Салаир

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
2 июля оказался днем самого большого приключения в этом и так не бедном приключениями и впечатлениями походе.
Ночь была дождливой, и прогноз обещал целый день дождь разной интенсивности. Мы решили, что едем на пляж и в Салаир на автобусе. Встали позже - не в проливной же дождь ехать, и не по свежим лужам. Вышли и сели, как умные маши, ждать на остановке. Но пока ждали автобус развиднелось, и мы поняли, что а) все не посмотрим с автобуса, б) уходимся немилосердно. Точно не посмотрим Каменные ворота и Каменушинский водопад, а они необычно хороши.
А еще не посмотрим салаирское кладбище, а на нем одна братская могила просто обязательно должна быть посещена. Как место расстрела в Л-К.
И мы перед самым появлением автобуса помчали за великами. До Салаира ехать близко, но все время в гору и в горы довольно крутые. Утешаясь мыслью, что обратно будет много спусков, мы двинулись на Петропавловскую церковь.

Главная достопримечательность города - Петропавловский храм.

Надо сказать, что храм этот в этом году празднует свое столетие, что строил этот храм отец партизана-анархиста Григория Рогова, и потому этот храм роговым не был разрушен и опоганен. Перед церковью когда-то стояла статуя Александра 2, Освободителя. С вензелем, на котором явно читалось А1.
Церковь эта предсказуемо закрывалась в Советское время, но ее не разрушили, и открыли в Перестройку, а к 100-летию должны были восстановить статую. Но открыть ее должны были только 12 июля, в престольный праздник, а мы были 2-го. Порадовались факту, что церковь обзавелась еще одной восстановленной реликвией.
Храм хорош, причт приветлив. А за храмом маленькое кладбище, и у могил батюшек стоят лавочки, чтобы люди посидели у могил в тенечке и подумали что-нибудь душеполезное.
Я вот например сразу там котика узрела и сфотографировала.

Салаирский кряж богат на источники, и бьют они, ясно, в низинке. И их принято объявлять святыми. Ну, я уже, кажется, сказала, что думаю на этот счет. Гавриловский источник - якобы в гражданскую какие-то партизаны привязали к хвосту лошади о. Рафаила и погнали лошадь. А помощник его, дьякон Терентий, сбежал, потом совесть его заела он пришел и сдался партизанам. И с ним еще 9 прихожан. И вот на месте мученической кончины, не то погребения мучеников и забил источник. Далековато от храма, по правде сказать, и источник, наверно, и раньше там был. Но сейчас вокруг источника развернут комплекс, окрещенный Гурьевским Иерусалимом. Источник Кирика и Улиты более скромен. Там течет ручей, и через него какой-то догада перебросил мостком икону. Кто-то догадался повернуть мосток и вот на месте обретения иконы теперь скромная часовенка и икона в ней висит. Очень мило и не помпезно.
Спуск к источнику на окраине города - а это деревня деревней и за ручьем почти сразу тайга начинается, Салаирская, черневая. Добрались. Но ручей бьет в колодец, не стоком, и мы решили воду из него не брать и не пить.
Выезжали не той дорогой, которой спускались. Она оказалась короче, вела в центр, но самое главное, Сергея как кто под руку толкнул, спросить про кладбище. Кладбище оказалось прямо в конце этой улицы. Могила ребят-практикантов, среди которых одна девушка - в конце кладбища, но находима легко и ухожена.
Вообще трагедия на руднике заслуживает особого упоминания. Это был выходной день, но по военной поре был объявлен субботник, и народу на шахте было много. В бытовке загорелась самодельная печка-сушилка, стоявшая в устье штольни. Зимой холодный воздух с большой скоростью устремлялся через штольню в горные выработки, поэтому один из слесарей получил задание устроить самодельную печь. Необходимых материалов для этого не нашлось, пришлось воспользоваться подручными средствами. Слесарь вбил в деревянную крепь длинные гвозди, намотал на них проволоку и конец ее включил в электросеть. День ото дня самопальный обогреватель был накален докрасна, и не только грел воздух, но и сушил, и разогревал крепление. Вскоре произошло возгорание, в результате которого деревянная крепь от устья штольни до разминовки Соймоновского участка выгорела практически полностью.
Жертв могло быть меньше, если бы работала клеть, на которой пострадавших доставляли на поверхность, но ее почти сразу же заклинило на 102 горизонте. Женщина-стволовой поставила ее на кулаки и потеряла сознание. Выехать на ней было уже некому, и разблокировать тоже. Поэтому на 102 горизонт спасатели спускались пешком, и многие собравшиеся у ствола и ждавшие клеть, погибли.
Спастись от пожара удалось немногим. 17 рабочих второго участка уцелели потому, что забрались под обрушение налегающих пород, куда с поверхности просачивался свежий воздух. Группа рабочих была спасена взрывником И. И. Коваленко, который сообразил, что нужно остановить работу вентиляторов местного проветривания, чтобы исключить засасывание газов в штрек.
В результате аварии погибло 85 человек, 29 получили отравления тяжелой степени, 82 — отравления легкой степени
Никаких конкретных документов о том событии не осталось ни в местных музеях, ни в архивах Салаирского ГОКа. Трагедия породила массу слухов; говорили, что погибло от четырехсот до восьмисот человек. Многие вспоминают специфический сладкий запах от погибших - лимонный, абрикосовый. И говорят, что в домах, куда родные отнесли тела за ночь успевали основательно угореть от такого соседства - токсичные испарения шли от тел, от одежды, от волос. Не удивительно, что ходили слухи о теракте. Погибших хоронили на салаирском кладбище: безродных и студентов, работавших на руднике, — в братской могиле, тех, у кого были родные, — отдельно. По результатам засудили 16 человек, но не за вредительство, а по бытовым обвинениям: нарушение ТБ и так далее.
Отдав дань памяти ребятам-практикантам, мы поехали в центр города. Там был впечатляющий но полуразрушенный ДК и еще несколько статуй.
Пообедать нам не удалось, впереди ждали пляж и Святой источник, и мы решили, что на пляже уж точно можно поесть. И поехали из Салаира

Салаир производит впечатление города запущенного.
Зато святой источник процветает и напоминает такой православный ЦПКО.