Записи пользователя: Вольфганг Шеффер (список заголовков)

Кемерово объясняет, сколько мы еще не видели! 8 августа

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Загадка: Для какой цели был построен сей дворец и что в нем сейчас?

Мы торопились уехать из Березовского, потому что в составленном дома списке к осмотру числилась уже упоминаемая столовая "Сытый кот". Наиболее удобная к доступу работала до 4 часов, та, что подальше - в 5. Нам повезло - автобус ехал из Березовского быстрее, чем туда. Пошлиискать ту, что до 4. Смутные подозрения начали терзать нас, когда мы увидели часовню Георгия Победоносца, знакомую с первого похода. Этот примыкающий к Парку Чудес квартал - почти полностью занят зданиями МВД, они все за забором и поняно, что столовки тут для посторонних. Пошли искать, где обедать, потому что жрать хотелось уже конкретно. В какой-то общаге нашли неплохую столовую: русская кухня и нормальные цены. Зал маленький, но мы не во время обеда попали, так что кроме товарища на раздаче в зале были только мы.

Березовский музей.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)

В музей города Березовского мы пришли за 20 минут до обеда. Я спросила, не стоит ли нам прийти после обеда, но выяснилось, что три зала на реконструкции, а четвертый. Ну, понятно, что мы успеем за 20 минут. Билет - 20 рублей. Сверху спустилась сотрудница, мы договорились, что я не претендую на их обеденное время и подробной экскурсии не надо. Она сказала, что ничего страшного, если мы чуть задержимся, но мы в эти примерно 20 минут уложились.
Итак, музей. Бывший типовой садик, в который многие сотрудники музея в дестве ходили. Экспозиция расположена в зале для музыкальных занятий. На сцене - реконструкция жиилого комплекса по типурусской избы, в зале представлена палеонтология (не вышла, но за счет угольных разработок палеонтология в Кемеровской области представлена интересно. Археология бедненькая, зато этнография. Обычная этнография, но поскольку она тут строго индивидуальна - слушать интересно. Очень понравились макеты: как устроена лесопилка, выгонка дегтя, и миниатюрный угольный разрез. Бликующие витрины мешали фотографировать, но некторые экспонаты - слишком интересны. Например, старая каска, в просторечьи "картуз", по словам экскурсовода жутко неудобная. Для сравнения рядом каска современного образца. Еще один интересный экспонат - это свадебное платье Серебряного века. Увы, слегка отредактированное в 1950-е, юбку урезали, но вышивка осталась. Диванчик, на котором сидит куколка - трофей. Коньячный набор - просто старый знакомый, у нас в Северске такой есть, но не полный.
Собственно, экскурсия в силу краткости состояла из изюма: индивидуальные сведения, жемчужины коллекции. Много бытового.
А теперь слайды!

Березовский

Рудознатец Михайло Волков.

Мимо города Березовский мы проезжали еще в первый поход. Но тогда на него отвлекаться было некогда и мы поснимались у стеллы, которая стоит в начале ответвления дороги на Березовский от основного шоссе и поехали своим путем.
А на сей раз решили, что в Березовский мы все же попадем, но не на велосипедах - далеко - а на автобусе.
Накануне выяснили расписание. Утром встали - день хмурый. Пошли на вокзал, купили билеты. Удобно устроен автовокзал в Кемерово - над площадкой ожидания крыши, и они пригодились, потому что именно в это время не просто шел дождь, а дождь очень сильный. Автобус, вопреки ожиданиям, оказался Пазик, мы в него сели и тронулись в 9-40. Он очень долго выезжал из города, хотя расстояние небольшое. В пути были около полутора часов.
Пока ехали по трассе, останавливались у населенных пунктов, набились в автобус основательно. По трассе ехали - ровно было, а с поворотом на Березовский пошли горки.
Березовский город большой по площади, сильно разбросанный. И некторые районы - как бы самостоятельые поселки со своими ДК, памятниками, церквями и большим куском незастроенной территории до собственно центра. На обратном пути мы сообразили фотографировать эти здания и памятники из автобуса, так что фотографии въезда будут в конце.
Центральная часть Березовского - тоже на холмах и горах, и выглядит очень симпатично.
Хорошее начало

Автобус обратно ехал быстро. В общем, мы во-первых, до трех часов вернулись в Кемерово, во-вторых, ссадили нас на остановке близко к одному из "Сытых котов". С "Котами", правда, вышел облом - это ведомственные столовые в производственных зданиях - одно из них - МВД, другое - в каком-то заводе на закрытой для посторонних территории. Третий из трех искать не пошли.

Щеглы Киндерленда и Кофейка

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
День 7 августане закончился нашим отмыванием под колонкой? Отнюдь! Мы проскочили проспект Шахтеров и двинули к монументу Эрнста Неизвестного. Там к мосту идет длинная, но пологая лестница, куда более удобная для спуска, чем Логовое шоссе. Шахтера мыли.
Косметический ремонт шахтера

Мы сползли бодрым шагом вниз - велики, конечно, были под рюкзаками, но рюкзаки легкие - палатка и прочие тяжелые вещи ждали нас в Писанице.
На мосту мы поняли, что могли бы спокойно отмыться в Томи, но не пачкаться же снова?
Поселились там же, где жили в первый поход - маленькая гостинка в центре города - но есть все. Дешево, хозяйка хорошая. Обустройство много времени не заняло, и мы решили сходить посмотреть Щегловский базар - новый торговый комплекс, открытый в 2016 году и ориентированный на реализацию местной пищевой продукции.

Боровой, она же Бутовка. 7 августа.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Мы поселились на одну ночь на проспекте Шахтеров около большого торгово-развлекательного центра. Но есть мы покупали не там, а прогулялись довольно далеко по Шахтеров. Ну как далеко. Пара кварталов. А проспект длинный, на осмотр с колес надо как минимум два-три часа. Это большой и очень нарядный проспект, больше из высоток, ближе к Томи есть 50-е. Мы еще в первый поход планировали его осмотр, но не сложилось. Решили, что посмотрим завтра. Сперва Боровой, а потом проспект. По идее должно было времени хватить. До Борового рукой подать, сам он невелик, а заселяться - после 17 можно.
Но как это часто бывает в августе, особенно в это сырое лето, погода ночью испортилась. Только что была такая жара и солнышко, а ночью молотит вовсю и утро туманное, то есть дождливое. Но мы поехали. Собрали рюкзаки и поехали.
Как выяснилось, до Борового все время под крутой уклон (ну, вы поняли, что будет на обратном пути). Предстояло посмотреть: Церковь св. Ксении Петербургской и Святой источник рядом.
Памятник героям Гражданской войны.
Памятник военных лет
Памятник жертвам на шахте Бутовской
ДК и комплекс вокруг АБК шахты Бутовской.
Мы со словами "Приключения продолжаются" двинулись в путь. Было довольно светло и небо высокое. Под этими обнадеживающими небесами осмотрели храм. Храм Матроны Московской, рядом часовня Андрея Первозванного, а чутьдальше - Конный клуб при храме. Красиво, цветы, дорожки. Пофотали, и добрались до источника.

Территория источника - очень красивая, ухожено и вообще - такой православный парк. Не настолько круто, как в Старо-Бачатах и Салаирском Иерусалиме, но вполне достойно. Шлагбаум, не пускают на великах - мы их оставили на пункте охраны. Прошли по территории, спустились к источнику. Оказалось, там очередь - мужик с дюжиной бутылок набирает - не из купальни, а из-под стока, разумеется. Вышло небыстро.
Набрали воды, умылись - и тут пошел дождь. Сперва скромненький и мы поехали прочь, но едва поднялись до трассы, он ливанул так, что ох-х! Мы надели анораки и спрятались на остановке. Стоим, и решаем, что ну ее, Бутовку, она же Боровой, поедем обратно. Но дождь кончился, и мы решили: раз до памятника героям Гражданской всего 800 метров, то обидно не доехать.
Поехали. Под горку разумеется. Пересекли переезд. Сразу свернули - маленький такой переулочек. Когда-то это была окраина, и там похоронили расстреляных. Потом поселок расстроился, но при этом могилу не тронули, выглядит она ухожено. Дальше решили: а почему бы не доехать до второго памятника. Небо чистится, а мы уже мокрые и терять нам нечего, тем более в анораках не холодно. Поехали - снова под горку, разумеется. Посередь горы остановились: вот так ли нам надо ехать до этого памятника? Ну вот не нужно - грязно, сыро. Но посмотрели дрруг на друга, на навигатор, нагорку - и поехали. Место удачное и без строений. А у памятника решили - что до ДК и памятника погибшим на шахте - неблизко и в гору, но какие мы туристы, коли не доедем до этого места, если до него меньше 2 км. Поехали.
Собственно, из таких мелочей складывается весь поход.
Приехали, АБК и ДК - самые красивые здания, которые мы увидели в поселке. И перед ДК - аллея очень ухоженная. Памятник погибшим на шахте нашли. Красивый, ухоженный, но какой-то очень маленький.
Потом мы посмотрели навигатор и выяснили, что до трассы есть другая дорога. Мы решили, что возможно, выедем на дорогу, котрая ведет в Кировский район, и интереснее же ехать другой дорогой. Вот только одного не учли - эта дорога нормальна и довольно коротка в сухую погоду. А в дождь... нет, конечно, не такая, как на Каменные ворота, но вывозились мы капитально.
И особо не срезали дороги. Была надежда, что мы выберемся в Кировский район, но попали на Ракитянского, которая ведет на Шахтеров и все так далее. Едем - горок поменьше, но не капитально, грязные. Едем, ищем два пункта: где поесть и где помыть велики. Потому что ехать на новую квартиру как-то совсем не хочется в такой грязи. Я заикнулась, что у Томи под мостом можно помыть, но Сергей видимо, на этот вариант, не сильно рассчитывал. И, увидев местных пацанят, Серега спросил, нет ли колонки. Колонка нашлась - из этой точки очень-очень далеко, а если выезжать - то сильно назад на трассу. Мы долго отмывались - благо погода давно наладилась до солнышка и лета. Отмылись, и поехали той дорогой, которая выводит на трассу. Вынырнули - глядим, стоит на обочине восточка. С террасой. Мы решили, что время уже три часа, и надо есть. Можно прямо на террасе. Но в кафе сказали: что на террасе никто не тронет наших коней, в случае чего шалычник присмотрит, а мы можем поесть в зале. Порции большие, вкусные. Все хорошо, кроме того, что времени на проспект Шахтеров опять не осталось - надо ехать и селиться на том берегу реки Томи.

Кедровка великолепная.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Собственно, не столько рассказ, сколько слайды, слайды! Оригинальный памятник Гражданской войне. самый молодой, постсоветский. Потрясающий способ показать детям, чем заняты их папы. Парк Победы находится по две стороны от самой оживленной улицы Кедровки. Жара, радостные дети плещутся в очень оригинальном фонтане. Рядом дремлет грозная военная техника... кусочек Греции в Сибири. Это все Кедровка.

Кошка с шахтерской мордашкой.

День второй, 6 августа

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Наутро встали довольно поздно. В 7-30 или даже ближе к 8. Собрались, перенесли на любимое место палатку - тент натягивать не стали, просто застолбили место.
Выехали. Дорога до Подьяково езжена много раз, и потому ничего особенного - добрались до длинного въезда в Колмогорово, а там вовсе все спокойно. Особенно после того, как дорога потянулась вдоль Томи. Но на сей раз мы собирались ехать через Щегловский и Солнечный. Сергей эту дорогу давно высмотрел и мечтал ее разведать. До Кедровки - фактически - отдельного ПГТ, формально - уже района Кемерова. Одно плохо - хотели искупаться, а то место где дорога подходит к воде, находится дальше поворота. Так что потные (утром не ополоснулись, на подъемах пропотели и оттого чувство собственной нечистоты меня долго преследовало), но пока не перегретые, полезли мы к гору. А это надпойменные террасы. То есть подъемы. До Щегловского - а это большое село советского происхождения - есть школа, больница, церковь, в шикарный ДК, водопровод в дома - асфальт. То обстоятельство, что граждане снабжены водой в дом, плох для путешественников: в поселке нет колонок, а взятая в Писанице вода заканчивается. Так что хорошо, что местные мужик, строившие дом, в ответ на наш вопрос о колонке просто дали воды. А я еще приметила у них бутылку с квасом и мы быстро нашли магазин, где он продается. Я уже писала, что в Кемерово очень много магазинов с разливным пивом, они же торгуют квасом, или хотя бы лимонадом и морсом. Покрутились по центру села и двинули дальше.
За Щегловским начинается грунтовка и очень плохая, щебенистая, хотя для машин, кажется, вполне приемлемая. Но мы по ней ползли долго и счастливо, радуясь, что мошка в этот год вообще неактивна, а в августе - тем более. Потому что в обычном для Сибири Июле в таких местах тьма паутов. А еще на этой дороге несколько речек, следовательно, спуски и подъемы. Спуски такие, что не разгонишься, а подъемы явно доминируют и превалируют. Однако добрались до Солнечного, который не то поселок, не то дачный городок. Маленький, ничего примечательного, если не считать двух девочек-подростков, которые лихо обогнали нас на мототехнике.
Впереди нас ждали дороги похуже, но до Кедровки оставалось несколько шагов. В смысле - 3-4 километра, не больше. И еще - мы перевалили через хребет, стало очень много спусков. Так что не слишком быстро, но уже без натуги мы поехали дальше. Справа показалось какое-то большое озеро, но мы к самому нему не поехали, только свернули и по колеям добрались до места, где можно это озеро попытаться сфотографировать.
Показались териконы Кедровского угольного разреза - какие то пруды. Териконы - разного срока давности, некоторые начали уже порастать. На свежих работала техника и ползали Белазы. Разумеется, они вблизи прекраснее, но я тотчас начала на них охотиться через фотоувеличитель.

Перед Кедровкой нас ждал длинный подъем - рудники и разрезы всегда находятся в низинках. А ПГТ расположен прямо на краю разреза.
Осмотр Кедровки пошел по отработанной технологии: Серега забивает в навигатор все достопримечательности, а по мере их просмотра - стирает.
Первое, что нас ждало наверху - это АБК, и рядом с ним - куча всяких объектов: фонтан, шахтер Степан с тормозком, камни мемориальные. А если смотреть назад - роскошные виды на разрез.

Вообще Кедровка - очень красива. Рельеф холмистый, оттого кажется, что ты не в Сибири, а на юге.
От АБК начинается улица Новогодняя - обычная улица, которая строилась как обычная улица, а теперь ее сделали пешеходной. Это очень красивая улица, зеленая и уютная. Время шло к обеду, в АБК нас не пустили, тем более, с велосипедами обедать несколько сложнее, чем пешими. Попался "Подорожник", торгующий едой на вынос. Я взяла там плов и шурпу, и мы сели в сквере возле Дворца Культуры обедать. По мне - вполне вкусно, Сереге понравилось меньше. Но порции маленькие. И их помог уменьшить очень ласковый котик, который профессионально выпрашивал у нас еду. Даже рис ел, не только мясо, от хлеба, правда, отказался.
Пообедали, двинули дальше.
Город невелик, но довольно интересен. Настолько интересен, что не вместит моих восторгов в один пост. Центральные улицы красивы. Памятник героям Великой Отечественной. В конце пешеходной Новогодней - огромная церковь Иверской Божьей Матери. В стиле 19 века, но, понятно, новостроенная.

Второй Кузбасский поход. 5 августа

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
И вот приступаю я к малому Кузбасскому походу, который оказался крайне насыщенный и интересный.
Началось все утром 5 августа. На сей раз выезд был вполне цивильный. Даже приезд инспектора по гранту Алины Козловской оказался вполне спокойным. Она собиралась быть у нас в пятницу и субботу, и мы договорились, что в пятницу я до упора занимаюсь ею: показываю все по гранту, и т.д., а в субботу Константин Николаевич сопровождает ее везде, где ей будет интересно. Я уже приготовилась работать не столько, сколько положено, а сколько надо, вплоть до глубокой ночи. Но вышло все классно. Она приехала раньше, встретилась со мной и директором, потом зам по строительству Андрей Иванович показал нам почти готовые стенды и мы пошли по городу на экскурсию. Погуляли до монастыря, потом сказалась разница поясов, дорожная усталость и жара. Алина сказала, что идет отдыхать, и я освободилась на пол-часа позже, чем обычно. Вечером позвонил КН, сказал, что Алина довольна и нашей работой, и экскурсией, а наутро сама сходит в музей "Следственная тюрьма НКВД" и потом она уже едет в Гурьевск.
В общем, все сложилось идеально.
Кошка не блевала (как выяснилось, она облевалась на следующий день после нашего отъезда, но не как обычно, а по-нормальному. День ее полскало, и она перестала блевать и стала есть). Выехали посуху, без спешки, сели в поезд. И вот тут уже и пошел дождь, но нас это мало волновало уже - мы ехали в сторону улучшения погоды, на юг. В Тайге дождя не было, было капитально пыльно и жарко по пути от Тайги до Яшкино. Ехали без приключений, легко залезли на Яшкинские подъемы.
Оцените цвет неба

Практически без проблем добрались до Писаницы.
и тут выяснилось, что в Писанице нам не удастся помыться и отдохнуть, потому что в ней на поляне праздник: "Ретро-Сибирь". Парад ретро-техники. Нас с прошлого года вспомнили: мы кое с кем пересеклись в прошлогоднее воскресенье. Место, которое мы занимаем всегда, предсказуемо занято, народа тьма. Впрочем, мы решили поставиться без тента где получится, а потом перетащить палатку на наше место. Поставили, пошли окупнуться - жара донимала. Пошли смотреть, что там стоит - от великов до бронемашин.
Тема праздника была "Революция", но власть явно захватили анархисты. Попандопуло зажигал. Впрочем, на сцене пели - и очень здорово - хорошее ретро. От классики советской эстрады до Битлз. Вечером обещали банкет и файер-шоу. Мы решили, что надо спать. Лежим. Меня немного приплющивает: башка болит, слабость, раздражение какое-то. В палатке душно - забыли форточки открыть.
Банкет идет без нас - собственно, нас вежливо позвали, но раз сами не пошли, никто бегать не стал. И мы лежим, слушаем все кроющую музыку. Хорошую, кстати. Кипелов, еще кто-то, а потом пошла певица - не то с детским голосом, не то реально ребенок. Песни поет взрослые и на каком-то языке, который влет не идентифицируется - может, испанский, или румынский. Но классно поет, и даже громкость не вырубает. Медленно темнеет, я героически готовлюсь к завтрашенму мученичеству - ехать в Кемерово после бессонной ночи (почему не доперла сразу цитрамон выпить - одна бог знает, потому что принятый цитрамон решил половину проблем минут за 15. И тут музыка глохнет, дети начинают носиться по лагерю и звать пирующих родителей и их друзей на файер-шоу. Серега предлагает пойти посмотреть, я говорю нет и минут через 5 начинаю собираться - мол, проспать все можно.
Тем временем собирается еще и гроза, и оператора музыки какая-то автоледи начинает увещевать: "Выруби ты свою **** шарманку, а то **** гроза собирается, *** раз*** на***!" Тот врубает музыку, похоже, назло.
Духота, жара, головная боль и закипающее раздражение. Не могу найти молнию в палатке и вылезаю просто в щель под входом. На свежем воздухе становится легче, так что идем с серегой садиться перед сценой. На сцене какой-то участник насилует старый пионерский горн. Но народ, временами коментируя задерживающееся шоу в духе вышеупомянутой автоледи, тем не менее, не расходится. Ведущий не утерпел, съязвил: "Вот, днем нормальные группы пели - и пустой амфитеатр был, а сейчас все скамейки заняты..." Народ хорошо подогретый, некоторые ведут себя вполне цивильно, но заметно, как правило, именно пару-тройку хорошо перебравших.
Пытались петь, но разве переорешь эту пару-тройку?
По счастью, шоу началось.
Кельтские мотивы, девушка и два парня в килтах, все трое - явно не грешат субтильным телосложением, и потому с огнем смотрятся хорошо, особливо когда девушка взлась палить из автомата в воздух. И все это на фоне зарниц во все небо.
Впрочем, грозы так и не случилось.
А это уже Писаница.
Пожалуй, самая лучшая фотка.

Последний день Первого Кругокузбасского похода.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Про дорогу на Промышленное нас предупреждали - разбитая, плохая. Предупреждения правдивы, она действительно хуже дорог вокруг. Но когда едешь по томским дорогам, слова "Где наша Промышленовская плохая дорога?" - это уже не шутка.
Сперва некоторое время продолжался спуск, а потом трасса повернула на 90 градусов. И началось. В общем-то, нормальная Кузбасская дорога - спуск-подъем-спуск-подъем и так до Кемерово. До Промышленой - 50 км, а в целом в день мы прошли 124 километра, и сказалась регулярная нагрузка в походе - мы были вполне живы и боеспособны.
Но путь всегда богат приключениями. Примерно на 30 -м километре я снова навернулась, вылетела на дорогу и не сразу могла встать. По мнению Сереги трасса была оживленной, но по мне - в Л-К я падала куда более опасно. Тут дорога была пуста и машины меня могли увидеть и тормознуть. Но упала глупо - при попытке выехать с обочины на асфальт не рассчитала угол, под которым колесо надо возводить на ступеньку асфальта.
Это было четвертое и последнее падение за поход. Что дало повод для шуток о периодичности падения Собаки в походе: 1 раз на 200 км.
До Промышленного мы ехали относительно спокойно. Машин было много, но дорога довольно широка и обочины нормальные. Вот потом до Калинкино - прокляла все. Дорога узкая, машины сплошным потоком, не разгонишься. По счастью после Калинкино ситуация выправилась.
ПГТ Промышленный - большой райцентр. Мы выяснили, где центр и поехали сперва искать кафе. Нашли восточку, закупили порции на вынос и двинули дальше, довольные. С лавками совсем плохо - мы нашли их только у храма. Сели, съели наши картошки с котлетами, и пошли осматривать памятники. Центр расположен компактно и как-то все было рядом, даже Акула-Каракула, котрая украшает вход перед кафе. А по пути на трассу увидели корову у молокозавода.

Калинкино - известнейший пивзавод, и мы, разумеется, завернули в фирменный магазин в поисках кваса. Кваса не было, но был вкусный морс.
После Калинкина как-то траффик порассосался, а дороги стали шире. В одном месте был карман для отдыха - с загажженным туалетом и родником, который не бил, но колодец был полный. Мы поостереглись брать в нем воду, а люди брали. Мы зажевали батончики и двинули дальше - до Кемерова - если верить указателям отсавалось 37 км, ой нет, 42, ой нет... - в общем, около 40 км. Энергетические батончики позволили двигать с приличной скоростью, а дорога вблизи Кемерова стала вообще роскошной - широкая, в 4-6 полос, так что не страшно.
Мы решили не ехать до Ягуновского - и вообще не удалось поехать. На счету у нас было уже что-то около 115 километров, впереди еще 10, а вечер надвигался. въезд мне показался оживлленным, но потом мы добрались до Кузнецкого проспекта, и, соотвественно, до тротуаров. до заката тьма времени, проезжающие парни из машины кричат: "Братаны, скока сегодня проехали?" и на мои звонкие: "124!" одобрительно кричат: "Мо-лод-цы!". Это приятно.
Квартира у нас была в паре кварталов от вокзала. Неплохая, хотя и немытая: в ней некоторое время жил какой-то представитель МВД (фуражка, литература по уголовному праву), и новые хозяева явно готовят ее под ремонт, а пока сдают дешево.

Следующий день ушел на отдых - мы гуляли по набережной пешком. Выяснили, что многое в Кемерово не видели, даже в центре. Где-то не дошли, а где-то новое поставили.

Это называется Шахтер.

У меня разболелось ушибленное накануне колено. Но ни это, ни тот факт, что вечером был жуткий дождь уже не мог нам помешать - обратно мы ехали на электричках.
В связи с тем, что электричка с Кемерова идет до Тайги страшно долго (через Юргу) и прибывает за 17 минут до отхода электрички на Томск, мы боялись, что не успеем на нее. Справочные на вокзале говорили строго: в электричку токмо по билетам, а билеты токмо на станции отправления. Но как выяснилось, купить билеты на томскую электричку можно в кемеровской, без наценок, как в кассе.
А прибывает электричка еще до того, как томскую подают к посадке.
Редкий дубак в день прибытия в Северск тоже особой роли не сыграл - +13, моросящийе дожди , переходящие в слабые но полноценные. Мы вернулись домой!

Красное, оно же Брюханово.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Движение по наклонной под горку прервалось примерно у поворота на Ариничево. И небо начало так хмариться, да еще и под порывами холодного ветра, что мы решили: счас польет. А у нас, тем не менее, не было ни малейших представлений, где мы будем ночевать. И палатки не было - мы решили рискнуть... На окраине села звоним директору Краснинского музея крестьянского быта - не берет трубку. В магазине покупаем хлеб, спрашиваем про возможность постоя - не в курсях, где тут есть ли гостевые дома или хостелы. Легкая паника прекращается после того. как у музея нас проходящая женщина вызывается проводить до дома директора.

Стучим в забор. Собака заходится - но ноль ампер. Потом появляется женщина. Оказывается, директор в бане, но как найти гостевой дом Вадима объяснила.
Пока мы искали приют небо очистилось. А так уже была мысль, не махнуть ли в Л-К. и ну его это Красное. Но гостевой домик как-то сразу внушил доверие и вообще хорошо, что не в доме, а полусамостоятельно.
В общем, посмотрев музей, мы пустились в дорогу. Это был фактически последний день нашего похода. Поскольку лежка в Кемерово - буквально лежка - ленивое гуляние пешком по центру, и день в электричке на поход уже катят чисто номинально.
А про последний день будет отдельный пост.

Даешь индустриализацию в отдельно взятой деревне.

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Еще утром у нас не было уверенности, что из Гурьевска стоит уезжать. Море видели скраешку, Пещеры не нашли. Кроме того, дожди, которые обещал прогноз - не лучшее время для долгих переходов.
Но утром небо было ясным, и мы смазали велики, сдали ключи и тронулись в путь. Тем более Гурьевск послал нам на удачу видение котика, который сидел и вылизывал жопку. Один из тех трех, что тут постоянно тусовались.

На выезде Гурьевск собрал все красные светофоры, которые нашел, на нашем пути. Это при том, что в Гурьевске светофоров мало и на главных улицах они почти не встречаются.
Однако, едва покинули город, стало ясно, что уехать из Гурьевска легче, чем приехать. Салаирский кряж остался за спиной, и дорога пошла все больше под гору и под гору. Многокилометровые спуски без подъемов. А если ехать в Гурьевск - неслабые подъемы без спусков, соотвественно. Под Красным - от самой Христиновской (если не от Апрельки) - крутой спуск, полагаю, километров 6, не меньше. И не жарко - 20-22 градуса, не больше.
До Горскино мы докатились очень резво.
Горскино славно тем, что в 1925 году крестьяне скинулись, поднапряглись, и построили ПЕРВУЮ СЕЛЬСКУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ в Сибири.
Заехали в село, стали спрашивать. Местные про электростанцию знают, объяснили: едет е вот этой дорогой (прямо до церкви, а от нее прямо вниз, по полям, мимо пионерлагеря - или как их там зовут теперь?) Поехали. Отсыпаная гравием улица, потом пошло по полям прокатанное и обильно заминированное коровами. Мы этих телок потом встретили: в общем, у одной явно было расстройство желудка.
Вдобавок к навозу, начался дождик. Серега тотчас сказал: "Может, повернем". Мне хотелось увидеть электростанцию, тем более, гурьяне ее музеефицируют, грант - вроде нашего Нарыма. Но памятуя вчерашнее, я заняла позицию непротивления. Но пока мы надевали чехлы, Сергей решил, что потом будет больно и стыдно, что е посмотрели, и мы поехали, стараясь держаться травы и лавируя меж говен. Лагерь, мостик через реку. Эта станция полуразрушена, но все еще впечатляет. Кроме того, кто-то из Горскинских ветеранов это место уже мемориализовал, поставив небольшой памятник.

На том берегу Ура сидели рыбаки. Увидев нас, стали махать руками, кричать, в том числе что-то про столовую, которую мы нашли ли? Мы сперва решили, что они нас с кем-то путают, но что столовая в центре села есть. Потом дошло, что они видели нас в Салаире и там объясняли, где столовая. Пошутили, что приехав в Томск, мы встретим этих же рыбаков.
Поехали в Горскино. Дождь тем временем не прекращался, хотя небо над нами уже было лазурное. Мы выехали из села, когда дождь унялся, и ас пригрело солнышком.
Мы двигали дальше. Уже хотелось есть, но в Горскино столовых не было, и мы решили - Урск - село большое, (и молодое, старое название Борит). Столовок в Урске, правда, не нашлось, зато нашелся магазин с "Подорожником" и мы купили что-то из еды. Хотели поесть в скверике, но дождь моросил, и мы ели стоя. Завидуя козам, которые, судя по всему, меньше страдали от дождя. Потом решили - стоя хорошо, но надо посидеть и не в седле. Пошли к храму. Прекрасный храм, который имел еще и крыльцо с навесом, и послужил местом отдыха для двух странников. Сидя, я сказала, что к этой идиллии не хватает только котика, и котик явился пред нами. Очень настороженный мужик, я скажу. Тем временем солнышко выглянуло, и мы некоторое время блаженствовали.

Мы двинули дальше - мимо Копны, которая стоит почти у самой дороги, и мы даже нашли дорогу на вершину - с пологого спуска.
Дорога шла все время вниз и вниз. Потому ехалось легко, и мы без приключений добрались до Апрельки. Вернее, до карьера, который сейчас уже превращен в озеро. Лазурный цвет воды - это благодаря медному купоросу, которого в воде хватает, а славится озеро своими разноцветными глинами, якобы полезными. Мы решили еще до похода набрать глины на берегу озера. Это было непросто, берега отвесные. И до сих пор мы не решили, что нам с этой глиной делать. Наверно, надо из нее налепить котиков.
Вообще - походная усталость начала сказываться. По крайней мере, впереди нас ждало Красное, причем мы ничего не знали о том, где остановимся: директор музея дала свой телефон, сказав, что если нам не получится устроиться в гостевом доме у некоего Вадима, то она примет нас в своем доме, он большой. Но где искать директора мы были не в курсе. Кроме того, небо, было прояснившееся, снова начало хмариться. И все же мы сидели на берегу озера и просто наслаждались спокойствием.

Впрочем, как мы искали ночлег в Красном - совсем другая история.

Воды земные и хляби небесные

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Вот, вернулась уже из второго похода, а все добиваю отчеты про первый. Хорошо хотя бы, что есть рукописный дневник, и в нем не только фактаж, но и некоторые впечатления.
Итак, продолжаю. Поездка в Салаир подразумевала обязательное посещение Салаирского Иерусалима и пляжа.
Вообще это не Салаир, это село Гавриловка. Гавриловский пруд - под пляжем, а источник по-преданию образовался на месте, куда приволокло привязанного к хвосту священника Рафаила, а потом добили дьякона и прихожан. Последнее сомнительно, там от церкви только по прямой 4км 200м, а по дороге и того больше. Атеисты вообще указывают, что источник был известен и ранее, в 19 веке. Но когда легендам мешал здравый смысл.
Источник насыщен серебром, как святой, так и не-святые.
День, как вы помните, был не жаркий и не шибко солнечный. По территориальному размещению Гавриловский святой источник Иоанна Крестителя расположен чуть ближе к Салаиру, чем пляж. А в принципе. Пойдешь направо (от Салаира), попадешь ко святому источнику, налево - к пляжу.
Салаирский Иерусалим - огромный комплекс, есть две купальни с раздевалками (М и Ж), источник, поклонный крест, часовня, статуя св. Серафима Саровского с житем, сувенирная (пардон, церковная) лавка и трапезная. На въезде охрана, вельми неприветливая женщина, которая велела оставит нам велики за ее будкой, а машины вообще на стоянке располагаются. При этом у трапезной стояло несколько мотоциклов... Как потом выяснилось, священник, сам байкер, собирался их святить, и, как потом выяснилось, весьма демократично поговорил с байкерами.
Народу тьма, не смотря на прохладу - купаются и мужчины, и женщины. Сама территория вполне покатит на пак, в которм можно душеполезно и приятно для тела отдохнуть. В лавке кроме всяких православных товарров продаются магнитики с видами иерусалима, ночные сорочки для желающих окунуться (мы одну купили маме Гале) и всякие рушнки и проч.
Все чинно, цены божеские. Мы пошли в трапезную - и там вовсе обалдели. Суп и чай обошлись нам в 100 рублей. Хлеб бесплатно, варенье, сахар, соль - на столах бесплатно.
Не Иерусалим ли это? Иерусалим... Салаирский. Оцените горки.

Мы походили по комплексу. Наверно, верующий человек чувствует здесь что-то другое, но у меня ассоциация с ЦПКО была неотвязной, как муха. Источник Кирика и Улиты в Салаире или даже менее популярный староббачатский источник произвел впечатление более одухтворенное, что ли...
Но в целом - да, это стоит смотреть, даже если ты не верующий, сюда можно приехать и провести тут выходные.
А если вы не верующий, то вам лучше сюда.
Новейший пляж, оборудованный по последнему слову рекреационных технологий. Есть прогулочная зона, есть детский пляж, есть зона для того, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли хорошо отдохнуть. Тактильная дорожка для слепых, пандус для тех, кто не может ходить.
День был сырой и прохладный. Народу на пляже было мало. Оттого он выглядел по осеннему печально. Хотя - очень было тепло и купаться можно.

Программа минимум была выполнена с горкой, но во-первых, и погода явно предостерегала, но нам уже знакомо это поганое чувство сожаления, что струхнули и не доехали чуть-чуть. А в Салаире мы вряд ли будем еще раз. И мы подались искать брошенную деревню Каменушку. Ну, как брошенную. Там сейчас дачи, хотя в поселке с названием Салирский Дом Отдыха нам говорили: нет там никого. И вообще смотрели удивленно: что людям надо?
Итак, мы ехали, то по проселку, то по гравийке. Мимо каких-то детских лагерей, на территории которых гремела музыка и стояли церкви. Когда добрались до куазателя Каменушка, небо нависло как грозовое, но... До водопада и Ворот оставались считанные километры. И мы поехали. Мимо дач добрались до речки, увидели (вернее, услышали) водопад и потом уже нашли. Мальчишка какой-то рыбу ловил. Он объяснил нам, как ехать к воротам. Только начали фотографировать - хлынул дождь.
Мы спрятались в кусты и надели куртки. Стоим, ждем. Пацана дождь вообще не смутил, как скакал по скользким камням, так и остался наречке. И мы решили, что будет обидно, если мы до Ворот не доберемся.
Только дождь поутих - поехали, потом пошли.
А надо сказать, что земля тут черная и жирная, хоть на хлеб мажь. И в мокром виде этот чернозем так намотался на колеса, что велики вообще не шли. Мы рукой отковыривали грязь, вытирали руки о траву и ползли дальше, стараясь не идти по земле, а по траве. Я где-то даже навернулась в грязь. Сверху льет, внизу грязь, и мы, как два жизнерадостных придурка, ищем ворота. Хоть это и скалы, но с дороги их не видно. Нашли, однако. Место это пользуется репутацией мистического, и даже работу карьера приостановили, чтобы его сохранить, но при этом плиту со столбов скинули (на нее дети лазали и боялись, что кто-то убьется. И понаписали всякие нетленки типа "Киса и Ося здесь были". Но все равно, это место потрясающее. Особенно когда сверху льет потоком, а мы стоим в самом месте возможного источника силы.
На фотках (спасибо мокрому объективу:)) даже биополя видны и прочие аномалии.
Нафотались, набегались меж камней ворот, я бросила под дерево монетку и попросила духов Салаира дать нам возможность спокойно добраться до дома. Поползли к гравийке.
Духи нас услышали, дождь стал стихать. Оттирались уже почти по закончившемуся дождю, а потом, на асфальте, вовсе кончился дождь. Теплее не стало, но хоть сверху не лило. Дорога под горку.

Место силы - Каменные Ворота

А тут вообще сплошной свет неземной.

Серега решил купить пряников, но магазин был уже закрыт. Зато я на выезде не заметила ливневку и сильно навернулась. Впрочем, без последствий. Мы еще поехали искать памятник прянику. Кажется, на редко каком снимке я так искренне улыбаюсь.

Еще за жратвой через весь Гурьевск скатались, в торговый центр.
Отмывались долго и счастливо. Благо горячая вода в Кемеровской области на лето не исчезает.
Не посмотрели мы только Гавриловские пещеры, но это уже меньшая неприятность, чем не увидеть Ворота и водопад. Может, еще как-нибудь вернемся в эти края?

Два имени, без которых рассказ будет неполон

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Рудознатец Дмитрий Попов, родом из грек, и партизан -анархист Григорий Рогов.
В 1781 году «ссыльный из грек» рудознатец Дмитрий Попов открыл в этих местах залежи серебряных руд. В 1782 году под руководством преподавателя Петербургского высшего горного училища И.М. Ренованца началось строительство шахты «Харитоновская», проходка двух штолен, сооружение казарм для рабочих, домов для руководящего состава и дома для управляющего. Так был основан Салаирский рудник. Через четыре года – в 1796 году – вблизи от него был заложен второй рудник, а в 1798 году – третий. Все рудники записала на себя императрица Екатерина Вторая.
У товарища была очень интересная биография - он приехал в Россию на поиск счастья, но был сослан по подозрению в шпионаже. Много сделал для России, а в конце-концов умер в нищете.
Интересная статья о нем и не только.
journals.tsu.ru/history/&journal_page=archive&i...

Григорий Рогов.

Один из основателей партизанского движения на Алтае, партизанский командир в Причернском крае (осень 1918 г. - декабрь 1919 г., май-июль 1920 г.). Эсер (конец 1918 г. - начало 1919 г.), затем анархист. Подробнее тут traditio.wiki/Григорий_Фёдорович_Рогов

Из зажиточных крестьян, житель села Жуланиха Мариинской волости Барнаульского уезда. К концу 1919 г. собрал около 4,5 тыс. бойцов, освободил от колчаковцев значительную часть Барнаульского, Кузнецкого и Щегловского уездов, в том числе Кузнецк (совр. Новокузнецк) и Щеглово (совр. Кемерово). В Новокузнецке от его имени до сих пор вздрагивают. Толи под приход роговцев местных уголовников выпустили из тюрем, а потом разбирайся, кто тут резал, грабил и насиловал, не то роговцы реально отличились этими делами. По разному толкуют.

26 декабря арестован большевиками якобы "за насилие и грабежи" и передан военно-революционному трибуналу 5-й армии. Во время допросов подвергался избиениям. По требованию населения и бывших партизан в конце февраля 1920 г. освобожден (и премирован деньгами!) и вернулся в село Жуланиху - партизанскую столицу Причернского края.

1 мая 1920 г. вместе с соратниками по партизанской борьбе анархистами И. П. Новоселовым, П. Ф. Леоновым, Е. Е. Возилкиным, Ф. С. Грабовым поднял крестьянское анархическое восстание под черным знаменем против большевиков. 3 июля тяжелораненный застрелился, чтобы избежать плена. Новоселов продолжал уже безнадежное сопротивление, по крайней мере, до января 1921 г. (умер или погиб в 1922 г.).
И немного документов mustagclub.ru/blog/rogov_dokumenti_/

Салаир

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
2 июля оказался днем самого большого приключения в этом и так не бедном приключениями и впечатлениями походе.
Ночь была дождливой, и прогноз обещал целый день дождь разной интенсивности. Мы решили, что едем на пляж и в Салаир на автобусе. Встали позже - не в проливной же дождь ехать, и не по свежим лужам. Вышли и сели, как умные маши, ждать на остановке. Но пока ждали автобус развиднелось, и мы поняли, что а) все не посмотрим с автобуса, б) уходимся немилосердно. Точно не посмотрим Каменные ворота и Каменушинский водопад, а они необычно хороши.
А еще не посмотрим салаирское кладбище, а на нем одна братская могила просто обязательно должна быть посещена. Как место расстрела в Л-К.
И мы перед самым появлением автобуса помчали за великами. До Салаира ехать близко, но все время в гору и в горы довольно крутые. Утешаясь мыслью, что обратно будет много спусков, мы двинулись на Петропавловскую церковь.

Главная достопримечательность города - Петропавловский храм.

Надо сказать, что храм этот в этом году празднует свое столетие, что строил этот храм отец партизана-анархиста Григория Рогова, и потому этот храм роговым не был разрушен и опоганен. Перед церковью когда-то стояла статуя Александра 2, Освободителя. С вензелем, на котором явно читалось А1.
Церковь эта предсказуемо закрывалась в Советское время, но ее не разрушили, и открыли в Перестройку, а к 100-летию должны были восстановить статую. Но открыть ее должны были только 12 июля, в престольный праздник, а мы были 2-го. Порадовались факту, что церковь обзавелась еще одной восстановленной реликвией.
Храм хорош, причт приветлив. А за храмом маленькое кладбище, и у могил батюшек стоят лавочки, чтобы люди посидели у могил в тенечке и подумали что-нибудь душеполезное.
Я вот например сразу там котика узрела и сфотографировала.

Салаирский кряж богат на источники, и бьют они, ясно, в низинке. И их принято объявлять святыми. Ну, я уже, кажется, сказала, что думаю на этот счет. Гавриловский источник - якобы в гражданскую какие-то партизаны привязали к хвосту лошади о. Рафаила и погнали лошадь. А помощник его, дьякон Терентий, сбежал, потом совесть его заела он пришел и сдался партизанам. И с ним еще 9 прихожан. И вот на месте мученической кончины, не то погребения мучеников и забил источник. Далековато от храма, по правде сказать, и источник, наверно, и раньше там был. Но сейчас вокруг источника развернут комплекс, окрещенный Гурьевским Иерусалимом. Источник Кирика и Улиты более скромен. Там течет ручей, и через него какой-то догада перебросил мостком икону. Кто-то догадался повернуть мосток и вот на месте обретения иконы теперь скромная часовенка и икона в ней висит. Очень мило и не помпезно.
Спуск к источнику на окраине города - а это деревня деревней и за ручьем почти сразу тайга начинается, Салаирская, черневая. Добрались. Но ручей бьет в колодец, не стоком, и мы решили воду из него не брать и не пить.
Выезжали не той дорогой, которой спускались. Она оказалась короче, вела в центр, но самое главное, Сергея как кто под руку толкнул, спросить про кладбище. Кладбище оказалось прямо в конце этой улицы. Могила ребят-практикантов, среди которых одна девушка - в конце кладбища, но находима легко и ухожена.
Вообще трагедия на руднике заслуживает особого упоминания. Это был выходной день, но по военной поре был объявлен субботник, и народу на шахте было много. В бытовке загорелась самодельная печка-сушилка, стоявшая в устье штольни. Зимой холодный воздух с большой скоростью устремлялся через штольню в горные выработки, поэтому один из слесарей получил задание устроить самодельную печь. Необходимых материалов для этого не нашлось, пришлось воспользоваться подручными средствами. Слесарь вбил в деревянную крепь длинные гвозди, намотал на них проволоку и конец ее включил в электросеть. День ото дня самопальный обогреватель был накален докрасна, и не только грел воздух, но и сушил, и разогревал крепление. Вскоре произошло возгорание, в результате которого деревянная крепь от устья штольни до разминовки Соймоновского участка выгорела практически полностью.
Жертв могло быть меньше, если бы работала клеть, на которой пострадавших доставляли на поверхность, но ее почти сразу же заклинило на 102 горизонте. Женщина-стволовой поставила ее на кулаки и потеряла сознание. Выехать на ней было уже некому, и разблокировать тоже. Поэтому на 102 горизонт спасатели спускались пешком, и многие собравшиеся у ствола и ждавшие клеть, погибли.
Спастись от пожара удалось немногим. 17 рабочих второго участка уцелели потому, что забрались под обрушение налегающих пород, куда с поверхности просачивался свежий воздух. Группа рабочих была спасена взрывником И. И. Коваленко, который сообразил, что нужно остановить работу вентиляторов местного проветривания, чтобы исключить засасывание газов в штрек.
В результате аварии погибло 85 человек, 29 получили отравления тяжелой степени, 82 — отравления легкой степени
Никаких конкретных документов о том событии не осталось ни в местных музеях, ни в архивах Салаирского ГОКа. Трагедия породила массу слухов; говорили, что погибло от четырехсот до восьмисот человек. Многие вспоминают специфический сладкий запах от погибших - лимонный, абрикосовый. И говорят, что в домах, куда родные отнесли тела за ночь успевали основательно угореть от такого соседства - токсичные испарения шли от тел, от одежды, от волос. Не удивительно, что ходили слухи о теракте. Погибших хоронили на салаирском кладбище: безродных и студентов, работавших на руднике, — в братской могиле, тех, у кого были родные, — отдельно. По результатам засудили 16 человек, но не за вредительство, а по бытовым обвинениям: нарушение ТБ и так далее.
Отдав дань памяти ребятам-практикантам, мы поехали в центр города. Там был впечатляющий но полуразрушенный ДК и еще несколько статуй.
Пообедать нам не удалось, впереди ждали пляж и Святой источник, и мы решили, что на пляже уж точно можно поесть. И поехали из Салаира

Салаир производит впечатление города запущенного.
Зато святой источник процветает и напоминает такой православный ЦПКО.

Котики всея Кузбасса

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Немного отдыха. Котики всея Кузбасса.

Гурьевск и окрестности. Горы и воды

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Гурьевск - город в лощине меж гор.

Но мы отвлеклись. Я помнится, говорила, что мы на Гавриловский пляж хотели поехать на автобусе. Но мы пошли и купили пряники и пошли домой - забили купленный на почту ящик и отнесли отправлять его. 8 килограмм. ВОСЕМЬ! Из них едва два занимают пряники, остальное - это то, что мы возили с собой, не использовав или использовав один раз отсилы... Посмеявшись, сколько мы зря таскали, мы отправили почтой. Кстати, эта посылка была дома раньше нас дома.
Потом спохватились, что обедать надо будет, как решили вопрос с обедом - уже поздно, вроде. Решили, что завтра поедем на пляж, автобусом. Посмотрим Петропавловскую церковь, святой источник и пляж. А то движение, горы... Ага...
Но это позже. Пока - я уже показала подгорную часть Гурьевска, а теперь - наше путешествие на гору. Гора стоит на окраине Гурьевска и Гурьевск с нее как на ладони виден. НО на горе тоже люди живут. Частный сектор, церковь.
Кстати, с горы мы поехали сперва на святой источник, и по пути посмотрели парк и санаторий "Серебро Салаира", который рассматривали как возможный приют, но отказались - дорого. И потом поехали смотреть Гурьевское море. Надо сказать, что море мы посмотрели не в том объеме, в котором хотели. Но в первый день помешал вечер и усталость, а во второй - дождь.
А вообще - купаться на этот пляж люди ходят, хоть и далеко идти, и по скале скакать, и тропа козья. Есть хороший подъезд. Но далеко. Мы его не нашли, увы.
А теперь - слайды!
Вид на город со смотровой площадки. Пищекомбинат, завод

Гурьевск

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Город Гурьевск - самый старый из всех городов на нашем пути.
Населённый пункт был основан на реке Бачат как посёлок при Гавриловском сереброплавильном заводе, пуск которого состоялся 15 ноября 1816 года, в день святого Гурия, в честь которого завод и посёлок получили своё имя. По другой версии, посёлок был назван в честь министра финансов (1810—1823) Гурьева Дмитрия Александровича. В 1826 году начат выпуск чугуна на доменной печи и завод перепрофилировался в железоделательный (Гурьевский металлургический завод). Это маленький город, пожалуй, первый из малых городов Кузбасса, который отдаленно напомнил мне города Европейской России.
Мы приехали в город и поселились на ул. Ленина, недалеко от центра города. И тут же обнаружили, что жить в Гурьевске непросто. Магазины большей частью работали до 18 часов (в выхордные - до 16), и это продуктовые! Едва купили что-то поесть, мыло и зубную пасту в "Магните", который был какой-то Гурьевский, не похож на остальные супермаркеты. Потом мы нашли таки магазины, которые работают по современным меркам аж до 10 вечера, в том числе "Ермолино", в котором Сергей привык покупать продукты.
Мы решили, что утром мы сходим в музей и купим знаменитые Гурьевские пряники. Это особые пряники, бренд города. Но купить их где-то за пределами Гурьевска и даже в самом Гурьевске вне магазина при Пищекомбинате - проблема. Зато в городе есть памятник этому прянику :).
Просыпаемся - в окне - тьма, сгущающаяся над Ершалаимом. Положили в рюкзаки анораки. Выходим, идем в сторону музея - небо ясное и день откровенно жаркий.
Серега предложил поехать на автобусе на пляж Золотые Пески и на Гавриловский святой источник. Не будь у нас плана, мы бы пошли и сели на автобус. Но у нас была сверхзадача: купить пряник и отправить его из Гурьевска посылкой и в ней еще и всякие малонеобходимые в этой части похода вещи. Надо было облегчить рюкзаки максимально, и вечером мы провели суровую ревизию всего.
Но перед пряниками надо было сходить в музей - это бывший дом купца Наркиза Ермолаева, стоящий на берегу Малого Бачата. Думаю, что это самый красивый дом дореволюционного Гурьевска. Интересно, что прямо через мостик и речку - Гурьевский металлургический завод им. Курако. Этот потрясающе талантливый металлург, который многое сделал для становления кузбасской металлургии в начале Советского периода - умер он от тифа в самом начале советского строительства - 1920 год.

Михаил Константинович Курако.
Пришли в музей. Здание красивое, модерн, но сильно обветшавшее. Рядом - новая церковь, еще не открытая. Вторая - где-то на Горе. Гора - это часть города, застроенная частным сектором. Кроме того, на Горе - памятник и смотровая площадка.
Дождались открытия музея. Заходим. Я вижу знакомое лицо. Ирина Богачева - руководитель проекта "Даешь индустриализацию!" (Такой же, как наш "Нарым. Забыть нельзя сохранить", расставить стенды и музеефицировать памятники истории, которые не имеют пока статуса популярного туробъекта. И, во многом, спасти их от разрушения). так вот, Ирина Богачева - директор музея, но она выступила и в роли кассира, и экскурсовода для нас. Мало сотрудников в музее. Экспозиция частично свернута (злой рок этого похода!), но Гурьевское литье (похожее на Каслинское, но отчасти свое) выставлено, про Наркиса Ермолаева выставлено, а Ирина поясняет, что каждый кусочек экспозиции связан с Гурьевском. Шкаф от этих людей, сервиз, предметы. Отдельная часть экспозиции посвящена Федору Александрову, создателю музея, человеку, который не просто создал музей. Человек, который добивался проведения раскопок в зонах, отведенных под индустриальные объекты - это подвижник.
gur-muzeum.kmr.muzkult.ru/requiments/
Интереснейшая экскурсия получилось. А стенды коллег посмотреть не удалось: как и мы, гурьяне спланировали один маршрут, а потом его пришлось расширять. Но у нас это вышло с нашего почина, а гурьян попросили грантодатели.

Здание музея

Город
Гора и памятник на смотровой площадке

Продолжение следует.

Старобачаты и святой источник

Святой источник в Старобачатах
За Бачатским угольным разрезом начинается гористый рельеф. Сами Старобачаты расположены на холмах, и святой источник, точного местоположения которого мы не знали, находится на холмах. Старобачаты - село немаленькое. Мы посмотрели на памятник (а еще оказался сквер с мемориальным камнем в честь основания этого села в 17 веке, но его мы заметили только на обратном пути) и нашли наконец дорогу. Надо проехать через все село до ул. Озерной. Озеро там действительно есть, и на нем пляжи. Миновав поселки, видишь немалую гору с телефонной вышкой, за холмом еще неслабый взгорок. Слева от дороги - озеро, а прямо - комплекс, наросший вокруг этого самого источника. В Кузбассе это отработанная технология: сдделать парковку, поставить часовню, купальни, сам источник, чтобы набрать водичку. Насадить кедровый парк, поставить еще одну часовенку. Мы пошли посмотреть часовню. ОТ охраны нам закричали, что там никого нет. Мы повернули, а к нам поспешила было женщина в платочке и длинной юбке. Но сообразила, что это не паломники, а туристы, которым не помолиться и купить, а пофотаться. Остановились у купальни: окунаться или нет. Был ужасно жаркий день, мы отмахали по горам уже более 50 километров, народа не было... И мы решились.
Наверно, мы вели себя довольно невоспитанно: вошли в одну раздевалку, там и переоделись. Окунались по очереди - я нырнула с головой. Вода + 4, родниковая. Ощущения - дикие. Не удивительно, если вдруг после этого я увлекусь моржеванием...
Поехали обратно. На пути оттуда и разглядели скверик.

Человеку нравится чувствовать себя маленьким и слабым, и поэтому его тянет к БелАЗам

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)

Я не большой любитель техники. Но все же одно из самых сильных впечатлений этого путешествия - это Бачатский угольный разрез и БелАЗы. Нам не довелось увидеть самый большой, грузоподъемностью в 450 тонн (ни работают под городом Березовским, на Черниговском разрезе), но 320 - это тоже такой дом-пятистенок на подклете с мансардой...Неторопливые красавцы. Кемеровчане (расширительно, а не только жители Кемерова) с удовольствием используют отработанные покрышки этих монстров в качестве ограждений или что-то там еще.
Бачатский угольный разрез единственный имеет оборудованную смотровую площадку. Мы поехали на нее. Дорога умеренная, почти без транспорта, в местах пересечения с технологическими дорогами не асфальтирована, а вокруг объявления стоит: "Осторожно, работают БелАЗы!"
Въезд на площадку огорожен покрышками от БелАЗовских колес. Вблизи видно не только размеры, но и насколько стерты эти покрышки.
Карьер огромен. По дороге туда - день был пасмурный, и карьер был скрыт дымкой, в которой можно было увидеть крошечные машинки и эксковаторики. Но на обратном пути дымка развеялась и хотя мыльница не позволяет сделать качественные снимки, но объемы и размеры отдаленно передает.
Как сказал один из наших случайных собеседников сказал: "Я как начал тут работать, так сына и жену повез посмотреть на то, где я работаю!" По правде сказать, я прикинула, как гордо ребенок может заявить, что его папа работает на Белазе! Одно избавит его от звездной болезни - тут папы почти у всех на этой махине работают. А если бы я на такой машине работала, я чувствовала бы себя если не Валей Терешковой, то Пашей Ангелиной точно... Мы смотрели на них долго, стоя на обочине технологической дороги, по которой ездили эти гиганты.
Подъезд к смотровой площадке хитрый, а выезд еще хитрее. Мы еле нашли его, выехали через КПП, нас никто не одернул. Но когда мы поехали обратно, то нас тут не пустили. Пришлось по трассе ехать туда, где огромные покрышки Белазов перекрывают вход. Мы на великах легко проникали везде. А вот на машине не подъедешь...
Кстати, обратно мы ехали не через Шанду, а через Бачатский и Финнскую деревню. Горы и гравий, дорога тяжелая. Но вполне доехали к 17 вечера до Гурьевска и заветного дома...

Вот тут виден масштаб этой машинки.

Дорога на Бачатский угольный разрез

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Следующий день подарил нам встречу с гигантами. Все гигантское - и размеры разреза, или как его называют сами работники - "яма" ("Мы из ямы грязные выходим, так ноги моем, прежде чем в АБК войти"), и Белазы, которые возят груз. И масштабы.
А началось знакомство вот с этого:

Но обо всем по порядку.
Выезд из Белово я уже отчасти описывала. Мы легко проскочили мимо Челухоево и Беково. Впереди нас ждало еще одно телеутское поселение - Шанда. Оно уже в Гурьевском районе. Там тоже есть некая этноплощадка при ДК, на которой проводятся праздники типа Пардакай (забавный симбиоз культа березы в телеутской традиции и русского троицкого культа) - по времени Пардакай как раз в это время и проводится, близко к Троице, или Пельменек который по времени близок к Святкам, но кроме хождения в гости и поедания угощения ( в смысле - пельменей) другое сходство надо искать с пристрастием. Разве что ряженье :).
В общем, там пока все строится. Зато на горе Шан-туу (Колокол-гора) стоит выразительый памятник - старая телеутка жждет сына с войны, а сын не приедет. И колокол над ней имеется, однако.
Посмотрев поселок, мы двинули обедать - нам порекомендовали автобазу, и не зря. По дороге к автобазе настиг меня звонок. Дело в том, что чем меньше город, тем тяжелее снять квартиру. В Гурьевске, кажется, только этот и был. Отказал нам - квартира занята. А тут клиенты сорвались. И он перезвонил нам: не поселитесь ли. Мы, конечно,забронировали номер в гостинице, но квартира явно была привлекательнее. Зато он ограничил нас во времени: забрать ключ до полшестого. Потом контора в доме, где мы поселимся, закрывается...
Но до полшестого была еще уйма времени, а нас ждали Бачатский угольный разрез и святой источник в Старобачатах.