11:44 

Такая станция в Тайге...

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Эта станция со странным и двусмысленным названием с 1896 года связывает Томск с Транссибом. Ну, как известно, Транссиб по каким-тио причинам проскочил мимо города Томска и превратил некогда активно развивающийся экономический центр транзитных перевозок в захолустье. От Томска до Тайги всего 100 км, причем примерно 25 из них не имеют других путей, кроме железной дороги. Вдоль нее тянется какая-то довольно грязная грунтовка, по которой мы, возможно, когда-нибудь решимся поехать до Тайги. Самоходами, так сказать. Или не решимся.

Тайга впечатлила меня еще в пятилетнем возрасте - шиканый вокзал, с которым у меня не увязалось название места. Для кого-то Пастернак значил только приправу, а для меня Тайга - лишь глухой хвойный лес :). Я даже разродилась неким стишом, главное достоинство которого - в том, что после него я поняла, - я могу писать стихи.
Тага - транзитный город. Мы, попадая в Тайгу, всегда спешим - либо уехать из нее в Писаницу верхом, либо сесть на электричку и поехать домой, либо... Короче, поскольку в эти походы у нас не было особого разнообразия впечатлений, было решено: мы смотрим Тайгу, чтобы раз и навсегда успокоиться на ее счет.

Гостиница Тайга находится прямо рядом с вокзалом. Два этажа. В здании также находится стоматология, столовая и ритуальный зал с магазином обуви. В номерах - обычно. Нормальный такой номер эконом-класса. Чистенько, кровати огромные, света маловато, вода и мыло имеются.
Еще по дороге туда мы забронировали в Тайге гостиничный номер (как выяснилось, на этаже мы были единственными постояльцами, а есть ли второй этаж в этой гостинице, или он не для номеров - не знаю). И, пыльные и утомленные жарой, в середине дня мы въехали в нее. Нас ждали. Велики гостеприимно поселили в не то прачечной, не то просто подсобке - там стояла гладильная доска и сушилка, и была ванная. Холодной воды не оказалось. Правда, пока я бегала и выясняла, а что, бывает так, что отключают только холодную воду, а горячую не? - ее дали. Мы приняли душ и пошли завоевывать Тайгу.



Вообще Тайга - город вокруг вокзала. Вокзал там необычный - мало того, что он красив - Лыгин проектировал, не кто нибудь! - пути идут с обоих сторон вокзала. Да, на следующий день перед вокзалом поставили товарняк, и мы часа полтора гадали, как нам попасть на вокзал, если товарнякк не тронется. Неужели по мосту? Вы серьезно? Товарняк, впрочем, смилостивился и уехал, а страх, что гостиницу отрежут от вокзала так и остался...
читать дальше
Ну так вот о Тайге.
Город маленький. Расположен он на таком замысловатом рельефе, что для велотренировок места искать не надо. В начале августа город отмечал свое 120-летие, и по количеству изъяснений в любви, напечатанных и развешанных повсюду, кажется, переплюнул Северск в дни его юбилея.
читать дальше
Но, по правде сказать, история города горожан мало колышет, и это видно.
В буфете на вокзале, когда я разговорилась с буфетчицей, она без задней мысли ляпнула: "Музей? Да что там смотреть то?" Я пояснила свой нездоровый интерес профессиональной деформацией... Небольшое количество исторических зданий выглядит присорбно... Впрочем, как бы сказать. Вокзал вылизан, две церкви вполне благолепны. Остается зеленый магазин - бывшие лавки купца Магазова, самого главного негоцианта Тайги. Вид запущенный.
читать дальше
Но Лыгинский стиль и тут виден и узнаваем. Тулеев хотел бы отдать этот магазин под музей - и это было бы разумно. Но железнодорожники - владельцы магазина, не отдают.
Чуть дальше по проспекту Пролетарскому - главной улице старой, зажелезнодорожной тайги стоит жилой дом. Смотреть на него страшно и больно. Не потому, что брошен - хозяева в нем аккуратные, по крайней мере - в части дома. Но когда в деревянный дом суют пластиковые окна - пиши пропало. К тому же часть дома стоит явно пустая, ставни закрыты.
читать дальше
А вот церковки в Тайге симпатичные. Одна - сразу за вокзалом. Св. Андрея Критского. 1896 года основания (интересно, что в Гато видела годовые отчеты батюшек) Церковка переживала бурные времена - ее сносили, делали складом - но добротная кирпичная кладка на растворе с гусиным яйцом сделали это здание неразрушаемым.
Она хороша - псевдорусский стиль, маленькая и уютная.
Работают тайгинские церкви до 15 часов. Но две бабульки проявили бдительность и решили позвать матушку. Матушка - молодая и приветливая, открыла лавку, где мы накупили икон св. Андрея, ладанки и проч. в подарок мамам, а потом пошли в храм.
Росписи под старину - восстановленные. Храм маленький и чистый. И уютный - благо никто не строжился на нас.
читать дальше

История храма изложена тут. tayga.prihod.ru/history
Другая церковь - Ильинская - с 1906 года. Подробнее - тут ilya-tayg.prihod.ru/aboutcategory/view/id/5045
Для нас этот храм замечателен тем, что в него перевели бывшего нашего северского батюшку - Михаила Максименкова. Потом его перевели в Юргу - но о. Михаил как был по сути своей пионервожатым, так своими военно-православными лагерями везде и прославился.
В храме не было никого, открыт только притвор, но там висела стенгазета про всех настоятелей храма, и нашего о. Михаила мы там нашли.
читать дальше
Еще одной исторической достопримечательностью является клуб железнодорожников. Его построили в 1927 году и по тем временам он вызывал бурные восторги. Сейчас его слегка видоизменили, но это именно тот клуб, о котором с восторгом писал т. Луначарский.
читать дальше
И, наконец, здание депо. Мы думали, нас оттуда шуганут - все же производственная территория. Но охранявший вход вахтер только выглянул и, решив, что мы - туристы, даже не сказал ничего. А одна дама наоборот посоветовала пройти дальше и сфотографировать дом отдыха железнодорожников и баню.
А вообще - извините, тут и Кржижановский побывали, и Киров, и Куйбышев. И туда туристов не пускать?
читать дальше

Хотела одним постом отправить все таежные впечатления, но понимаю, что даже тремя не обойдусь. Продолжение следует.

   

Дневник велосипедистов

главная