15:45 

Сургутский областной краеведческий музей

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Собственно, правильнее было бы сказать - Музейный центр, потому что под одной крышей и на очень большой площади находится два музея - Краеведческий и художественный.
Я должна была с аэропорта ехать сюда, но что-то подсказало мне, что надо сперва музеи посмотреть спокойно, а уже потом думать о еде и ночлеге. В результате я поехала прямо в музей и прошлась по ним спокойно и с удовольствием.








Строилась эта громада под торговый центр, но предприниматель задолжал городу, и было принято соломоново решение: он отдал здание под музеи, а ему простили долги. В общем, теперь очень добротное и просторное здание.
Художественный музей находится на третьем этаже, и в нем категорически нельзя фотографировать. А жаль. Во-первых, потрясная совершенно выставка к косторезного промысла, во -вторых, потрясающее по решению экспонирование археологии.
В общем, обычно культовое литье рассматривается с точки зрения истории - и, кстати, в нашем музее тоже - и раскрывается по принципу: это археологическая культура, которая имеет распространение тут-то, в такие-то годы, у нее вот такое оружие, такое вот хозяйство, вот такой тип мировоззрения и самое известное там - это культовое литье. Я, наверно, после 8 марта отсниму нашу выставку и покажу.

А тут искусствоведы решили, что надо говорить только о шедеврах. И в черной-черной комнате в витринах размещены шедевры, над ними - плазменные экраны с показом ведущих текстов - что то или иное изображение может значить - и вырезанные из бумаги огромные изображения зверей. Не знаю, как назвать это - не то оригами, поскольку они объёмны, не то карвинг. Но классно. Играет музыка - не знаю, к сожалению или к счастью, но не горловое пение, иначе было бы полное погружение в нижние миры. Это непривычно, это изящно. Это... Ну, не хуже, чем у нас, а в некоторых местах берет новизной...
В общем, за неимением лучшего, помещаю афишу, она дает хотя бы отдаленное представление о бумажных зверях и совсем уж отдаленное о кулаёских предметах


В завершение о художественном музее: была привозная выставка Пикассо и Дали - акварели, гуаши и графика. заплатила за это деньги (ну, вы же понимаете, что как музейщик я хожу на большинство выставок бесплатно), я не пожалела об этом, мне даже очень понравились некоторые работы. Увы, я не искусствовед, я не настолько тонко чувствую такое искусство, чтобы полной мерой насладиться им.

Но первые два этажа - это мне как раз понятно.
В общем, про войну, наверно, я отдельным постом и сразу про два музея. Я про стационарную экспозицию.
Это классический краеведческий музей, то есть тут не только про историю говорят, тут и про природу тоже. И начинается с образования территории и с ответа на вопрос, почему тут динозавров не находят (ответ банален - тут море было, и есть обитатели моря, современные наземным динозаврам и даже старше их...) А заодно откровение, что черная нефть - это банально для территории Сибири, а нефть, добываемая на Ближнем востоке может быть и цвета мочи печеночного больного - красновато-желтая.





Дальше пошел каменный век, и что интересно - с кусочком трогательных экспонатов. В смысле - их можно руками поторогать.




Вот она, извращенная мечта любого посетителя музея. Понятно, что е подлинник, но похоже.



Естественно керамика - визитная карточка любой дописьменной культуры. Источник массовый, очень характерный и хорошо сохраняющийся.






А дальше пошла кулайская культура - очень выразительная, многовариантная в силу большой территории. И до дрожи яркая с точки зрения культового литья. Художниками были эти самые далёкие обитатели Западной Сибири. И стиль - такой сюрреализм...








Характерные перевитые ремешками косы сохранились у хантов и манси до ХХ века.





А это уже позднее время, 12-13 века. Волжские чаши, которые как-то привозились к нам в Сибирь, в тайгу и на болота.



Это золотая Орда наследила. Кумганчик среднеазиатский, примерно 13 века, на дне надпись арабской вязью - "Фатыма". Как это попало к нам, кто была Фатыма?


Джентльменский набор стрел - на все случаи жизни. Тоже уже средневековые.




А вот это - точно редкость. Могут сохраниться лишь в могиле, а в могилу это так редко клали - слишком дорогая вещичка.



Надо сказать, что в зале шла экскурсия, и потому я кружила по залу, во-первых, чтобы не мешать фотографией экскурсоводу, во-вторых, потому что она иногда называла потрясные экспонаты, и я возвращалась их отснять.


Это уже 19 век.




Оригинальное решение этикетки. Не новое, но приятно.




Макет Сургута и название улиц в двух вариантах. Умилила меня ул. Кладбищенская.




И это 19 век.



А вот снова археология, причем времен кулайских. Потому как экскурсовод вкусно объясняла изображения на китайских зеркалах. Местные жители не просто брали китайскую бронзу или там какую ещё. Они её улучшали, процарапывая на вещах значимые для них сюжеты - героев, мифических зверей...






И размщение в витрине предмеов. Я тоже люблю вешать на лесках.




И снова этнография.



Общий вид зала


История основания Сургута





Русские. О них не очень много.




Трогательный экспонат - мех разного зверья



А это уже интерактивный зал - куклы АКАНЬ.







Резюме - посмотреть было интересно, хотя оборванная на 19 веке история слегка удивила.
Из недостатков моего репортажа.
Два мужика в витрине портреты двух декабристов, которые очень много сделали для просвещения края. Это В.К. Тизенгаузен и А.И. Шахирев.

   

Дневник велосипедистов

главная