с Ленинск-Кузнецким, Беловским и Гурьевским музеями очень хорошо.
Тем больше уважения вызывают сотрудники этих музеев.

Дневник велосипедистов

главная